РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация уроков в период адаптации первоклассников

Организация уроков в период адаптации первоклассников Учитель начальных классов 
ГБОО СОШ №384 Буздина В.В. 

В период адаптации первоклассников, который длится первые восемь недель, в процесс обучения целесообразно включать игры с дидактической направленностью, а так же подвижные игры, которые параллельно физическому развитию учащихся позволяют решать задачи познавательного характера (закрепление знаний и представлений по предметам общеобразовательного цикла: математике, обучению грамоте, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром). Главное их достоинство в том, что школьники практически не раздражаются, не устают от выполнения дидактических заданий, так как подвижная и театрализованная игра протекает на эмоциональном фоне, связана с проявлением инициативы, что стимулирует двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. А в период адаптации детей к школе, как известно необходимо использовать ведущий вид деятельности, который был в дошкольном детстве. 

Вот некоторые примеры игр из личной практики. 

Например: на уроках математики период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию. Дети учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения , расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. В этот период можно предложить игру с мячом или с шариком. Учитель называет расположение в пространстве, а дети должны показать, где должен находиться мяч. Так же при изучении признаков предметов можно сравнивать мячи, шары, кубики по цвету, размеру и форме. 

Таким образом, дети в процессе игровой деятельности осваивают пространственные представления, состав числа, признаки предметов, что и является основой прохождения программы в этот период. 

На уроках обучения грамоте целесообразно включить театрализованные этапы уроков, сценки – импровизации. Например, на уроке обучения грамоте при изучении гласных и согласных звуков, можно детей нарядить в костюмы звуков, выучить стихи и поэтому урок пройдет намного интереснее. Дети в непринужденной форме узнают различия гласных и согласных звуков, учатся определять мягкость и твердость согласных. Можно использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, памяти, воображения, внимания. 

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако, отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке. 

В течение восьми недель учитель может планировать уроки в форме уроков-игр, уроков-сказок, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Буздина Виктория Викторовна03.02.2014 14050 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar