РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация уроков в период адаптации первоклассников

Учитель начальных классов 
ГБОО СОШ №384 Буздина В.В. 

В период адаптации первоклассников, который длится первые восемь недель, в процесс обучения целесообразно включать игры с дидактической направленностью, а так же подвижные игры, которые параллельно физическому развитию учащихся позволяют решать задачи познавательного характера (закрепление знаний и представлений по предметам общеобразовательного цикла: математике, обучению грамоте, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром). Главное их достоинство в том, что школьники практически не раздражаются, не устают от выполнения дидактических заданий, так как подвижная и театрализованная игра протекает на эмоциональном фоне, связана с проявлением инициативы, что стимулирует двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. А в период адаптации детей к школе, как известно необходимо использовать ведущий вид деятельности, который был в дошкольном детстве. 

Вот некоторые примеры игр из личной практики. 

Например: на уроках математики период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию. Дети учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения , расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. В этот период можно предложить игру с мячом или с шариком. Учитель называет расположение в пространстве, а дети должны показать, где должен находиться мяч. Так же при изучении признаков предметов можно сравнивать мячи, шары, кубики по цвету, размеру и форме. 

Таким образом, дети в процессе игровой деятельности осваивают пространственные представления, состав числа, признаки предметов, что и является основой прохождения программы в этот период. 

На уроках обучения грамоте целесообразно включить театрализованные этапы уроков, сценки – импровизации. Например, на уроке обучения грамоте при изучении гласных и согласных звуков, можно детей нарядить в костюмы звуков, выучить стихи и поэтому урок пройдет намного интереснее. Дети в непринужденной форме узнают различия гласных и согласных звуков, учатся определять мягкость и твердость согласных. Можно использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, памяти, воображения, внимания. 

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако, отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке. 

В течение восьми недель учитель может планировать уроки в форме уроков-игр, уроков-сказок, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены