РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формы и методы контроля на уроках русского языка

Формы и методы контроля на уроках русского языка

Одинокова Виктория Анатольевна
МБОУ СОШ № 11
г. Белово

Традиционный контроль, прежде всего, связан с именем И.Ф. Гербарта, который обосновал традиционную систему обучения. Целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем, Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Контроль должен носить воспитывающий характер, связывать с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

Для достижения указанных целей, процесс контроля должен строиться по четырем формальным ступеням, которые определяют его структуру:

  1. Выделение материала и углубленное его рассмотрение.
  2. Обнаружение выводов, формулировка понятий, законов.
  3. Понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.
  4. Связь нового материала с прошлыми занятиями.
В современной дидактической системе целями контроля обучения предусматривается не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание контроля обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной и реформистской исследовательской дидактики и используя их достоинства [12,3].

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы и т.д.
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику необходимо показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Учитель использует в процессе обучения различные формы проверки знаний, умений и навыков: индивидуальные и фронтальные опросы, регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся. Помогают проследить за формированием навыков и усвоением знаний различного рода проверочные работы: предупредительные, объяснительные, зрительные, творческие диктанты, письмо по памяти. Эти и другие виды проверочных работ позволяют учителю располагать данными об уровне знаний и навыков каждого учащегося в отдельности и класса в целом, установить пробелы в знаниях, упущения в навыках с тем, чтобы можно было своевременно оказывать помощь учащимся и устранять недостатки. Все названные формы проверки усвоения знаний и навыков носят обучающий, а не контролирующий характер.

Вместе с тем на каждом этапе обучения (по каждой изучаемой теме, на каждом году обучения, в каждой четверти) программа по русскому языку определяет такие навыки и знания, которые должны быть отработаны до определенного уровня у каждого ученика. Отсутствие таких навыков является существенным тормозом для дальнейшего продвижения в овладении языком. Поэтому учитель должен четко представлять, какие основные требования программы предъявляются к знаниям, умениям и навыкам в каждом году обучения и каждой учебной четверти. Это позволит учителю правильно построить весь процесс обучения, что гарантирует успех в овладении детьми умениями и навыками по родному языку.

В целях замера обязательных результатов обучения проводятся текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Так, после изучения ключевых тем «Правописание гласных после шипящих», «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне слова, «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (прилагательных)», «Правописание безударных личных окончаний глаголов» и ряда других учитель обязательно проводит контрольный диктант в целях проверки орфографических навыков и предлагает задания в целях проверки усвоения элементарной теории языка. По результатам текущего учета знаний учитель может выявить степень овладения только что изученным материалом.

Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку. Цель их проведения — государственная проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (учебная четверть, год), получение объективных данных. Итоговые контрольные работы имеют особое значение для учета успе-ваемости каждого ученика. Они являются основными критериями оценки работы ученика и учителя.

Основной принцип проведения итоговых контрольных работ состоит в том, что они не должны завышать и занижать прог-раммных требований, Применительно к русскому языку это означает, что в состав итоговой контрольной работы входят только те слова и их формы, те синтаксические конструкции, те структурные типы предложений, которые имеются в упражнениях учебника. Остальные случаи проговариваются или выписываются на доске. В практике обучения нередко предъявляются завышенные требования к знаниям и умениям, без учета такого принципа построения начального курса русского языка, как перспективность наблюдений и накапливание языковых фактов, которые предшествуют дальнейшему обучению языку. В итоговые контрольные работы включаются лишь те навыки и умения, которые отработаны ранее [12,4]..

Итоговые контрольные работы, предлагаемые детям могут быть дифференцированного характера, т.е.. орфографические навыки и знания по языку (фонетике, лексике, грамматике) проверяются одни и те ж е, но на разном текстовом и лексическом материале — являются работой средней сложности и рассчитаны на обычные классы (среднего ученика), отмеченные звездочкой, предлагаются для классов с сильным составом учащихся или классов с углубленным изучением языка.

В течение каждого учебного года обычные контрольные работы (текущий учет навыков) проводятся по окончании изучения ключевых (крупных) тем. Итоговые контрольные работы проводятся пять раз в году. Ими являются: входная работа; работы за I, II, III учебные четверти; работа за год. Входная работа, которая проводится в самом начале учебного года, позволяет выявить, в какой мере утрачены знания, умения и навыки, полученные в предыдущем учебном году, за летний период. Контрольные работы за каждую учебную четверть и учебный год позволяют следить за формированием знаний, умений и навыков в течение всего учебного года. Годовая итоговая работа про-водится в середине мая, т. е. за две недели до окончания учебного года.
В качестве контрольных работ используются: диктант, грамматические задания; контрольное списывание; изложение; тесты. Сочинение как вид итоговой контрольной работы в начальных классах практически не используется в силу того, что умению выражать свои мысли в письменной форме дети только обучаются в младших классах школы [12, 5]..

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Тексты предлагаемых диктантов должны быть рассчитаны на выполнение всеми учащимися данной ступени обучения и включать достаточное количество орфограмм (примерно 60% от общего количества слов диктанта). Подавляющее количество слов диктанта составляют слова на те правила, которые отработаны ранее. Слова, правописание которых только изучается на момент проведения контрольной работы, в диктант не включаются. Поскольку навык правописания складывается постепенно, то неотработанные, недостаточно сформированные навыки не проверяются.

В тексты не должны быть включены слова на те правила, которые еще не изучались к данному моменту, а также слова с непроверяемыми написаниями, не входящие в список слов для данного этапа обучения, а также те типы слов на изученные правила, которых нет в упражнениях учебника. Это слова, трудные в смысловом отношении; слова с осложненным морфологическим составом. К примеру, слова типа ослепительный, гигантский, хотя и на изучаемые в начальной школе правила, но они являются словами с трудной семантикой, осложненным составом. Дети затрудняются в их написании, так как труден подбор проверочных слов, детям трудно дается выделение корня в таких сло-вах. Если же в тексте необходимы (без них трудно обойтись) слова, написание которых дети пока не изучали, то такие слова учитель четко проговаривает во время диктанта или эти слова выписываются на доске до того, как учитель начнет диктовать весь текст. Это делается с целью предупреждения ошибок в написании данных слов.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты, либо искусственно составленные, либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. Тематика текстов близка и понятна детям: природа, дружба, товарищи, игры, праздники, ребячьи дела, город и деревня и т. п.

Синтаксис текста прост и доступен для младших школьников: предложения простые по структуре, различные по цели высказывания, состоят из двух — восьми слов, в отдельных случаях осложненные теми синтаксическими категориями, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

В каждом тексте указывается количество слов; которое должно соответствовать действующим нормам, утвержденным в программах.
Дополнительные задания, предлагаемые после диктанта, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений (фонетико-графический, морфологический и словообразовательный, а также орфографический и синтаксический). В контрольной работе предлагаются два задания. Их содержание связано с текстом диктанта. Задания охватывают языковой материал, изучаемый ранее. Эти задания обязательны для всех учащихся класса. Они отражают программные требования к знаниям по языку и умениям на данном этапе обучения.

В контрольных работах за четверть и за год предлагается еще и третье задание, которое выполняют лишь сильные учащиеся. Это задание повышенной трудности. В него включены вопросы, связанные с лексическим значением слова. Оно требует проявления смекалки, общего развития.

Контрольное списывание, как и диктант, служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков, каковыми являются: умение находить в тексте, распознавать орфограммы и списывать слова с ними, вставлять пропущенные буквы и знаки препинания, восстанавливать деформированный текст, выписывать ту или иную часть текста по заданию. Для данного вида работ пред-лагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Работа содержит одно-два дополнительных задания, связанных с текстом.

Изложение имеет целью проверить, как идет формирование навыка письменной речи: умение передавать содержание текста без пропусков существенных моментов, правильно строить предложение, употреблять слова в соответствие с их значением; умение орфографически грамотно записывать текст, соблюдая синтаксические нормы. Поскольку данные умения только складываются в начальной школе, данный вид работ чаще носит обучающий, чем контролирующий характер. Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией.

Специфика каждого вида контрольной работы требует особой методики ее проведения и учёта результатов.
Тестовый контроль является сравнительно новым методом проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Самые первые образцы тестов появились в конце XIX века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов нынешнего столетия.

Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов – дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет разработчик теста. Из сказанного ясно, что создание такого прибора требует специальных знаний и времени. Учителя, разумеется, должны получать готовые тесты, что и происходит в США, Англии, Канаде, меньше – в других странах [9,43]. Однако некоторые учителя создают тесты для своих конкретных целей и классов, они носят название неформальных тестов.

Как устроен тест? В школьной практике чаще всего использую тесты, в которых задания требуют ответа на вопрос. При этом ответ можно представлять в одних случаях заполнением промежутка в тексте, в других тестах нужен выбор одного из предложенных ответов (обычно 3 – 5). В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа; рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его как ошибочный от ядра и правильного ответа.

В дидактике существуют и тесты типа эссе свободного высказывания, например, сочинения по литературе. Однако тесты со свободными ответами почти не поддаются стандартизированной процедуре оценки, есть опасность утратить надежность и объективность теста.

Тесты различаются также по видам целей обучения. Имеются четыре таксономических категорий целей образования и соответствующие им тесты.

Первый тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий – всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы. Второй тип тестов проверяет умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном – это решение типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изученного. А четвертая категория целей выделяет задания, проверяющие умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.

Тестирование проводится для замера знаний и умений. Оно содержит обобщенный материал по ключевым грамматико-орфографическим темам и нацелен на выявление степени усвоения изучаемого материала. Тестирование требует от учащихся хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах [9, 42].Тестирование проводится на отдельных карточках (для каждого ученика). Дети читают задание, уясняют его и выполняют прямо в карточке: вставляют нужную букву, выбирают из нескольких вариантов правильный, находят ошибки в разборе слов, предложений и т. п. Особенностью проведения такого вида контрольной работы является полная самостоятельность учащихся.

Имеются различные методики обработки результатов тестовых исследований. Наиболее распространенная состоит в том, что ученый – разработчик присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом, процентом. Различают также два подхода анализу результатов тестов. В одних случаях результаты тестов сравниваются со средним результатом по какой – либо группе, который принимается за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму. Второй подход дает тесты, ориентированные на критерий. Он имеет большее распространение сегодня и состоит в том, что сопоставляются с заранее определенными критериями. Большое значение в этом случае имеет разработка критериев, основанная на анализе учебного материала и определяющая, что собственно должны знать и уметь учащиеся к концу изучения такого – то курса.

В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, так как на его основе, полагали ученые, происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта. Тесты же достижений или тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

Дидактические понятия проверки знаний или результатов обучения имеют значительно большой объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика имеет широкое употребление и применяется в области обучения, где обозначает измерение и самоанализ уровня обученности.
Таким образом, на различных этапах учебного процесса применяются разные виды, методы, формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Клепинина З.А. Тесты в системе повторения учебного материала./ Начальная школа, 2004, №1. – С. 42 - 47.
  2. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2000. — 192 с.

Одинокова Виктория Анатольевна03.02.2014 96050 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar