РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Учебная ситуация как средство формирования личностного смысла учения и начальных форм рефлексии у обучающихся младшего школьного

Адамбаева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МКОУ "Школа № 5" МО г. Ирбит Свердловская область


Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
Дистервег

Идеология, структура, требования, содержание Федерального государственного образовательного стандарта принципиально отличается ориентацией на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности - универсальное учебное действие. Что же вкладывается требованием общества в "умение применять полученные знания"? Анализ этого понятия с различных сторон позволил прийти ученым к следующим выводам - уметь применять - это значит,

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новизна в образовательном процессе, связанная с реализацией ФГОС предъявляет особые требования и к учителю. Современному учителю необходимо -
  • четко планировать свою деятельность и деятельность учащихся (тему, цель, задачи урока), продумывать виды и формы деятельности на уроке;
  • нацеливаться на сотрудничество с учениками и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся;
  • подводить учащихся к самостоятельной формулировке обобщений и выводов;
  • использовать в совместной деятельности с учениками минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • ориентироваться на времясбережение и здоровьесбережение;
  • вести учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • демонстрировать методическое искусство;
  • четко осознавать, что в центре внимания образовательного процесса являются всегда - дети;
  • планировать обратную связь.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с ГОС ФК, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие [3]. Такие условия могут задаваться и описываться с помощью описания образцов деятельности, с помощью описания различных методических или дидактических средств, через описание последовательности выполняемых действий, через особенности организации урока или иной единицы учебного процесса.
Проблема органи¬зации обучения, направленного на сознательное формирование способов действий, необходимых для решения проблем, и достижение на их основе метапредметных результатов обуче¬ния, сегодня становится очень акту¬альной. Особой структурной единицей учебной деятельности, содержащей полный замкнутый цикл, является учебная ситуация.

Учебная ситуация выступает как единица целостного образовательного процесса, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают [4], [3]. По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной.

Нейтральная ситуация - соблюдается методика обучения. Методы обучения не всегда соответствуют поставленным педагогическим задачам, их выбор нерационален (используются непродуктивные методы и приемы, отсутствие или ограниченность применения коррекционно-развивающих технологий, методов и приемов). Применяются в основном задания репродуктивного характера, обучение ведется в режиме «готового знания».

Не всегда целесообразно применение (или не применение) наглядности и вспомогательных средств [7].
Проблемная ситуация предполагает наличие проблемы (задачи), т.е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности (возможности) решать эту задачу [4]. 

Примером учебной ситуации может стать:

  • ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
  • ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
  • ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными;
  • ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
  • ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
  • ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.
В связи с вышеуказанным и потребностью качественно реализовывать ФГОС НОО перед нами, учителями МКОУ "Школа № 5", ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

При создание учебной ситуации необходимо учитывать:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы), осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. способность ставить и отвечать на во¬просы типа: "Что я делаю?", "Как я делаю?", "Поче¬му я делаю так, а не иначе?".

Отбор и использование учителем учебных ситуаций встраивается в логику образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и позволяет формировать у обучающихся не только предметные, но познавательные и коммуникативные компетентности. Важным опытом решения учебных ситуаций в обучении является рефлек¬сия — способность обучающихся рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особен¬ности.

Формы организации учебных ситуаций могут быть разнообразны. Многое в процессе их возникновения и развития будет зависеть как от объективных обстоятельств учебного процесса, так и от собственно субъекта педагогической деятельности - учителя. В целом, к учебным ситуациям, которые возможно организовать в младшем школьном возрасте, можно отнести:

  • ситуации выбора;
  • ситуации успеха;
  • проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;
  • ситуации самооценки;
  • ситуации общения;
  • ситуации убеждения;
  • ситуации сопереживания;
  • игровые ситуации;
  • ситуации освоения новых способов деятельности.
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:
  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);
  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной/обществоведческой части окружающего типами формируемых умений);
  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Создание банка учебных ситуаций – одна из важнейших задач для меня в межаттестационный период в процессе освоении и реализации технологии достижения планируемых результатов. Одним из этапов межаттестационного периода является диссеминация опыта, в данном случае, его открытость и прозрачность.

Вниманию своих коллег я предлагаю различные учебные ситуации, разработанные мною и заимствованные из опыта работы других педагогов.

1. Ситуация выбора - Выбор поэзии

Учащиеся выбирают по стихотворению (самостоятельно или из предложенного), учат его наизусть, или готовят выразительное чтение и выступают с ним перед классом. Они стараются говорить ясно, с соответствующим выражением и темпом.

2. Ситуация успеха - Драматизация

Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя. Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, что они верят в свою роль. Учащиеся контролируют свои действия и эмоции и выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства.

3. Проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач - Запрет учителю

При изучении темы "Запрет - строгий и мягкий" по учебной дисциплине "РИКО" учащимся было предложено составить мягкие запреты учителю или маме (в тактичной форме) с последующей презентацией на уроке. Результат превзошел все ожидания, так как учащимися было предложено великое множество запретов, презентабельность которых позволило более прочно усвоить необходимость изучения данной темы в повседневной жизни.

4. Ситуация самооценки - Дискуссия в классе

Поместите в углу плакат с провокационным «новым правилом» (например, "Учащимся разрешается есть конфеты только по выходным" или "Учащиеся должны посещать школу семь дней в неделю"). Дайте возможность детям обсудить это положение. Открыто следите за соблюдением правил ведения дискуссии.

Учащиеся обсуждают положение, пользуясь правилами ведения дискуссий.

5. Ситуации общения - Читаем в паре

Учащиеся работают в парах с двумя копиями одного и того же рассказа.
Они проглядывают рассказ и решают, будут ли они читать это про себя или вслух.
Учащиеся обсуждают способы организации рассказа и решают, как часто они будут останавливаться, чтобы обсудить прочитанное. Учащиеся внимательно выслушивают друг друга и отвечают.
После прочтения, учащиеся обсуждают сам процесс чтения в паре и размышляют о том, что удалось узнать и понять.

Учащиеся могут использовать различные приемы для чтения разных текстов. Учащиеся могут объяснить, почему данный прием чтения отвечает особенностям данного рассказа.
Учащиеся со знанием дела могут обсуждать прочитанное. Они ведут обсуждение с партнером, соблюдая правила ведения дискуссий.

6. Ситуации убеждения - Я посадил яблоню...

Данное задание предполагает продолжение трех начатых текстов так, чтобы получились тексты: описание, повествование и рассуждение. Данная работа предполагала групповую работу.

7. Ситуации сопереживания - Викторины, конкурсы, фестивали...

Учащиеся работают в группах, отвечая на вопросы викторины, конкурса. Участвуют группами в конкурсе знатоков «По местам исторических событий…» (на лучшее выполнение доступных заданий по контурной карте).

8. Игровые ситуации - Зоопарк

Обучающимся предлагаются картинки, которые необходимо подписать. Выполнение данного задания позволит составить рассказ "Зоопарк".

9. Ситуации освоения новых способов деятельности - Графический диктант

Обучающиеся по слуховому восприятию воспроизводят действия,
в результате которых получают или не получают определенный продукт.

"Хорошая" учебная ситуация позволит вы¬явить позитивные и негативные стороны освоения программного материал по любому учебному предмету (на¬пример, что помогает/мешает либо что полезно/ вредно, что нравится/не нравится и т.п.) и постановки учебных задач (напри¬мер, что надо изменить, выполнить по-другому, до¬полнительно узнать и т.п.). Задание, составленное согласно методическим рекомендация, потребует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов це¬лям и способам действий, то есть задание пред¬полагает ответ учащихся на вопросы типа: «Все ли получилось так, как вы задумали/так, как требует условие? Что не получилось? Почему? Что надо было бы сделать иначе?».

Подводя итоги можно сделать выводы, что создавая и используя на уроках учебные ситуации, ориентированные на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии у обучающихся, можно отследить позитивные изменения не только у учащихся, но и в самой личности педагога, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития.

Источники:
1. Технология создания исследовательских ситуаций в начальной школе. Э. К. Никитина, канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры теории и истории педагогики Московского городского педагогического университета; О. А. Коваленко - учитель начальных классов ГБОУ «ЦО № 1460», г. Москва. Журнал "Начальная школа" стр. 9.
2. Е. Милова. [http://www.zankov.ru/exp/article=3216]
3. Е. Старостенко. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.
4. Зимняя И. Педагогическая психология "Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса". Часть III.
[http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/pedogogicheskaya_psihologiya/glava2.htm].
5. О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева Особенности учебных задании, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии. Журнал "Начальная школа" (январь 2013) С. 5.
6. Лебедева М. Ю. Учебная ситуация как способ реализации системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС II поколения. [http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/uchebnaya-situaciya-kak-sposob-realizacii]
7. Нейтральная педагогическая ситуация. [http://vashabnp.info/load/52-1-0-1967]
8. Флегонтова Л. И. Методическая разработка "Мультипликационный фильм как средство создания учебной ситуации, способствующей формированию универсальных учебных действий младших школьников". МБОУ СОШ № 5. г. Инта. 2013.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены