РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка

Формирование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка
Автор - Н.П. Насекина,
учитель русского языка и литературы высшей категории, 
МАОУ СОШ № 73 «Лира» города Тюмени.

В системе школьного образования предмет «Русский язык» занимает центральное место, ведь именно на русском языке ведётся преподавание всех школьных предметов, на русском языке ребёнок мыслит, говорит, посредством его приобщается к духовным и нравственным ценностям. Русским языком пользуются люди всех профессий, поэтому именно от учителя русского языка и литературы зависит воспитание личности, способной усвоить и сохранить накопленное языковое богатство. Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка - задача, выполнение которой будет способствовать повышению речевой культуры и грамотности учащихся.

Лингвистическая компетенция - это осмысление речевого опыта, которое предполагает знание основ науки о русском языке, владение терминологической базой курса, различные учебно-языковые умения, определённые действия с языковым материалом (работа с единицами языка, в том числе с текстом, создание собственного текста, грамотное письмо и т. д.). Успешное развитие лингвистических способностей возможно лишь при условии обязательного развития интеллектуальных возможностей ученика.
Цель данной работы - обобщить опыт 30-летней работы в школе в свете заявленной в статье темы.

Преемственность в обучении - важный аспект в развитии лингвистических способностей. В школе №73 «Лира», где я работаю, преподаватели начального звена обучения убеждены в том, что их задача заключается не только в формировании конкретных знаний, умений и навыков, но и в воспитании желания и привычки трудиться. Что бы ни говорили - а учёба прежде всего тяжёлый труд. Чтобы переход из одной ступени обучения в другую был не слишком болезненным для ученика, учителю русского языка необходимо посетить уроки в 3-4 классах, побеседовать с учителем о возможностях каждого ученика. В нашей школе есть и такой опыт передачи класса, как смотр знаний в форме устного экзамена по русскому языку, на котором в качестве ассистента присутствует учитель-филолог; в сентябре ему уже не придётся работать с классом вслепую, а можно будет подбирать дидактический материал в соответствии с уровнем обученности класса.

Приняв детей в 5 классе, работаю с ними до выпуска. Качество знаний - главное, на что направлены мои усилия. С 5-го класса и на протяжении всех последующих лет обучения стремлюсь к тому, чтобы знания воспринимались детьми осознанно. Главным на уроке является слово «так как», независимо от того, в каком классе веду урок - в 5-ом или 11-ом. Такой подход помогает до-биваться прочности получаемых, знаний.

Убеждена, что в каждом ребёнке на подсознательном уровне заложено стремление к развитию, почти в каждом развито честолюбие, стремление быть лучшим. Зная это, нужно прививать интерес к предмету, а он проявится в том случае, если накапливаются не пробелы, а знания. Упрочить лингвистические знания можно, научив ребят пользоваться алгоритмами рассуждения. Алгоритм поможет не только добиваться грамотного письма, но и, что важнее, предупреждать ошибки. 

Так, изучая правописание букв О - Е после шипящих и Ц рассуждаем в такой последовательности:

  1. вижу шипящую;
  2. определяю часть слова, где находится ошибкоопасное место;
  3. определяю часть речи;
  4. применяю правило.
Подобные алгоритмы используем при изучении правописания окончаний прилагательных и причастий, безударных личных окончаний глаголов и многих других тем. В процессе обучения стараюсь, чтобы алгоритм рассуждения постепенно сокращался, чтобы не требовалось его проговаривания вслух целиком. Конечно, это требует времени на уроке, но цель - автоматическое грамотное письмо - того стоит.

Считаю, что ни в коем случае нельзя ориентироваться в работе на такой конечный результат, как тестирование. Ученику будет нетрудно выполнить тестовые задания, если учителю удастся сформировать у него научное мышление, которое предполагает в том числе усвоение лингвистических понятий, правил. Ни в коем случае нельзя заставлять зубрить правила, но нужно научить детей озвучивать их, используя разные синтаксические конструкции, добиваться включения в ответ новых терминов, своих примеров. В 5-7 классах обязательно показываю варианты монологических ответов на лингвистическую тему «на пять». Изучение частей речи начинаю со знакомства с планом морфологического разбора: потом, на последующих уроках, легче будет отрабатывать новые термины. Запись разбора частей речи всегда оформляем в тетрадях в ви-де сложного плана. Этот навык помогает впоследствии писать сочинения, имеющие трёхчастную структуру с абзацами в центральной части. Хорошо, когда дети понимают необходимость усвоения лингвистических понятий.

Причем ученик должен четко представлять, чем может обернуться для него незнание или неточное знание, какие ошибки можно допустить вследствие этого незнания. Например, изучая раздел «Фонетика», дети должны видеть разницу между произношением и написанием вследствие оглушения, озвончения и выпадения согласных и научиться применять нужные правила.
Учебники, по которым дети учатся, в конце года нужно сдавать в библиотеку, поэтому, если ученик что-то забыл, быстро устранить проблему не всегда удаётся. А если забыл алгоритм или ещё какие-то лингвистические сведения? Вот тут на помощь приходят орфографические тетради, которые школьники ведут с 5 класса. Сюда мы записываем сведения, которых нет в учебнике, здесь орфограммы и их обозначение, различные исключения из правил и информация об орфоэпических нормах, обобщающие таблицы. Одна из главных задач учителя - развитие аналитических способностей детей. Считаю, что тетрадь помогает верно объяснить тот или иной языковой факт. О пользе ведения таких тетрадей говорили мои выпускники.

Формированию лингвистической компетенции, несомненно, способствует привлечение учащихся к такому виду деятельности, как формулирование цели урока и подведение его итогов. Если это делать регулярно, то ребята сразу понимают, будет ли это урок объяснения нового материала, закрепления или обобщения изученного. Что касается самого урока, то тут стоит идти от наблюдения к более сложным видам деятельности. Идеальный вариант конца урока - выход на творческий уровень, когда ребята сами создают небольшой текст в художественном или публицистическом стиле, включая в него изученную орфограмму или новую синтаксическую конструкцию. 

Осуществление контроля за знаниями учащихся — неотъемлемая часть работы любого учителя. Проводить контроль, наряду с другими его видами, мне помогают тетради для проверочных работ (обычная тетрадь, разрезанная пополам). В них мы пишем словарные и схематические диктанты, делаем различные виды разбора и т.д. в конце урока или в начале следующего. Такой вид контроля нужен, чтобы выяснить, насколько хорошо усвоен изученный материал, своевременно отреагировать на появившиеся у ученика пробелы, да и детям интересно, есть у них успех на данном этапе усвоения нового или нет. 

Если пишем контрольный диктант, то всегда обобщаю ошибки и, если есть возможность, провожу урок «Работа над ошибками», используя таблицу из трёх граф:

  • пишу правильно
  • почему
  • примеры
Возможность обеспечить обратную связь, понять, была ли результативной работа учителя, позволит регулярная проверка ученических тетрадей. Идя на урок, я всегда несу стопку проверенных тетрадей. Выполняя домашнее задание, мои ученики знают, что оценка «отлично» будет поставлена только в том случае, если работа выполнена аккуратно, если объяснено написание слов с пропущенными буквами и сделаны предложенные виды разбора. Тщательное выполнение домашних упражнений способствует упрочению навыка- работы с языковым материалом, выработке грамотного письма. Один раз в четверть обязательно выставляю оценку за ведение тетради, поэтому ученики стараются вести тетради аккуратно. Игнорирование педагогом самостоятельно выполненных заданий в рабочих тетрадях никогда не вызовет у ребёнка чувства уважения к учителю.

Один из видов контроля за знаниями - экзамен. Так, закончив работу над орфографией и морфологией, традиционно провожу устный экзамен в конце 7 класса. Он даёт возможность понять, насколько качественно усвоен материал, изучаемый в течение нескольких лет.

Уроки по развитию речи едва ли не самые главные при формировании лингвистической компетенции учащихся, ведь умение анализировать предложенный текст или создавать свой есть конечный результат, к которому ведёт учеников педагог. Любовь к творческим работам стараюсь привить с 5 класса: предлагаю такие виды работы, как подбор материалов к сочинению, сложный план, иногда веду на экскурсию (например, перед написанием сочинения-описания по картине Грабаря «Февральская лазурь»), всегда зачитываю вслух лучшие работы не только по русскому языку, но и по литературе или отрывки из сочинений, если ученик использовал оригинальную композицию, проявил своеобразное мышление, использовал богатые возможности русского языка. Работа со сложным планом продолжается до конца обучения, в том числе при написании сочинений по литературе. Эмоциональные, образные, выразительные средства учу вводить постепенно, а в 7 или 8 классе (в зависимости от уровня развития класса) даю лекцию для записи в орфографических тетрадях с примерами использования этих средств.

В 10 -11 классах происходит углубление и обобщение имеющихся у детей знаний.

Формированию лингвистической компетенции обязательно способствуют уроки литературы, ведь именно здесь можно наблюдать многообразие стилей художников слова, виртуозно владеющих русским языком. Думаю, что ни в коем случае нельзя отказываться от таких видов работы, как заучивание стихотворений наизусть, написание сочинений разных жанров, как то: рассуждений, отзывов, рецензий и т.д.

Итог моей работы - хорошие результаты учащихся на ЕГЭ, призовые места на городских, областных и всероссийских олимпиадах по русскому языку.

Насекина Наталья Петровна07.02.2014 28000 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar