РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одаренных. Важнейшая задача общества в этой связи - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.

Согласно ФГОС второго поколения, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся и личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Для достижения таких личностных результатов у учащихся необходимо использовать в учебном процессе дифференцированный подход в обучении, предполагающий учет индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика.

Особое значение этот метод приобретает при работе с одаренными обучающимися.

Развитие любого вида одаренности создает основу для создания условий успешной реализации ребенка в обществе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие одаренности на уроках, в том числе, на уроках немецкого языка связано с ориентацией образования на развитие способностей личности, на формирование познавательной активности учащихся и с новыми требованиями к уровню способностей ребенка, к знаниями по иностранному языку.

Рассмотрим возможные стратегии работы учителя с одаренными детьми:

  • стратегия повышения интереса к предмету и развития языковых способностей;
  • использование межпредметных связей;
  • работа на уроке немецкого языка с аутентичными текстами.
Стратегия повышения интереса направлена на активизацию познавательных процессов школьников. Данная стратегия необходима для того, чтобы привлечь внимание учащихся к предмету, интересным и познавательным видам речевой деятельности.

Для развития языковых способностей и повышения интереса хорошо использовать прием языковой догадки: сложные слова, состоящие из нескольких корней, даются без перевода или с дефиницией на немецком языке. Учащиеся сами должны догадаться о значении слов. При помощи такой методики не только снимаются языковые трудности, но и активизируется познавательная деятельность школьников.

Для усиления на уроках немецкого языка межпредметных связей учитель предлагает одаренным детям включиться в проектную работу. В проекте ученик развивает и проявляет свою самостоятельность. Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению немецкого языка, потребность в самообразовании.

Тексты из немецких источников – основа для работы на уроке немецкого языка с аутентичными текстами. На основе аутентичных текстов могут создаваться проекты и развиваться интеллектуальные способности учащихся. Таким образом, можно утверждать, что все названные стратегии должны использоваться в комплексе.

Эффективность использования вышеназванных стратегий определяется повышением качества обучения. Если ребенок развивает свои способности по предмету, то и качество его обучения растет.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.

Статистика гласит, что всего лишь 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определенными способностями, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности ребенка, стимулировать творческую деятельность одаренных и способных детей. Именно поэтому я пытаюсь на уроках немецкого языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитать в них стремление к постижению и открытию нового.

Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризуют личность.

Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию. Одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость создания условий работы с одаренными детьми:

  • Сохранение индивидуальности;
  • Поддержка собственной познавательной потребности;
  • Знание психологических особенностей «одаренных».
В каждом классе, где я работаю есть, как правило, учащиеся лингвистически одаренные (1-2), способные в той или иной мере к обучению иностранному языку (5-6) и «нераскрывшиеся» (2-3). С этими детьми проводиться целенаправленная работа: используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.

Работая по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», я стараюсь использовать на уроках такие задания, которые 

  • стимулировали бы творческое мышление,
  • развивали познавательный интерес к предмету,
  • творческую инициативу,
  • исследовательскую активность,
  • коммуникативные возможности,
  • артистизм.
В работе с одаренными детьми я использую интерактивную методику, т.к.
интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение и основанное на взаимодействии участников образовательного процесса. А, как известно, иностранный язык является и целью и средством обучения. Поэтому в данном случае информационные потоки двусторонние.

Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия я на своих уроках использую творческие задания и проекты.

Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизведения информации, а творчества, т.е. содержат элементы неизвестности и имеют несколько правильных ответов.

Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.''[

Требования к творческим заданиям:

  • Развивать познавательный интерес к предмету;
  • Будить творческую инициативу;
  • Не иметь однозначного решения;
  • Стимулировать творческое мышление;
  • Развивать исследовательскую активность;
  • Совершенствовать коммуникативные возможности;
  • Максимально служить целям обучения.
Виды творческих заданий:
  • Подготовка докладов;
  • Написание эссе;
  • Подготовка презентаций;
  • Написание реферата;
  • Литературные переводы;
  • Создание стихотворений по образцу
  • Иллюстрации текстов или стихотворений;
  • Создание открыток к праздникам;
  • Исполнение ролей;
  • Подготовка проектов;
  • Постановка спектаклей;
  • Составление кроссвордов, ребусов, словарей;
  • Работа над проектом.
Целесообразно весь «школьный» процесс работы с лингвистически одаренными детьми разбить на три этапа:

1 этап – мотивационный (2-4 класс)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Дети привлекаются к участию в классных и школьных концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания (изготовление открыток и приглашений).

При проектировании видов деятельности на данном этапе необходимо опираться на принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают.

2 этап – формирующий (5-7 класс)

На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности. На уроках технологии перевода учащиеся знакомятся с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка (сказки братьев Гримм) и последующей постановкой на сцене отрывков или целых спектаклей, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, КВН-ов, работой над проектами.

Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время (элективы, консультации) через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

3 этап – развивающий (8-11класс)

На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми на спецкурсах и профильных предметах.

Проектная технология является действенным инструментом формирования учебно-познавательной компетенции учащихся как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции, что указано в федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам.

Метод проектов позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам, повышает эффективность урока, меняет роль учащихся. Они становятся активными участниками учебного процесса. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Данная технология позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, решить интересные и доступные учащимся проблемы. У ребят формируется самостоятельность, активность, изобретательность, а роль учителя состоит в том, чтобы умело направлять деятельность учеников.

Ученики, как известно, не представляют собой однородной массы, а обладают индивидуальными способностями, и учителю крайне важно их учитывать: одному достаточно совета учителя, другому необходимы подробные разъяснения, третьего и вовсе нужно вести за руку. Очень часто мы ориентируемся в своей работе на вторую группу учащихся, которых большинство. А вот одаренные и слабоуспевающие дети остаются зачастую в стороне. Такой подход грозит снижению мотивации и сильных, и слабых учащихся, поэтому мы должны учитывать индивидуальные особенности всех детей и уделять достаточно внимания как одаренным, как и слабоуспевающим учащимся.

Проектная технология является действенным инструментом в таком подходе, так как организация работы требует деления на группы, в которых сильные учащиеся, как правило, занимают лидирующую позицию и становятся опорой при презентации своего задания. Одаренные дети помогают учителю воплотить основную идею проекта и сами получают возможность продемонстрировать свои умения и навыки на высоком уровне: излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы. При этом мы имеем хорошую возможность развивать коммуникативную компетенцию ученика. Одаренные дети быстрее учатся селективному поиску иноязычной информации и учат этому других членов группы, помогают остальным представить эту информацию на иностранном языке, и сами выступают на высоком уровне, демонстрируя свои языковые и коммуникативные способности. Это стимулирует их к дальнейшему совершенствованию, повышению качества владения ими иностранным языком. 

Приведу пример работы над исследовательским проектом, который проводился на серии уроков немецкого языка по теме «Защита окружающей среды» в 8 классе. Сначала была изучена лексика по теме, выполнены лексические упражнения, затем наметили две основные проблемы, которые следовало разработать. Соответственно класс был разделен на две группы по 4 человека с учетом возможностей, интереса и желания. Первая группа собирала информацию об экологической ситуации из учебника, интернета, дополнительной литературы. Вторая группа проводила опрос мнений об экологической ситуации в нашем поселке Восточный среди учащихся школы, родителей и знакомых жителей. Была отобрана нужная информация, группы приступили к планированию проекта. Каждый член группы вносил свои предложения. Учащиеся выполняли задания на уроках и самостоятельно, обращаясь за помощью к учителю. Результаты работы над общим проектом были представлены на обобщающем уроке по всей теме. Первая группа рассказала об экологической ситуации в Германии, используя созданную членами группы презентацию по теме «Защита окружающей среды». Вторая группа представила результаты опроса мнений в графическом варианте и разыграла интервью журналиста из газеты «Берлинская утренняя почта» с жителями поселка Восточный. Все внимательно слушали выступления друг друга, так как затем учащимся были предложены тестовые задания по содержанию выступлений каждой группы.

После просмотра презентации первой группы было получено следующее задание: прочитать предложения и отметить, верны ли они или неверны соответственно изученной информации.

Члены второй группы провели опрос мнений 100 учащихся школы об экологической ситуации в поселке Восточный. На вопрос: Считаешь ли ты, что окружающая среда в поселке Восточный чистая, не загрязнена? 76% согласились, 24% нет.
После выступления второй группы класс получил следующее задание: соединить части предложения, чтобы получился верный вариант, согласно полученной информации.

По ходу заключительного урока над проектом ребята внимательно слушали и задавали вопросы, анализировали и высказывали свои предположения. В конце урока были подведены итоги работы. Большинству ребят понравилось работать в группах, самостоятельно находить информацию и получать продукт своих исследований. Особенно надо отметить великолепные выступления сильных учащихся, которые продемонстрировали великолепное владение языковым материалом и получили от этого удовольствие и чувство самореализации.

Хочется отметить, что метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность в обучении иностранному языку. Наиболее полно с ним можно работать не только на уроках, но и во внеклассной работе, когда используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских приемов, четко ориентированных на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы и на любой ступени обучения иностранным языкам. Главное достоинство этой технологии мы видим в значительном повышении мотивации и развитии языковых и интеллектуальных способностей учащихся, которые предполагают оригинальные идеи для нестандартных уроков, новые формы для проблемных задач, а также в организации реального творческого сотрудничества учителя и учащихся. Следует также отметить психологически комфортную атмосферу урока, а следовательно, сохранение психологического здоровья учащихся.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить три основных момента:

  • эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность;
  • педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть профессионально готовы к тому, что уровень способностей детей может быть выше, чем у учителя;
  • сверхзадачей педагога в данном случае вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных наук.
Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:
  • Олимпиады (на 3-этапах)
  • Интернет-олимпиады
  • Конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов)
  • Фестивали
  • Конференции
  • Создание профильных групп и классов
Опыт последних лет показывает, что происходит отход от рационально-знаниевой, технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанный на стимулировании потребности в самообразовании и самообучении к духовному развитию на протяжении всей жизни человека. Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что он имеет.

Использованная литература
  1. Селевко Г.К. Новые педагогические технологии.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. № 2.
  3. Солопова Н.К., Вязовова О.В. Проектная деятельность с использованием ИКТ. Сборник материалов учебно-методических проектов. Тамбов, 2005.
  4. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе. – 2008. № 4.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены