РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся средствами внеклассной работы

Роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся средствами внеклассной работы

Современное общество характеризуется стремительным обновлением во всех областях и предъявляет новые, более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. В Программе развития образования по Московской области на 2009 - 2012 гг. указывается, что педагогические условия этого процесса состоят в «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Программой предусмотрено создание максимально благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития учащихся с учетом их интересов и способностей, смещение акцентов с сугубо познавательных на развивающие личность ребёнка. 

Тем не менее, у части школьников наблюдается снижение интереса к знаниям, обусловленное нестабильной социальной обстановкой и изменением ценностных ориентаций. Поэтому формирование и развитие познавательного интереса у учащихся приобретает всё большую актуальность как одно из средств решения не только социальных, но и педагогических проблем. Познавательный интерес – избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Исследования по проблеме формирования и развития познавательного интереса берут свое начало в трудах основоположников педагогики: И.Ф. Гербарта, Я.А. Коменского, Н.Г. Песталоцци и др. Роль познавательного интереса в развитии личности учащегося доказана отечественными педагогами прошлого: Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, Ф.И. Янковичем и др. Значительное влияние на исследование данной проблемы оказали труды зарубежных и отечественных ученых - педагогов, психологов: А.К. Дусавицкого, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, В.Н. Мясищева, Д. Брунера, А.Маслоу, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной и др.

Понятие «познавательный интерес» в трудах ученых – психологов, педагогов изучен достаточно тщательно. Но все – таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как сформировать у учащихся устойчивый познавательный интерес.
Одна из возможностей сформировать познавательный интерес у учащихся к различным областям знания, видам труда лежит в широком применении внеклассной работы, проводимой классным руководителем.

В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

Суть познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.
Гуманистическая школа рассматривает воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Среди субъектов воспитания, бесспорно, ключевое место занимает классный руководитель. На наш взгляд, целью работы классного руководителя с классом является создание благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей-предметников, руководителей кружков и др.), родителей (лиц, их заменяющих), влияющих на становление личности его воспитанников. Ориентируясь на это, мы пришли к выводу, что классный руководитель выполняет работу следующего содержания: создает благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка; осуществляет изучение личности школьника, его склонностей и интересов; направляет самовоспитание и саморазвитие личности воспитанника; координирует деятельность учителей – предметников в целях интеллектуального и нравственного развития учащихся.

Важным в деятельности классного руководителя является формирование и развитие познавательного интереса у учащихся. Для доказательства этого была проведена опытная работа по формированию познавательного интереса учащихся на базе МОУ «СОШ № 13 с УИОП» г.Егорьевска в 9 А классе. В исследовании принимало участие 30 человек. 

Такая работа была построена в 3 этапа (1 этап – констатирующий, 2 этап – формирующий, 3 этап – контрольный). Цель опытной работы – определить эффективность некоторых форм деятельности классного руководителя по формированию познавательного интереса. На 1 этапе работы была поставлена следующая задача – определить уровень развития познавательных интересов учащихся. Для определения уровня познавательных интересов учащихся проводилось анкетирование. Результаты анкетирования представлены в диаграмме. Из данной диаграммы видно, что у 36,5 % - низкий уровень познавательного интереса, лишь только у 7,6 % очень высокий уровень познавательных интересов. Следовательно, уровни развития познавательных интересов в целом по классу малы, они требуют повышения, причем не только с помощью учебного процесса и учителей – предметников, но и внеурочной деятельности, проводимой классным руководителем. Для этого на 2 этапе опытной работы был проведен ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся: классные часы, интеллектуально – творческие игры, беседы, творческие задания, викторины и др. На 3 этапе данной работы подводился анализ мероприятий, проведенных с учениками по формированию у них познавательного интереса. Для определения уровня полученных знаний и характера отношения учащихся к труду и культуре после проведенных мероприятий использовался опросник «Личностный рост». Опросник состоял из 21 вопроса. Результаты, представленные в диаграмме, показывают, что в результате проведенных мероприятий, направленных на формирование познавательных интересов у ребят изменилось не только отношение к знаниям, труду и культуре, но и повысились уровни познавательных интересов, активности и самостоятельности по добыванию знаний, а также расширился кругозор.
Таким образом, взаимосвязь разносторонних методов изучения и формирования познавательных интересов в процессе всестороннего и систематического изучения позволяет проследить процесс эффективности влияний разных педагогических приемов на интересы учащихся и динамику их развития.

Опытная работа показала, что роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся очень важна. Действительно, если будет постоянно проводиться совместная работа учителей - предметников и классного руководителя, если будут применяться различные приёмы и методы, способствующие формированию познавательного интереса, то повышение его эффективности возможно.

Смирнова Ольга Николаевна12.02.2014 21140 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar