РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ на основе мониторинга

Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ на основе мониторинга

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам по усвоению основных образовательных программ:

а) ориентиры развития системы образования;
б) требования к содержанию и организации образовательного процесса;
в) общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе подлежащих и неподлежащих итоговой оценке;

Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и усвоению основных общеобразовательных программ.

Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные ) К основным результатам стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий;
  • воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно – познавательных задач
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности

Таким образом, оценка достижения требований стандартов может быть сведена к оценке достижения планируемых результатов.

По требованиям стандарта оценку индивидуальных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет выстраивать индивидуальные траектории для каждого учащегося с учётом зоны ближайшего развития.

Оценка результатов деятельности учащихся проводится на основе мониторинга образовательных достижений.

Мониторинг – это непрерывное научно – обоснованное диагностико – прогностическое отслеживание образовательного процесса (или постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату). Образовательный мониторинг - инструмент качественной реализации ФГОС.

Целесообразной формой является мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ: по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.

В ходе внутренней оценки (оценки образовательного учреждения) оцениваются достижение метапредметных УУД и предметных результатов.

Личностные результаты ( самоопределение, смыслообразование и т д.) итоговой оценке не подлежат.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт успешности выполнения учебных задач средствами учебных предметов. Но процедуры оценки метапредметных результатов и специальный диагностический инструментарий будет уточняться по мере введения стандарта.

Рекомендации по проведению мониторинга предметных знаний и умений и МЕТАпредметных универсальных учебных действии.

Проверочные работы состоят из двух частей: часть 1 направлена на проверку предметных знаний, умений, часть 2 – диагностику метапредметных знаний, умений. Каждая работа представлена в двух вариантах : вариант А- стандартный, вариант Б – уровень повышенной сложности ( по математике).

Каждое задание имеет маркировку на полях (О1), необходимую для анализа каждого ученика в конце года. Учитель оценивает выполнение каждого задания по трёх бальной системе ( +, -, +/-) рядом с маркировкой. Оценка «+» - задание выполнено , « +/-» - задание выполнено наполовину, « - » - задание не выполнено. Затем заполняется процентная шкала внизу страницы.

Заполнение процентной шкалы

Задание О1 выполнено наполовину – закрасьте половину первой клетки на процентной шкале. Выполнение следующего задания О2отмечайте без пропусков, т. Е. нужно закрасить оставшуюся половину первой клетки и половину второй. Главное , чтобы на шкале не было разрывов. Тогда мы получим выполнение проверочной работы в процентах:
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Если ученик выполнил 70% - 100% проверочной работы, то его достижения можно характеризовать как более или менее успешные; 40 - 70% - весьма средние; 40% - тревожные

Оценки за часть 1 проверочной работы сразу нужно отметить в таблицах достижений. В таблицах задания сгруппированы по умениям. Найдите строку, где есть маркировка О1 и закрасьте половину первой клетки. Таким же образом оцениваем достижения ученика в освоении метапредметых умений. Необходимо помнить, что метапредметные умения лежат в зоне ближайшего развития, поэтому оценка метапредметных результатов носит диагностический характер. Некоторые задания проверяют несколько умений, поэтому повторяются в разных строчках таблиц.

Анализ результатов

Таблицы дают объективную картину успешности каждого ученика в освоении важнейших учебных навыков только при условии выполнения всех предложенных заданий в работах.

Заполненные таблицы позволяют не только выявить пробелы в знаниях, но и построить программу их ликвидации, а также оценить успехи ученика в зоне ближайшего развития. При подведении итогов необходимо учитывать интересы ученика, в том числе принцип « сравнивать достижения ученика с его собственными достижениями по сравнению с предыдущим этапом обучения» Оценка получится более объективной, т. К. таблица должна отражать достижения ученика в освоении программы в конце года.

Достижение предметных результатов обеспечивается также за счёт учебных предметов. Оценка достижения предметных и метапредметных результатов фиксируется в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя и школьного психолога.

Одним из условии реализации мониторинга является методическое оснащение, к которому относится такой показатель, как наличие современных форм представления детьми результатов учащихся в образовательном процессе, одним из которых является портфолио. Портфолио - это накопительная система оценки. Которая является важным инструментом мониторинга.
Достижение планируемых результатов фиксируется в накопительной системе оценки в том числе в форме портфолио.

Педагогу важно на каждом этапе обучения выбирать вместе с ребенком , что является для него результатом на сегоднешний день. Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Передавать ребенку формы и способы оценивания. Отбирая в свое портфолио творческие работы ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог отслеживает как меняется его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия.

Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиден, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса.

В рубрике достижений ученик отмечает свои успехи, а успехи класса отмечает учитель – не только детям, но и родителям становится понятно отстает ребенок от класса или идёт впереди, сравнивает свои успехи с предыдущими. На листах достижений сразу видны пробелы в знаниях.

Результаты промежуточной диагностики обязательно должны фиксироваться в портфолио ребенка.

Систематические материалы текущей оценки:

  • отдельные листы наблюдений;
  • оценочные листы;
  • результат стартовой диагностики;
  • выборочные материалы самоанализа и самооценки;.

Кроме того в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие – ре ребенка с точки зрения его внеурочной досуговой делятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное представление как в целом так и по отдельности об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее важных аспектах обучения.

Кузнецова Ольга Александровна30.03.2014 16870 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar