РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Презентации PowerPoint как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Кузнецова Т.А.
ФГБОУ ВПО «КГУ им. К.Э. Циолковского»


Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.
Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений. В основу стандартов положен системно-деятельностный подход, предполагающий, в частности, обеспечение активности учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Психологический аспект развития познавательной активности исследовался в работах А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. М.. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна и др. В отечественной педагогической науке эта проблема рассматривалась в трудах П. П. Аристовой, В. И. Лозовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и других ученых. В этих исследованиях отмечается, что познавательная активность представляет собой одно из ключевых качеств личности, формирование которого является целью обучения (Т. И. Шамова [3]), что активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема и рассматривается в качестве «системообразующего свойства, при воздействии на которое можно осуществлять формирование развитой личности (И. С. Якиманская [5]), что одним из ведущих факторов активизации учения является развитие познавательного интереса (Г.И. Щукина [4]).

По определению С.Н. Уткиной [2] активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов и организационных форм познавательной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса. В большинстве работ, посвященных проблеме формирования познавательной активности, отмечается, что эффективными педагогическими средствами развития познавательной активности школьников являются задания проблемного характера, направленные на организацию собственной исследовательской практики учащихся. Наряду с этим, Н.В. Внукова [1], проводя анализ исследований по данной проблеме, выделяет следующие способы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике: использование в обучении проблемных, творческих учебных заданий и задач; организация самостоятельного составления учащимися вопросов и задач, использование заданий, ориентированных на применение логических приемов мышления; организация самостоятельной работы поискового, практического характера, работы, направленной на самостоятельное получение и усвоение новой информации и др.

Возможности реализации в процессе обучения различных способов и средств активизации познавательной деятельности значительно расширяются при использовании информационно-коммуникационных технологий. В частности, поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль и существенно влияют на активность учебной деятельности, то компьютерная графика и программа PowerPoint позволяет учащимся эффективно усваивать материал посредством наблюдения и манипулирования различными объектами на экране, путем активного диалога ученика с компьютером, под воздействием разнообразия и красочности информации (текст, звук, видео, цвет), а также путем ориентации учения на успех. Из всех инструментов познания мультимедиа наилучшим образом позволяет представлять знания различными способами, включая все модальности восприятия.

Наиболее прогрессивные возможности мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по всем блокам дисциплин, позволяют значительно повысить активность учебно-познавательной деятельности, трансформировать традиционный процесс обучения в развивающий и творческий.

Использование программы PowerPoint в демонстрационном режиме позволяет сопровождать наглядными изображениями все основные этапы урока. Форма и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от учебного содержания, цели учебной деятельности, особенностей учащихся и целого ряда других параметров урока. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий.

На этапе актуализации знаний презентация PowerPoint может быть использована для осуществления всех основных целей этапа: проверки усвоения предыдущего материала и выполнения домашнего задания, мотивации изучения нового и повторения опорных знаний, необходимых для его изучения. В частности на этом этапе на основе презентации может быть построен математический диктант и самостоятельная работа с самопроверкой: задания могут быть оформлены в виде слайдов, используя настройки анимации, можно сделать так, чтобы задание отображалось строго определенное количество времени, затем заменяясь на новое. Также с помощью анимации, можно обеспечить по окончанию работы появление правильных ответов, по которым учащиеся смогут проверить себя, а учитель организовать их обсуждение предупреждающее и поясняющее возможные ошибки.

Использование управляющих элементов PowerPoint позволяет на их основе использовать различные игровые формы обучения, также являющиеся эффективным средством активизации учения. Например, при повторении материала, насыщенного новой терминологией, можно провести игру «Поле чудес». При щелчке мышью на пустых клетках в них будут появляться буквы, которые в итоге образуют загаданный математический термин. По той же схеме могут быть устроены разного рода математические кроссворды. Конечно, наиболее эффективны такого рода презентации на интерактивной доске, однако их использование с обычным проектором также возможно.

Для создания проблемной ситуации и мотивации изучения нового с помощью презентации может быть представлена практическая ситуация или задача с практическим содержанием, примеры объектов и явлений действительности, математические модели которых предстоит изучать. Историческая справка, сопровождаемая презентацией, в которой содержатся разного рода графическая информация (портреты учёных, чертежи приспособлений, иллюстрации интересных геометрических структур) будет более наглядна и, следовательно, окажет более сильное эмоциональное воздействие на учащихся.

На этапе изучения нового материала презентация PowerPoint может быть использована для визуализации учебного содержания: чертежи, графики, схемы, таблицы, блок-схемы, формулы, выполненные с помощью компьютерной графики и представленные на экране, появляющиеся по ходу рассуждений, ориентируемые на интерактивную позицию учащихся, позволяют значительно активизировать их учебную деятельность.

На этапе совершенствования знаний, формирования умений и навыков использование презентаций: текст и иллюстрация к условию задачи, наглядное обеспечение решения задачи по готовому чертежу, оформление ООД по решению задач определённого класса, демонстрация образца оформления решения также способствуют повышению эффективности учебного процесса и активизации учения.

Могут быть использованы презентации и для осуществления контроля знаний и умений учащихся. Используя технологию гиперссылок, в среде PowerPoint можно создать тест, используемый для фронтальной работы, а также для индивидуального контроля.

Анализ теории и практики показывает, что в последние несколько лет применение презентаций PowerPoint как средства обучения, в том числе и математике значительно расширилось. Этому способствует простота освоения и использования среды PowerPoint, растущий уровень обеспеченности компьютерной техникой и овладения компьютерными технологиями в системе общего образования. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о наличии широких возможностей использования среды PowerPoint для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Использование презентаций PowerPoint способствует совершенствованию системы управления обучением на различных этапах урока, усилению мотивации учения, формированию познавательного интереса, визуализации изучаемой информации и повышению на этой основе эффективности обучения, повышению информационной культуры учащихся.

Литература:

  1. Внукова, Н.В. Дидактические условия активизации творческой познавательной деятельности учащихся 5-7 классов: На материале преподавания математики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Внукова. – Липецк, 2001. - 24 с.
  2. Уткина, С.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении математическим дисциплинам: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Уткина. – Екатеринбург, 2007. - 24 с.
  3. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
  4. Щукина Г.И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности / Г.И. Щукина // Сов. Педагогика. 1983. - №11. - с.46-51.
  5. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2004. – 320 с.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены