РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современные информационные технологии в педагогической деятельности учителя младших классов

Современные информационные технологии в педагогической деятельности учителя младших классов Боголюбова В.Ю.
МБОУ «Гимназия № 3» 

Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) требуют от современной школы внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании.

Использование современных информационных технологий в обучении младших школьников очевидны. Подходы к обучению требуют высококвалифицированных педагогов, способных не только формировать и развивать способности школьников с использованием современных технологий, но и осуществлять сотрудничество школьника и учителя, расширять и углублять содержание образования в условиях современной жизни.

Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов осуществляется по следующим критериям: 

  • работа с ресурсами Интернет; 
  • использование готовых программ; 
  • презентации к урокам;
  • разработка собственных программ.

Возможности использования ИКТ обширны. Для усиления интенсивности урока необходимо создание дидактических материалов. Это позволит повысить общий уровень учебного процесса, усилит познавательную активность учеников. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Учителю необходимо заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности учебного процесса ребенка. Это позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, показать достигнутые результаты.
Основной задачей школьного образования является подготовка учащихся к жизни в современном информационном обществе. Эти факторы говорят о важности внедрения ИКТ в систему образования, и поэтому грамотное применение средств ИКТ в образовательном процессе способно существенно повысить его эффективность.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Развитие младших школьников обеспечивается приобретением ими опыта организованной учебной деятельности, которая позволяет продолжить развитие индивидуальности ребёнка в её различных аспектах.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усилить интенсивность урока;
  • повысить мотивацию учащихся;
  • поводить мониторинг их достижений.
Улучшение данных показателей в основном зависит от учителей. Использование ИКТ поможет учителю повысить мотивацию обучения детей к предмету и приведет к положительным результатам:
  • обеспечит процесс усвоения учебного материала младших школьников;
  • вовлекается каждый ученик в процесс обучения;
  • увеличит объем выполненной работы;
  • вызовет живой интерес к предмету познания;
  • осуществит дифференцированный подход;
  • расширит общий кругозор учащихся;
  • повысит уровень использования наглядности на уроке.
Благодаря этому, создастся ситуация, благоприятная для достижения успеха в учебной деятельности, где основное место в структуре обучения младших школьников занимает процесс, который способствует усвоению знаний, умений и навыков, позволяющих адаптироваться к современным условиям и проявить свою индивидуальность.

Поэтому каждый учитель начальной школы должен иметь в своем арсенале необходимое количество электронных пособий.
Многие современные средства ИКТ не разрабатывались специально для младших школьников, поэтому задачей учителя часто является анализ необходимых дидактических материалов для средств ИКТ и разработка методики их применения в учебном процессе.

Поставленные задачи состоят в выявлении основных направлений использования средств ИКТ в младших классах, разработке требований к подготовке младших школьников в области использования средств ИКТ для осуществления информационно-учебной деятельности, обосновании принципов формирования информационно-технологической культуры младших школьников, разработке принципов отбора содержания учебных задач, направленных на формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности.

Перед учителем выдвигается ряд требований. Основными из них являются:

  • технические;
  • методические;
  • технологические.
К техническим требованиям относится умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения. К методическим требованиям относится знания, необходимые для грамотного обучения учащихся младших классов. К технологическим требованиям относится умения, необходимые при использования средств ИКТ для обучения на уроках, проводимых в младших классах.

Все это говорит о повышении качества работы учителя.

Целевая направленность учителя предполагает:[2]

  • привести младших школьников в состояние готовности к предстоящей деятельности;
  • создать систему ориентиров и указаний, учет которых необходим для выполнения осваиваемого действия;
  • умение организовать свою познавательную и учебную деятельность посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения;
  • умения искать и отбирать необходимую информацию, ее структурирование;
  • моделирование изучаемого содержания;
  • логические действия и операции;
  • действия общего приема решения задач;
  • умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
  • умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи;
  • уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  • для обозначения темы урока;
  • для создавая ситуации;
  • для сопровождения объяснения урока при помощи презентации, схем, рисунков, видеофрагментов и т.д.;
  • для контроля учащихся.
Для подготовки уроков требуется более тщательная подготовка. Использование ИКТ требует последовательность технологических операций, способы подачи информации на экран.

Слайды презентации на уроке, вызывают у детей эмоциональный подъем.

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Психолого-педагогические исследования показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует: [3]

  • повышению мотивации к учению;
  • повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
  • качественной успеваемости школьников;
  • развитие наглядно-образного, информационного мышления;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
  • повышению уровня комфортности обучения.
В заключении можно отметить, что без информационных технологий невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием компьютерных технологий становятся обычным учебным процессом для учащихся и учителей начальной школы.

Список литературы:
  1. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса // (http://www.rusedu.info/Article598.html). 
  2. Трофимова В. В. Формирование информационно-технологической культуры младших школьников // Информатика и образование. № 5 – 2007. – С. 125–126. 
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / Москва, 2003
Боголюбова Виктория Юрьевна23.02.2014 28170 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar