РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие детской одаренности: проблемы и направления работы

Развитие детской одаренности: проблемы и направления работы
  1. Актуальность проблемы развития детской одарённости. 
  2. Психолого-педагогический аспект проблемы. 
  3. Методические аспекты работы учителя с одарёнными детьми. 

Путь духовного восхождения ребенка труден. Самым мощным импульсом в его развитии является творчество. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, но реализуется творческий потенциал далеко не всеми. «Немногие умы гибнут от износа, но большей частью они ржавеют от неупотребления», писал К. Н. Боуви. 

Проблема одарённости - одна из самых актуальных в системе обучения и воспитания. Интерес к ней велик и у родителей, и у педагогов. Конечно же, она волнует и самих детей. Как помочь раскрыть индивидуальность ученика? Что нужно, чтобы добиться наилучших результатов? Эти и другие проблемы творчества детей вызывают огромный интерес в различных сферах жизни, несмотря на то что материал по этой проблеме изобилует множеством имен и концепций зарубежной и отечественной науки. Проблема одарённости - это не только раскрытие и выявление чего-то скрытого, но и непосредственное вовлечение учащихся в практическую деятельность.

По мнению специалистов, шанс раскрытия ярких, сильных сторон развивающейся личности зависит от обеспечения условий для творческого самопроявления детей. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы создавать условия работы для талантливейших, одаренных личностей, обеспечивать поле деятельности для творческого самопроявления. Именно в процессе учебы мы должны выявлять и развивать творческие способности ребенка.

Можно возразить, что суть учебы - знания и навыки, а вовсе не развитие способностей. Но ведь это смотря как понимать способности. Если узко ( способность к математике, литературе и т.д.) - тогда, конечно, нет. А если предельно широк ( развивать способности к самоформированию мировоззрения, к умению оперировать математическим инструментарием, грамотно писать, ориентироваться в современном естество- и обществознании, к формированию чувства прекрасного и чувства справедливого, к воспитанию высокой культуры общения, труда и т.д.),- то суть, по крайней мере конечная суть, сведется именно к этому. 

Психология подчеркивает, что способности и знания, знания и умения образуют единство, но не тождество. Говоря о способностях, психология оперирует такими философскими категориями, как "возможность" и " действительность". Подобно тому, как брошенное в почву зерно - лишь возможность по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна при условии, что структура, состав, влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека- лишь возможность для приобретения знаний и умений; конечный результат зависит от множества условий, в том числе и от того, как его будут обучать, как развивать его способности.

Психология устанавливает общее правило развития одарённости учащихся: одарённость проявляется только в деятельности. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему в конце концов заслуженную славу.

В настоящее время наша цивилизация переживает новую стадию развития – информационную. Актуальность исследования проблемы развития одарённости обусловлена качественными изменениями потребностей общества, новыми современными технологиями, отвечающими всем запросам человека 21 века. Поэтому возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Особенности, присущие одаренным людям, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.

На современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями преобразования процесса воспитания в современной школе на основе осмысления его сущности как процесса развития творческой личности и существующими подходами в подготовке учащихся к творческому решению стоящих перед ними задач. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему способностей и творчества, так как всегда для их решения требуются люди, обладающие оригинальным мышлением. Именно поэтому сейчас, на современном этапе, особенно остро ощущается необходимость исследования одарённости как социальной проблемы.

В центре педагогического процесса должна выступать личность учащегося, а педагогическая задача должна включать в себя и те задачи, которые ставит перед собой развивающаяся личность. По словам Л.С.Выготского, проводившего большую исследовательскую работу в педагогике творчества, «творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни оказалось это новое по сравнению с созданием гения» (Выготский Л.C., 1967г.). Ученик способен к такой деятельности, следовательно, такую деятельность надо организовывать.

Академик Петровский А.В. утверждал, что человек обладает огромными резервами, которые могут быть мобилизованы в случае необходимости. Он приводит яркий пример огромной исследовательской и педагогической работы профессора И. А. Соколянского со слепоглухой Ольгой Скороходовой. Профессор достиг удивительных результатов. О.И.Скороходова стала старшим научным сотрудником Института дефектологии Академии педагогических наук СССР, успешно защитила докторскую диссертацию. У О.И.Скороходовой обнаружились и развились не только способности научного работника, но и литературные. К ее книге «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» приложены стихи. 

Трудно себе представить, что эти стихи написаны человеком, для которого закрыты двери в мир красок, света и звуков:

Вы пришли ко мне с букетом

Нежно пахнущей мимозы,

С теплым дружеским приветом,

Как весны прекрасной грезы.

Да, весна ко мне прислала

Вас, как вестницу расцвета...

Жду чудесного начала –

Ароматов, звуков, света...

Я душою оживаю

В час, когда бушуют грозы,

И, как в детстве , я ломаю

Ветки нежные мимозы...

Правильная система обучения и огромный труд позволили О.И.Скороходовой развить одни способности и компенсировать недостающие.

Проблема творчества имеет спорную и долгую историю. История ее изучения насчитывает более чем две тысячи лет. И объяснить проблему творчества пытались предрассудками, наукой, околонаучными представлениями.

Психология творчества привлекала внимание мыслителей всех эпох мировой культуры и развивалась по разным направлениям. В философии проблемами творчества занимались Платон, Шопенгауэр, Мен ди Бирон и другие. В психологии над этим работали Ломбарде, Перти, Нордау, В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж и т. д. Платон, Шиллер, Шопенгауэр изучали вопросы художественной интуиции в музыке, архитектуре, живописи, танцах, вопросы происхождения и строения художественых произведений.

Проблема одарённости неизменно привлекала отечественных психологов. Хорошо известны работы Б. М. Теплова «Способности и одаренность» (1941г. ) и «Проблемы индивидуальных различий» (1961г.). Изучив эти работы, можно представить следующую структуру творческой одаренности:

  1. доминирующая роль познавательной мотивации;
  2. исследовательская творческая активность;
  3. возможности достижения оригинальных решений;
  4. возможности прогнозирования и предвосхищения.
Очень интересна книга психолога, академика А. В. Петровского «Популярные беседы о психологии», где рассматриваются вопросы о природе таланта, о врожденных и приобретенных способностях. Что каждый знает о себе, о своих способностях ? Что такое дар природы ? Легко ли обходиться без фантазии ? Об этом и многом другом одна из книг доктора психологических наук Петровского А.В.
Большой интерес представляет собой научно-практическое пособие для педагогов «Психология самопознания личности» Моткова О. И. Наряду с изложением психологических методик изучения личности, ее творческих способностей, процессов внимания, памяти, мышления, автор предлагает интересные рекомендации по использованию полученных результатов, раскрывающих возможность осуществления коррекционной и развивающей работы в каждом конкретном случае.

В развитии детской одарённости большую роль играют родители и педагоги. Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки творчества, показывающий пример творческого поведения, чуткий к особенностям личности ребенка может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности.

В пособии Моткова О. И. представлены рекомендации педагогу в проведении более тонкого индивидуального подхода, в раскрытии и развитии скрытого личностного потенциала учащихся.

На основе данного пособия были разработаны советы преподавателям по развитию творческих способностей детей:

  • Уважайте личность и интересы ребенка, поскольку именно при условии любви и уважения человек способен достичь самовыражения.
  • Никогда не высказывайтесь неодобрительно о творческих попытках ребенка. Дайте возможность ему самостоятельно, одному разобраться в недостатках. Не навязывайте свое: результата не будет!
  • Ребенок должен знать, что путь творческого поиска - это не только открытия и успех, но и разочарования, сомнения, возможность остаться непонятым.
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка.
  • Поощряйте творческое общение детей, творческое содружество: это может дать удивительный результат!
  • Говоря о развитии способностей, надо прежде всего сказать о борьбе с ленью, о формировании привычки к трудовым усилиям.
  • Не форсируйте неординарные умственные способности детей, теряя при этом чувство меры.
  • Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
  • Знакомьте ребенка с творчеством знаменитых сверстников (например, Н. Рушевой, Н. Турбиной). Часто это вдохновляет на деятельный плодотворный творческий труд.
  • Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.
  • Не оставляйте вопросы детей без ответов! Поощряйте их любознательность.
  • Не принуждайте ребенка! Принуждение - враг творчества! Предоставьте свободу в выборе занятий.

Свою оригинальную методику раскрытия творческого потенциала человека предлагает французская ассоциация «Нового образования» - ЖФЕН. Суть перемен «Нового образования» заключается в новом отношении к знанию. «Образование, по нашему мнению, - это не получение готовых знаний и постоянные отчеты о заученном, а поиск - поиск-исследование, поиск-путешествие, со своими открытиями и приключениями, поиск индивидуальный и коллективный. Каждый ребенок обладает способностями практически к любой деятельности. Дело только в том, каковы методы образования и развития личности...» (Анри Бассис, педагог, поэт, драматург).

При разработке своей концепции французские авторы широко использовали идеи Макаренко, Выготского, Эльконина, Давыдова. В России прижилось понятие «педагогическая мастерская», дающее концентрированное представление о технологии «Нового образования», методы которого направлены на развитие мышления, творческих способностей ученика ( ж. Народное образование № 10 , 1997г.).

Можно выделить следующие приоритетные направления работы учителя-словесника с одарёнными детьми:

  • Участие детей в научно-исследовательской работе по русскому языку и литературе. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
  • Участие одарённых детей в областных, городских, школьных конкурсах. Учитель-словесник является консультантом в творческой работе учащихся.
  • Работа учителей по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе.
  • Создание ученических портфолио. Задача учителя – систематизировать результаты учащихся, дать рекомендации в оформлении портфолио.
  • Участие одарённых детей в организации творческих дел в учебно-воспитательном процессе школы.
Воспитывая и активизируя учащихся, развивая их самостоятельность и творческую мысль, учитель использует различные виды деятельности. Активизация обучения может быть осуществлена при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, создавать, учитель должен много придумывать, изобретать сам.

Работу с одарёнными детьми нельзя ограничить лишь составлением программ обучения. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности. История науки и особенно искусства даёт массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта.

Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта одарённые дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителей.

ЛИТЕРАТУРА
1. Анри Бассис. Добыть скорее, чем диплом, свое человеческое достоинство...-
ж. «Народное образование». №10, 1997.
2. Бардин К В. Чтобы ребенок успешно учился. - М: «Педагогика», 1988.
3. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века – М.: «Педагогика», 1988.
4. Гельман З.Е. Кроме бинома и яблока – М.: «Просвещение», 1990.
5. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии. - Пенза, 1994.
6. Кочетова Я.Е., Заморская Т.В., Клемешова И.В. Диагностика способностей детей и подростков. - Тамбов. 1996.
7. Коротяева Б.И. Учение - процесс творческий – М.: «Просвещение», 1989.
Рязанова С.Н. соавтор Никитина И.П.26.02.2014 14820 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar