РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Национально-региональный компонент на уроках ИЗО

Национально-региональный компонент на уроках ИЗО Габдрахманова Айгуль Атласовна,
учитель изобразительного искусства
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Абдрахмановская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Наша школа находится сегодня в разнообразной богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождения и семейных традиций, пространства для развития в широком контексте.
Поликультурное образовательное пространство при изучении изобразительного искусства формируем через создание условий, в которых происходят одновременное освоение и осмысление собственной национальной культуры и культуры других народов, освоение всего полиэтнического мира, в котором живет ребенок.

На личность человека влияют такие моменты, как национальное бытие, национальная культура, родной язык и литература, национальная история, национальные традиции и многое другое.

Эту задачу можно решить на уроках изобразительного искусства, так как рисование, художественный труд, так же как и музыка, является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством. Во всех уроках искусства и внеклассных мероприятиях, проводимых в нашей школе, мы уделяем внимание развитию поликультурности.

Как же мы решаем проблему создания единого поликультурного образовательного пространства при изучении изобразительного искусства?

При разработке рабочих программ учителями начальных классов и учителем изобразительного искусства основной школы приняты во внимание следующие моменты:

  • культурное многообразие мира и формирование толерантных качеств учащихся средствами изобразительного искусства;
  • художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения через народные традиции;
  • формирование общечеловеческих ценностей учащихся на основе использования национальной культуры;
  • искусство народов Поволжья как фактор развития системы художественно-эстетического воспитания детей;
  • проблемы формирования этнокультурных знаний учащихся на уроках ИЗО.
Для достижения поставленных целей проводим интегрированные уроки. Они направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Такие уроки имеют определенную тему, позволяют не только дать знания и умения, но и обобщить их. Нами было проведено внеклассное мероприятие, в котором дети познакомились с «Конвенцией о правах ребенка». Дети познакомились с некоторыми основными статьями: право на жизнь, право на имя и гражданство, право на любовь и понимание в семье, право на образование. Для каждой статьи были заранее подобраны разные изображения, а учащиеся, смогли определить к какой статье их можно отнести. Наряду с интегрированными занятиями мы проводим различные праздники, развлечения, театрализованные представления, и т.д. 

При оформлении сцены, подборе костюмов учащиеся принимают активное участие. Любое проведенное мероприятие имеет определенную воспитательную задачу. Коллективная деятельность на уроках, внеклассных мероприятиях способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности.
В начальной школе наиболее эффективным является этнокультурное воспитания в рамках семьи, этнокультурное воспитание происходит через устное народное творчество с привлечением средств народной педагогики, элементов народного художественного творчества. Происходит этническая самоидентификация, зарождается любовь к своему народу, к родной земле. Осознается факт, что рядом на этой земле живут представители разных народов, они могут быть соседями, друзьями и родственниками.

В подростковом возрасте поликультурное воспитание осуществляется в рамках общего образовательного процесса, реализуется в условиях школьного образования, кружках, секциях и т.п. Обязательное условие поликультурного воспитания – возможность реального соприкосновения с культурой другого народа путем изучения его языка, истории и культуры, общения с представителями различных культурных традиций. Содержание поликультурного воспитания подростка предполагает воспитание, уважение, интереса, восприятия и переживания ценностей народов, проживающих на территории его родины. Следует уделять внимание тому, что объединят народы, является общим для разных культур, т.е. общечеловеческим ценностям. Именно на их основе многонациональное государство может создать свою неповторимую интеграционную культуру, принадлежность к которой сделает гражданское общество стабильным, неподверженным национальным конфликтом. Воспитание гордости за свою страну, чувства патриотизма также является содержанием поликультурного содержания.

Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник школы найдет своё место в современном сложном многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении своей жизни.

Габдрахманова Айгуль Атласовна27.02.2014 30821 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо.Хороший, творчески выполнен, познавательный сайт. Ваши материалы использую в работе. Большое спасибо…
avatar