РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Составила:
Учитель начальных классов
Первая категория
Уразова Н.З.

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала.

Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения. Дифференцированным считается такой, учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающая (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувство ответственности).

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
  3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
  4. Выбор способов дифференциации разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль над результатами работы учащихся.
В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.

По мнению психологов, обученность – это определенный итог предыдущего обучения, то есть характеристики психического развития ребенка. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качество знаний (например :осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.
Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Схема структурного анализа класса

1-я группа, ученики с высокими учебными способностями, ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

2-я группа, учащиеся со средними способностями, выполняют задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем.

3-я группа, учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений на уроке.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.

Деление класса на группы помогает мне организовать и взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность у детей за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже провожу по группам, а посильные индивидуальные задания даю каждому ученику в зависимости от его группы. Слабому они помогают чувствовать свою нужность – он выполняет часть общей работы.

На уроках математики я использую различные виды заданий, например:

  • задание с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений.
  • нестандартные и исследовательские задания.
Например, дана задача:

Карточка №1

«В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-ой группы. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.
Задание для 2-ой группы. Решите задачу двумя способами.
Задание для 3-ой группы. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами.

Карточка №2

«Найдите значение выражения».

Задание для 1-ой группы.
28 : 2 +3
45 – 7 * 3

Задание для 2-ой группы.
28 : 2 + 56 : 8
5 * 9 – 7 * 3

Задание для 3-ой группы.
28 : 2 + (50 + 6 ) :8
(35 – 30 ) * 9 – 7 * 3

Карточка №3

Задача «Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?»
В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи.

Задание для 1-ой группы.
Верно, ли составлена краткая запись задачи:
Привезли - ? 15 б. и 13 б.
Съел - ?
Осталось - 9 б.

Задание для 2-ой группы.
Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли, Матроскину и сколько он съел?

Задание для 3-ой группы.
Воспользуйся схемой и реши задачу:
1) * + * = * (б) – привезли.
2) * - * = * (б)

Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно.

Также на уроках русского языка я даю разноуровневые задания : в словарной работе, тексты с творческим заданием, а также по предупреждению орфографических ошибок. Типы ошибок учащиеся должны определять сами, но сначала их надо этому научить. Ошибки классифицируются детьми по принципу : слова которые надо запомнить, - словарные слова; слова на правила, которые надо знать и применять на практике; ошибки на внимательность.

Игровые моменты, которые я применяю, на уроках привлекают внимание детей к орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например, игра «Третий лишний» Вычеркни лишние слова.

  • Лес, лестница, лесничий.
  • Смешной, смешать, смешить.
  • Игра «Назови ошибку» Выдели слова, обозначающие предметы.
  • Кукла, дом, море, вышла, ученик.
  • Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
Игра «Опасное место» (Я называю слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять» хлопают в ладоши).
  • Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.
  • Стол, сосна, парта, лесной, ком, поздно.
В условиях развивающего обучения, я использую дидактические тесты.

1. Подчеркни верное утверждение

А) корень – это часть слова

Б) корень – это часть речи

В) корень – это часть предложения

2. Соедини стрелками

Имя сущ. Веселый

Имя прил. Читает

Глагол. Через

Предлог Рабочий

3. Укажи род. Соедини стрелками.

Муж. Р. Окно

Жен. Р. Каравай

Ср. р. Машина

4. Вместо точек вставь нужные по смыслу слова.

Рисунок в книге - ……….(картинка)

Килограмм – это тысяча ……..(грамм)

Мать родимая - ………….любимая. (Родина)

Для развития орфографической зоркости применяю зрительные диктанты( по И. Т. Федоренко, приложение).
Проведение зрительных диктантов желательно в начале урока. Диктанты начинаем писать на уроках букварного периода, вводим выделение орфограмм другим цветом, применяем взаимопроверку.

На уроках природоведения и окружающего мира я использую задания творческого характера по описанию растений, животных, природных зон.

Эти задания предусматривают дифференцированный подход к каждому учащемуся.

Карточки с заданиями применяю при изучении нового материала, опросе учащихся и проверке домашнего задания.

Задание: «Соедини стрелками»
Луг Тимофеевка
Клевер
Ромашка
Мышиный горох
Лютик
Мятлик
Колокольчик
Поле

Таким образом, дифференцированный подход в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, шире использовать познавательные возможности сильных учащихся, постоянно поддерживать интерес к предмету.

Уразова Наталия Зиновьевна09.03.2014 14560 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar