РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приемы психологической безопасности для преподавателя

Приемы психологической безопасности для преподавателя

Работа учителя, как и преподавателя, связана с высокими психологическими нагрузками. Работа с группой учащихся значительно сложнее, чем общение с одним человеком. Чтобы эффективно обучать, нужно уметь держать внимание учащихся, следить за дисциплиной, давать знания и при этом еще и контролировать качество усвоения. Чем выше психологическое напряжение, тем выше затраты энергии, тем ниже энергетика.

При низкой энергетике появляется раздражительность, бессонница, быстрая утомляемость и проблемы со здоровьем. Основным индикатором хорошей энергетике является хорошее настроение, добродушие и высокая работоспособность. Можно конечно и при сильной усталости заставить работать и себя и учащихся, но качество при этом сильно падает. Для того, чтобы снизить затраты энергии, нужно выполнять следующие рекомендации.

Знать свой предмет. Специалистов всегда уважают и при этом надо уметь подавать материал простыми словами, подробно объяснять термины. Связывать новый материал с прошлыми темами и окружающей жизнью.

Привить интерес к своему предмету. Современные дети достаточно практичны, поэтому им нужно объяснить, где могут пригодиться знания по данному предмету. Знания нужно давать в форме удобной для практического применения. Можно конечно стимулировать оценками, но высокая внутренняя мотивация только у отличников. Только они готовы учить ради оценки, но, правда, и помнят недолго.

Уметь держать дистанцию. Для этого нужно вбить себе в голову, что ты другой. Это актуально особенно для молодых преподавателей. На них смотрят как на равных, а это значительно усложняет процесс обучения. Отсутствие дистанции приводит к конфликтам и эмоциональному выгоранию. Другая крайность – создание непроницаемого барьера, то есть отсутствие обратной связи с учащимися. Преподаватель считает себя абсолютно правым во всех отношениях, и не идет ни на какие уступки. Это происходит в двух случаях: при эмоциональном выгорании и при полном неумении общаться.

Быть предсказуемым. Это значить быть однообразным – дети должны просчитывать реакцию преподавателя, это значительно упрощает жить обеим сторонам. При этом резко снижается психологическое напряжение у учащихся, а следовательно и затраты энергии, то есть они смогут дольше эффективно учиться.

Ровное и объективное ко всем отношение. Вредно иметь любимчиков, подход ко всем должен быть одинаков, максимально объективный. К тому же если один получает оценки не за что, то у других пропадает желание учиться.
Умение прощать. Если ученик совершил нехороший проступок, то он считает себя виноватым, ждет наказания и безропотно его принимает, но если его не наказывать, то он будет считать себя обязанным, поэтому будет вести себя лучше. Если же ребенок считает, что получил незаслуженное наказание или заниженную оценку, то считает себя вправе нарушать дисциплину.

Не обижаться, не придираться. Часто преподаватель, обижается на учеников и начинает мстить – придираться по мелочам, ставить заниженные оценки или комплектует, видя богато одетую ученицу – хоть ты и одета как принцесса, зато ни черта не знаешь, и за это получай.

Не быть мелочным и педантичным. Мелочность и педантичность раздражает. При этом преподаватель считает, что честно и справедливо выполняет свои обязанности и поэтому его должны уважать. На самом деле он вызывает страх и презрение, поэтому лучше быть аристократичным, то есть смотреть на мелочи свысока. Мелочность и педантичность оправдана в одном случае – по отношению к себе.

Держать дисциплину. Необходимо пресекать разговоры, во время выдачи нового материала, если разговаривает один, то внимание у детей переключается с преподавателя на говорящего и обратно, а больше всего энергии тратиться на переключение внимания. Кроме того, никогда не будет говорить один, к нему быстро подключатся другие. Я понимаю, что это не демократично, что это диктат преподавателя, психологическое насилие, но другого способа не существует.

Не требовать подарки. Материально озабоченных учителей дети особенно не уважают. Правда, уважение на хлеб не намажешь, и без уважения учеников можно прожить, но тут дело не в учениках. Сохранить нравственное здоровье может только тот, кто уважает себя. Если человек себя не уважает, то возникает внутренний конфликт, потом психические расстройства, потом физические, потом все подарки уходят к врачам.

Не пугать. Пугают только слабые, а слабых не боятся и не уважают. Запугивание раздражает и вызывает агрессию. Лучше сразу наказывать за плохое или поощрять за хорошее.

Не прессовать заниженными оценками. Преподаватель прессует учащихся с целью привить уважение, а, следовательно, они его за что-то уже не уважают. Но вместо уважения добиваются презрения. Кроме того, заниженные оценки снижают уверенность в полученных знаниях, учащиеся бояться высказывать свое мнение, и в дальнейшем будут уходить от самостоятельного принятия решений.

Педагогический коллектив должен применять единые требования. Бывает, что один пятерки не за что ставит, а у другого и тройку получить за праздник. В результате, на одни предметы учащиеся тратят много сил, а другие вообще не учат. Излишне требовательные еще и гордятся, только они не зря свой хлеб едят. На самом деле тянут одеяло на себя, на другие предметы у учеников просто не хватает сил.

Захаров Виктор Викторович
Преподаватель Екатеринбургского монтажного колледжа

Захаров Виктор Викторович30.03.2014 8020 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar