РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система подготовки обучающихся к творческим конкурсам

Система подготовки обучающихся к творческим конкурсам

Тетерина Е.Н.,
учитель православной культуры
МОУ «Бессоновская СОШ»

Тема творчества, творческого мышления очень актуальна в данный момент. Как же развивать речь и мышление учащихся? Как пробудить желание творчества? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать любовь ко всему живому, любовь к Родине, воспитывать добро, отзывчивость, сострадание? Мы, педагоги, пытаемся найти ответы на эти вопросы в использовании на уроках и во внеклассной работе различных форм, методов, приемов, которое зачастую носит бессистемный характер. На наш взгляд, наиболее эффективной работой в данном направлении являются творческие мастерские.

«Мастерские - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам» . Основная особенность творческих мастерских – это тип взаимодействия педагога с учеником, так как их объединяет общий интерес. Учитель не просто передает определенный объем новой для школьника информации, а формирует развивающую среду: во- первых, создаются условия, благоприятные для участия ученика в творческой деятельности, во- вторых, обеспечивается сотрудничество в творческом процессе; наконец, за совместной деятельностью следует самостоятельное творчество ребенка, поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.

На мастерской дети учатся применять полученные знания на практике ( в нашем случае пробуют свои силы в написании стихотворений, научно-исследовательские работы, эссе ). Они сами выбирают нужный темп, средства, методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.

Нет необходимости доказывать, что воображение у детей очень развито. Задачей учителя является лишь то, как правильно направить, чтобы способности ребёнка помогали ему развивать себя, чтобы ему было интересно учиться и работать над собой. Именно сотрудничество учащихся и учителя, атмосфера открытости, доверия, доброжелательности, сотворчества в общении, инициативность учащихся, содержательная работа с дидактическим материалом, связь с другими видами искусства (музыка, живопись), внимание к эмоциональной сфере ребенка, обращение к его чувствам, отсутствие традиционного оценивания работы школьника способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок к творчеству.
«Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора - побудителя познавательной деятельности. Индуктор - предмет, побудитель направленной деятельности - помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачиться, а затем уже организовать поиск – вот желанная цепочка действий, в которую мастер мечтает включить ученика, придумывая индуктор. 

Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы; заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

В последнее время проводится много различных муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, в которых учащиеся принимают участие. А чтобы их творческие работы были индивидуальными, интересными, без литературных штампов и прописных истин, необходимо детей обучать написанию сочинений, развивать их творческие задатки, познакомить со стихотворными размерами, ритмом, рифмой, со средствами художественной выразительности и т.д. На наш взгляд, очень эффективно проведение мастерской при подготовке к написанию творческих работ (от сочинений - миниатюр, сочинений-размышлений до стихотворений и исследований).

Творческие мастерские успешно проводятся мной в средних и старших классах на занятиях кружка «Поиск». Результатом мастерской является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на рисунке, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

Главным достижением в своей работе это сотрудничество с музыкальным православным театром «Лествица», Борисовским парашютно-десантным клубом «Обелиск», с социальными институтами с.Бессоновка, переписка с родственниками погибших во время ВОВ, при освобождении нашего села. Ежегодно мы принимаем активное участие в конкурсе «Отечество».

Творчество учащихся.

Для учителя:
- А теперь поработайте в группах. Напишите сочинение - миниатюру, пользуясь вашими записями на карточках. Озаглавьте его. ( Работа в группе очень важна, так как даже самые слабые ученики, не уверенные в своих силах, могут работать сообща, учатся у других, видят результат коллективного труда, испытывают удовлетворение, начинают верить в себя). Некоторые учащиеся захотели работать самостоятельно, выбрав темой своего сочинения «Как празднуют Пасху у нас в семье» или написание стихотворения. Эта работа пробуждает чувства детей, что очень важно для реализации воспитательного аспекта творческих мастерских.

Для учителя: Всё, что написали, создали дети, чтобы не пропал интерес к творчеству, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.

Тетерина Елена Николаевна28.03.2014 10560 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar