РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения.

Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения.

Лесных Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 1 г. Липецка
Класс: 3


Урок является основной формой организации учебного процесса. Оттого, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником.

Для того чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества и сотворчества. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.

Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди. Недаром про российское образование говорят, что школьники приобретают очень много теоретических знаний, но совершенно не умеют применять эти знания на практике, не умеют самостоятельно мыслить, принимая решения в результате практической деятельности. Значит, учителям необходимо учить детей самостоятельной работе.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развита воля. Индивидуальные особенности ребёнка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Так говорят психологи и педагоги. А вот как понимают, что такое «сам», младшие школьники.
Сам – это когда дети делают всё без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, не подсказывает.
Самостоятельность – значит «захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Как видим, суть понятия дети улавливают довольно точно.

Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный. Тем не менее, можно выделить основные этапы:
Первый этап (этап подражания). Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
Второй этап (этап частичной самостоятельности) ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

Третий этап (этап более полной самостоятельности) ребята выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющих ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности.
Готовя любое задание для самостоятельной работы, учитель должен ясно представить себе, за сколько минут оно должно быть выполнено большинством учащихся.

Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.

Существует 4 типа самостоятельных работ:

  • самостоятельная работа по образцу;
  • творческая самостоятельная работа;
  • вариативная самостоятельная работа;
  • конструктивная самостоятельная работа.

Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при объяснении нового материала.

Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.

Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера, составление магических квадратов, цепочек, задач-смекалок.

На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:

  • поиск закономерностей;
  • классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
  • преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
  • задания с недостающими или лишними данными;
  • выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
  • самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;
  • нестандартные и исследовательские задания.

Готовясь к уроку, учитель тщательно продумывает организацию самостоятельной работы на всех этапах изучения материала - при введении новых понятий, при закреплении материала, в ходе решения задач, при текущем учете знаний учащихся.

Самостоятельные работы должны проводится в разной форме:

  1. Математические и словарные диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.
  2. Самостоятельные работы с предварительным разбором. Сначала даётся подробный разбор задачи со всеми теоретическими обоснованиями. Затем предлагаю детям решить подобную задачу, а далее задание с усложненным элементом.
  3. Тестирование. Тесты являются срезом знаний учащихся и успешно помогают выявить пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам.

Хорошо уживаются с серьёзным учением дидактические игры. Включение их в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактическая игра - вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Учитель старается, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлеченно, чтобы каждая новая задача развивала любознательность, вызывала глубокий познавательный интерес. Дети очень любят творческие задания: составление кроссвордов, сочинение математических сказок, изображение рисунков.

Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают много эмоций, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания – скуке.

Рассмотрим ещё несколько типов заданий, которые подводят ребенка к сравнению, сопоставлению явлений, заставляют их оперировать связями, а не отдельными фактами, развивать самостоятельность.

Первый тип.

1. Выучи считалочку. Каким по цели высказывания является восклицательное предложение? Посчитайтесь.

Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен,
Пусть росток выходит вон!

2. Чтобы написать такую считалочку, потребовалось десять имен существительных.

Выпиши их в начальной форме. 

Определи общее лексическое значение этих слов.

3. Отметь число и, если возможно, род.

4. Почему рифмуются слова «лен» «вон»?

В этом задании дети работают на уровне смысла слов и теории языка. Ученики анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой.

1. Какое правило нужно знать, чтобы записать шутливый текст? Запиши его.

Ты знаешь приска_ки? И ска_ки знаешь? А ска_ывать ты их умеешь? Без подска_ки? Тогда ты замечательный ска_очник или замечательная ска_очница.

2. Прочитай предложения в любом другом порядке. Что получилось с текстом? Выдели корень в однокоренных словах. К каким частям речи они относятся?

Подобные задания учат детей рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям.

Второй тип. Задания с недостающими данными (это может быть составление слов из одних букв согласных или гласных, составление предложений с пропусками обязательного члена, в формулировке правила упускается какой-то существенный признак, в тексте пропускается предложение, необходимое по смыслу, неполный план)

Третий тип. Задания с избыточными данными (этот прием можно использовать, давая определение понятия, правило в виде популярного текста, избыточный план, «лишнее» слово)

Четвертый тип. Исследование противоречия между общим и частным: например, «и» показатель мягкости, но «ножи», определение формы единственного числа существительного «очки», склонения разносклоняемых существительных.
Пятый тип. Исследование противоречия между уже известным и новым знанием или условием, например, все соотносимые части речи, выражение членов предложения разными частями речи, сравнение правил правописания –о - ё после шипящих с правописанием гласных и, а, у после шипящих и с проверкой проверяемого безударного гласного в корне, сравнение проверяемых и непроверяемых правописаний.

Таким образом, научить ученика учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность.

Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.

Литература

  1. И.А. Сафронов Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. 3 класс. УМК «Школа России»/ авт.-сост. М.Б. Буряк – М.: Планета, 2012.
  3. О.Б. Логинов Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. 2 класс. 3 класс – М.: Просвещение, 2012, 2013.
Лесных Наталья Александровна30.03.2014 55430 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.