РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рефлексивный отчет об изменениях в практике обучения и преподавания с Кембриджской позиции

Рефлексивный отчет об изменениях в практике обучения и преподавания с  Кембриджской позиции

Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет он в нашей жизни. Трудно представить наше общество без школы, без Учителя. Нет, наверное, учителя, который не задавался бы вопросом: какова моя роль в жизни учеников, их судьбе, становлении их как личности. Профессия учителя с древних времён занимает важное место в обществе. 

Общество постоянно требует изменений, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности жизни как всего общества, в целом, так и конкретно, каждого человека. Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Требования современного общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Учитель должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, он должен идти в ногу со временем.

В настоящее время неоспорим тот факт, что наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников оказывает повседневная работа учителя в классе. По определению Strong, стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности учеников является учитель. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела одних фактических знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем и действовать. Традиционное обучение, построенное на трансляции готовых знаний, уже не может удовлетворять запросы развитого общества, с всё более расширяющимся полем информационных технологий.
После прохождения 1 этапа « Лицом к лицу» я задумалась о том, как построить процесс обучения, чтобы на уроке не было пассивных учеников, как создать условия, чтобы все были вовлечены в процесс обучения, как повысить мотивацию у детей, чтобы они ходили в школу с радостью? Ответы на все мои вопросы я нашла здесь, обучаясь на курсах повышения квалификации учителей. Настольной книгой стало для меня «Руководство для учителя». Именно данное руководство является основным материалом по изучению и освоению «Программы курсов». Идеи семи модулей Программы призваны трансформировать взгляды учителей, инициировать их на проявление лидерских качеств не только в рамках своего класса, но и школы; вовлекать в преобразование установившихся школьных ценностей своих коллег, руководство школы. (Руководство для учителя, стр. 118). 

Апробация и внедрение идей семи модулей позволит мне позиционировать себя в новой роли: учителя, обладающего критическим мышлением, то есть, способного критически оценивать результаты своей деятельности и находящегося в постоянном поиске; исследователя, экспериментатора, который воспринимает ошибку, как трамплин для будущих достижений.

Знания, полученные на первом этапе, помогли мне интегрировать идеи семи модулей в серию 4 последовательных уроков. Это для меня оказалось важным, потому что я смогла на практике применить свои знания. Практика в школе заставила меня от размышлений перейти к действиям, а затем свои действия отрефлексировать. Перед собой поставила цель: научить ученика учиться, чтобы каждый осознал ответственность за свое обучение. Ключевыми факторами, определяющими пользу учебного процесса в классе являются следующие: понимание детьми процесса обучения, понимание того, чему учить, представление о том, как структурировать учебный процесс, как оценить результативность обучения.

В своей работе я должна стремиться создавать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи называет «самоцелью», и что Райан и Деки называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию, и, как следствие, стремление и любознательность.

Современные требования подразумевают новые подходы в преподавании и обучении. При планировании и разработке уроков я тщательно обдумывала применение активных методов обучения. Согласно исследованиям при традиционных методах обучения, независимо от профессионализма учителя, усваивают знания всего 10 % учащихся. Поэтому я увидела необходимость перехода от пассивного слушания лекции учителя к активному участию каждого ученика в учебном процессе. В решении этой задачи мне помогла организация парной и групповой работы. Я изучила теоретическое обоснование преимуществ такой организации деятельности. Мерсер отмечал, что «взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении». На мои убеждения повлияли идеи Александера, который считает, что «преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся». Поэтому, на проведённых уроках я использовала наряду с индивидуальной, парную и групповую формы работы.

На уроке я создала такие условия, чтобы дети пришли к мысли о пользе работы в группе самостоятельно, на основании своих наблюдений и выводов. Я намеренно предложила детям усложнённое задание, несколько превышающим их возможности, исходя из теории Л.Выготского о зоне ближайшего развития. Задание было такое: нужно было соотнести и соединить стрелками типы текстов с соответствующими определениями. Задание было трудным, так как ученики должны были самостоятельно определить тип текста. Тогда я объединила их в группы. Ребята пришли к выводу, что в группах работать будет легче, потому что много идей, хорошо, когда кто- то помогает, поддерживает. 

После деления на группы мы с ребятами разработали правила поведения при работе в группах. Я спросила детей, а нужны ли нам эти правила? И здесь ребята начали обосновывать свои идеи. Кристина ответила: «Конечно нужны, потому что мы же работаем в группе, значит должны прислушиваться к мнению каждого». Следующее правило обосновала Дарья, она определила важность спора. Даша выдвинула свою идею, что в споре рождается истина. Наблюдая за детьми, я для себя сделала вывод, мои ученики способны и могут нести ответственность за свое обучение. 

Согласно иерархии потребностей по Маслоу я сделала для себя вывод, что, в первую очередь, я должна заботиться о том, чтобы в классе всегда была комфортная среда, доброжелательная атмосфера, дружеские отношения между детьми. Работа в группах немало этому способствовала. Каждый урок я начинала со стратегий, настраивающих ребят на урок, повышающих настроение, а самое главное, способствующих сплочению учеников. К примеру: «Ладошка к ладошке», «Комплименты» (Приложение №3)
Изучение идей модулей Программы заставило меня более подробно остановиться на каждом из них. Каждый модуль по - своему уникален и интересен, и что важно они взаимосвязаны. Некоторые подходы в обучении и преподавании меня настораживали. Я всегда думала, что групповая работа будет нарушать дисциплину на уроке, что будет мешать усвоению знаний. Но применяя эти подходы на уроках, я заметила, что дети на уроках стали активнее, общаясь в группах, советовались друг с другом, чего не было раньше. А то, что было в классе шумно, так это даже меня порадовало, потому что в каждой группе шло бурное обсуждение, и не было пассивных, равнодушных учеников на уроке. А что самое главное, ребята сами, исследуя проблемы, доходили до истины. 

Когда правильное решение найдено самостоятельно, это, во-первых, приносит чувство удовлетворения от проделанной работы, а во-вторых, способствует лучшему запоминанию. Чтобы понять состояние учащихся, учителю, прежде всего, нужно быть восприимчивым к личности ученика. Данный подход предполагает обязательное активное участие ученика в постижении смысла учения, который становится в таких условиях ответственным за свое обучение. А ответственность осознается и принимается учеником из- за среды, которую создал учитель на уроке. Обучение на уроках без диалога не возможно, раньше я просила учащихся составить диалог только по готовому шаблону, чтобы выявить их знания. На практике, я взглянула на диалог по – другому. На одном из уроков по теме « Текст- повествование» я наблюдала за диалогом учащихся, которые высказывали свои идеи о том, сколько частей в данном тексте. В ходе диалогической беседе, учащиеся показали свои знания и умения, которые позволяют делать выводы о пользе групповой работы. Были моменты, когда учащиеся затруднялись в составлении диалога, я помогала им, консультировала. Комфортная среда способствовала снятию тревожности некоторых детей, раскрытию творческого и интеллектуального потенциала каждого ребёнка. Дети с высоким уровнем учебных способностей реализовали свои потребности через решение сложных и расширенных заданий, через обучение более слабых учеников. Менее способные дети получили возможность для трансформации своих интеллектуальных качеств, войдя в зону своего ближайшего развития с помощью своих одноклассников.

Мне пришлось рассмотреть с точки зрения целесообразности применения активных методов обучения на уроках русского языка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей моих учеников. Все стратегии были для меня новыми, я никогда ранее их не использовала. Поэтому, нужно было исходить из того, чтобы эти стратегии были доступны для детей. На стадии вызова я использовала стратегии: «Прогнозирование», которое заключается в том, что дети учатся ставить перед собой цель урока; «Корзину идей», куда ученики «сбрасывают» всё, что знают по теме, что позволяет актуализировать их знания; «Составление кластера»; « Верные – неверные утверждения».

Считаю, что немаловажным является и умение учащихся задавать вопросы. Если ученики задают вопросы, значит можно говорить об усвоении знаний. Если нет вопросов, нет понимания. Вопросы низкого и вопросы высокого порядка я использовала дифференцированно, в соответствии с потребностями учеников, опираясь при этом на систему мыслительных навыков, предложенную Блумом. Чтобы научить ребят задавать вопросы, я использовала такие стратегии, как: «Тонкие и толстые вопросы», «Приём 6W». «Вопросительные слова». Учитывая результаты исследований Харгривса и Гэлтона, по которым следует, что «наибольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика», я старалась давать время для обдумывания ответа каждому ученику. Поэтому если раньше я могла на поставленный вопрос дать ответ сама, так как очень трудно выдерживать паузу после постановки вопроса, то сейчас, переосмыслив свою практику я стараюсь дать время ученику для обдумывания вопроса.

Свои уроки я проводила с использованием ИКТ, что способствовало познавательному интересу учеников. На всех уроках после каждого задания я использовала формативное оценивание при помощи стратегий: «Светофор», «Смайлики», «Большой палец», «Дерево достижений». Применяла листы оценивания, в которых ребята оценивали свою работу и работы друг друга. Например, после урока ребята отмечали, что им сегодня удалось на уроке, определяли собственный вклад в работу группы. В конце урока дети выбирали тот смайлик, который подходит его настроению. Не менее интересной была работа по оцениванию собственных достижений. Вначале урока ребята пишут, чего ожидают от урока, а в конце урока если они добились результатов, получили удовлетворение от урока, то ребята уже прикрепляют к дереву плоды - смайлики. Этот прием позволяет ученику оценивать себя, дать оценку своей деятельности. Оценивали друг друга по образцу после выполнения специально предложенных заданий, тестирования при парной работе. Во время взаимного оценивания ребята были доброжелательными друг к другу. Применение формативного оценивания позволило мне установить с учащимися обратную связь.

После внедрения и апробирования мною идей семи модулей Программы в преподавание и обучение произошли заметные изменения как в моей практике, так и в моих взглядах. Пажарес утверждает, что «убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания». Серия проведённых мною уроков с применением активных методов обучения повлияло на мое отношение к обучению и преподаванию. Я теперь с уверенностью могу сказать, что мне просто необходимо начать работать по-новому. В этом меня убедили результаты .Например, я смогла оценить эффективность групповой и парной работы. Как трудно бывает на обычных уроках поддерживать интерес и внимание каждого ребёнка. При групповой работе каждый ученик был вовлечен в процесс обучения. Я была удивлена, что слабоуспевающие, пассивные ученики начали высказывать свое мнение, а самое главное, что они не боялись ошибаться. Слабоуспевающие ученики: Алинур, Костя не боялись участвовать в общем обсуждении, более того, я увидела как они могут обосновывать свои идеи. В классе есть ученики, у которых скудный словарный запас, отсюда у таких учеников барьеры в обучении- не могут высказывать свое мнение, рассуждать. Салават, Сергей. А работая в группе , в атмосфере сотрудничества, они начинали учиться у своих одноклассников, быстрее понимали задание и могли справиться с его выполнением. К тому же активное речевое общение побуждало их постоянно высказываться, что положительно сказывается на усвоении ими темы урока.
Я наблюдала повышение коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, проявление терпимости друг к другу, признание чужого мнения.

Применение стратегий критического мышления способствовало лучшей организации урока, повышению у учащихся внутренней мотивации, появлению интереса к предмету, любознательности, ответственности, активности, инициативности. При такой организации учебного процесса быстрее происходит нравственное развитие: дети учатся общению, принятию друг друга, сопереживанию, сопричастности к успешности каждого члена своей группы. Например, при защите работы, выполненной совместно, группа с большим интересом следит за выступлением товарища, переживает за него. И как приятно смотреть, когда ученики радуются успехам вместе, разделяют неудачи вместе.

Мне как учителю ещё многому нужно научиться. Данные курсы являются для меня стимулом для дальнейшего совершенствования своих профессиональных качеств. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий. В будущем я вижу себя как учителя, обладающим критическим мышлением, владеющим подходами, основанными на конструктивистских теориях.

Список литературы
1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2.Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.
3. Программа КПК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
4. Раздаточный материал, 3 неделя, 2 день.

Карпушкина Елена Викторовна04.03.2014 205310 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar