РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики через решение нестандартных задач

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики через решение нестандартных задач

1. Введение

Актуальность.

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.

В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Развитие творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

Цель:

  • создание условий для развития творческих способностей младших школьников на уроках математики.
Задачи:
  • изучить литературу по данной теме;
  • подобрать упражнения, имеющие нестандартные решения;
  • обеспечить ситуацию успеха для каждого ребенка;
Предполагаемые результаты:

В результате использования творческих заданий на уроках математики учащиеся научатся находить нестандартные решения к задачам, развивать наблюдательность, пытливость, математическую зоркость, трудолюбие, умения находить причинно-следственные связи, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развивать творческие способности, умение найти свое решение к любому заданию.

2. Основная часть

Развитие - это качественное изменение свойств личности, переход от одного качественного состояния к другому. Процесс развития личности человека характеризуется большим разнообразием видов и форм.

Способности - это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.)

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Но для его развития требуется специальный организованный процесс обучения и воспитания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Развивать творческие способности? 

Что это значит?

  • это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения;
  • это систематическое создание ситуаций, позволяющих само выразиться индивидуальности ученика;
  • это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Развитие творческих способностей - цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её. К нему наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности: ускоренное умственное развитие, познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (нестандартные) решения задач; у многих детей ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, конструированием, иностранными языками; активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели, хорошая память.

Важно, что условием творчества служит нетворческая деятельность. Это закономерно и весьма важно, т.к. подлинный творец-это труженик, который не пренебрегает кропотливым трудом и глубокими знаниями, а также опытом других.

3. Развитие творческих способностей на уроках математики

На уроках математики для развития творческих способностей я использую решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений; приводят к актуализации у учащихся внутренней мотивации, что проявляется в предпочтении трудных заданий, любознательности, стремлении к мастерству и повышении уверенности в себе. 

Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе можно разбить на этапы.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит и качество работы с детьми.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, в которых дети придумывают, составляют, изобретают предлагаются систематически. В них дети могут придумать пример на изученный вычислительный прием, составить задачу по данному выражению, данного типа или по заданному сюжету (о спорте, о животных, задачу-сказку и т.д.), нарисовать узоры или геометрические фигуры заданного свойства, зашифровать или расшифровать название города, книги, кинофильма с помощью вычислительных примеров.

Игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.

1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, и т.д.

2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).

Игра «Внимание» или, например, такие задания:

  • Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
  • Чем отличаются картинки?
  • Продолжи линию.
  • Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.
Для развития воображения:
  • Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.
  • Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.
  • Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
  • Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.
Во второй этап мы также включаем задачи — шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками).

3. Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Здесь мы предлагаем детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Это задания на выявление закономерностей:

  • Раздели фигуры на группы.
  • Найди «лишний» рисунок.
  • Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
  • Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.
  • По какому принципу объединили данные фигуры и др.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.

4. Этап. Решение творческих задач.

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Творческие задания обычно предлагаются в самостоятельной работе дополнительно к обязательной части и никогда не оцениваются плохой оценкой. Задания, в которых дети выступают не как исполнители, а как творцы, не только самым положительным образом влияют на развитие личности детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний.

задачи с несформулированным вопросом;

В этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.

Например: На протяжении 155 м уложено 25м труб длиной 5 м и 8 м. (Сколько уложено тех и других труб?)

Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?)

задачи с излишними данными;

В эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные.

Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.

задачи на сообразительность.

На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.

Например: В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это — единственный вариант решения.)

Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.

Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

1-й класс

1. В трех тарелках лежит 9 пряников. Во II на 2 меньше, чем в первой, в III на 1 меньше, чем в первой. Сколько пряников лежит в каждой тарелке?

2. Поставь знаки + или – ,чтобы получилось верное равенство:
7 * 4 * 2 * 5 = 10
10 * 4 * 3 * 8 = 1
Составь своё равенство.

2-й класс

1. Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? Напиши ответ.
2. Разгадай ребус: АА + У = УРР .
3. Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.
4. Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд.
5. В семье трое братьев. Каждый следующий младше предыдущего на 3 года. А сумма их возрастов равна 15 годам. Сколько лет каждому?

3-й класс

1. Расставь числа от 2 до 10 так, чтобы этот квадрат стал магическим.

2. Расшифруй комбинацию кодового замка, если:
а) третья цифра на 3 больше, чем первая,
б) вторая цифра на 2 больше, чем четвертая,
в) в сумме все цифры дают число 17,
г) вторая цифра 3.

3. В классе дети изучают английский и французский языки. Из них 17 человек изучают английский, 15 человек – французский, а 8 человек изучают оба языка одновременно. Сколько учеников в классе?

4-й класс

1. Сколько требуется проволоки, чтобы изготовить каркас куба с ребром 7см?
2. Расставь скобки так, чтобы получились верные равенства.
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 240
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 196
12 * 16 + 128 : 8 + 24 = 232

Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому ученику проявить себя и предложить свой вариант решения, отличный от других. 

В качестве примера приведу несколько задач, которые помогут учителю в развитии творческих способностей младших школьников:

Задача №1

Сумма цифр загадочного числа равна некоторому двузначному числу, при этом число, стоящее в разряде десятков, в 4 раза меньше числа в разряде единиц. Найдите загаданное двузначное число.

Решение:
I способ:
Выпишем однозначные числа парами так, чтобы для них выполнилось второе условие – одно из чисел в 4 раза меньше другого: 1 и 4, 2 и 8. Из полученных пар выберем ту, которая удовлетворяет первому условию, т. е. их сумма должна равняться некоторому двузначному числу: 1+4=5 – не удовлетворяет; 2 + 8 = 10 - удовлетворяет.

II способ:

Представим условие задачи в виде чертежа.

Пусть х – число десятков. Тогда 4х – число единиц. Наименьшее двузначное число – 10. Составим уравнение: х + 4х = 10, х = 2, тогда 2 * 4 = 8. Следовательно, число 28 удовлетворяет условию задачи.

III способ:

Исходя из условия задачи, сумма чисел должна делиться на 5. Таких чисел два: 10 и 15. 10:5=2; 2*4=8. Получим число 28. 15:5=3;3*4=12 – в этом случае не получим двузначного числа.
Ответ: задумали число 28.

Задача №2

На первой грядке росло в 5 раз больше кустов клубники, чем на второй. Когда с первой грядки пересадили 22 куста на вторую грядку, то на грядках кустов клубники стало поровну. Сколько кустов клубники было на каждой грядке?

Решение:

I способ:
1) 5 + 1 = 6 (частей) – всего;
2) 6 : 2 = 3 (части) – приходится на каждую грядку;
3) 5 – 3 = 2 (части) – пересадили с первой грядки;
4) 22 : 2 = 11 (к.) - приходится на одну часть (было на второй грядке);
5) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

II способ:

1) 22 + 22 = 44 (к.) – на столько меньше на второй грядке, чем на первой;
2) 44 : 4 = 11 (к.) – приходится на одну часть (было на второй грядке);
3) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.

III способ:

Построим графическую модель условия задачи.

1) 22 : 2 = 11 (к.) – приходится на 1/5 всех кустов (было на второй грядке);
2) 11 * 5 = 55 (к.) – было на первой грядке.
Ответ: 11 кустов было на второй грядке, 55 кустов было на первой грядке.

4. Вывод.

Таким образом, формирование творческих способностей младших школьников на уроках математики через решение определенного типа задач, в форме увлекательных заданий, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным; вызывает у детей живой интерес к процессу познания; помогает усвоить учебный материал. В результате использования творческих заданий на уроках математики у учащихся развивается наблюдательность, пытливость, математическая зоркость, трудолюбие, умения находить причинно-следственные связи, умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, развиваются творческие способности.

5. Используемая литература.

1) Интернет-ресурс:
http://www.rae.ru/monographs/77-2815
https://www.google.ru/search?q
http://znanie.podelise.ru/docs/92859/index-4977.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5
2) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1981г.
3) Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: центр Академия, 2002.
4) Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.- № 2.
5) Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся.- М.: «Академия» 2007 г.
6) Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.

Белосвет Валентина Викторовна05.03.2014 40290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar