РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование интерактивной доски в обучении информатики в начальной школе

Использование интерактивной доски в обучении информатики в начальной школе

За годы работы в школе я пришел к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Работая учителем информатики в школе 15 лет, считаю главной целью своей педагогической деятельности – повышение качества обучения информатики. С введением курса информатики в начальную школу, стал вести информатику в 3, 4 классах по УМК Матвеевой Н.В.

Начальная школа, пожалуй, самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, так как впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная. От того, как будет она сформирована, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь. Кроме того, младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит затормозить его личностное развитие, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. Перейдя в 3 класс, учащийся ожидает от урока информатики нечто новое для себя, изучение компьютера, различных компьютерных программ и т.д. Но, как правило, уроки информатики в начальной школе ведет сам учитель начальных классов, который в своей работе ориентируется на работу с учебником и рабочей тетрадью, делая урок информатики для ребенка однообразным без компьютерного практикума, снижая у него мотивацию изучения информатики на данном этапе образовательной деятельности.

Эффективность решения данной задачи напрямую зависит от материально-технического обеспечения образовательного процесса, так как техническое оснащение любого кабинета позволяет проводить уроки на более качественном уровне, обеспечивает комфортное обучение каждого ученика, повышая его мотивацию. В числе оборудования способного в корне изменить учебный процесс в данной ситуации – электронные интерактивные доски, которыми оснащены начальные классы.

Я довольно быстро оценил педагогические возможности новой технологии: использование интерактивных досок позволяет сделать яркими и увлекательными любые, даже самые скучные, на первый взгляд занятия.

Электронная интерактивная доска – это не просто панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Это и активное обучение – способ организации учебного процесса, в котором используемые методы, формы и средства с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, стимулируют учебный процесс и тем самым обеспечивают требуемый уровень мотивации. 

Интерактивная доска:

  • является заменителем проектора, поскольку на нее можно проецировать любую презентацию;
  • заменяет обычную доску (на ней можно писать);
  • дает возможность учителю демонстрировать ЦОР, объяснять принципы и приемы работы с какой-либо программой;
  • имеет собственное программное обеспечение, а также дополнительные возможности относительно Power Point (работа с картами, функция перетаскивания, работа с электронным пером, работа с изображениями, наличие коллекции изображений, затемнение экрана).

Перечисленные достоинства интерактивной доски позволяют отражать на уроке каждое действие и реакцию участников образовательного процесса, делая все его элементы доступными для восприятия, осознания и обсуждения. Таким образом, интерактивная доска – это и интерактив, и мультимедиа, и коммуникативность, и новый уровень производительности учительского и ученического труда.

Работая с интерактивной доской, я всегда нахожусь в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживаю постоянный контакт с классом. Ответы учеников перед электронной доской позволяют мне наладить с классом действенную обратную связь, что помогает глубже понять, как протекает учебный процесс, и добиваться успеха.

С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое. Для меня, например, интерактивная доска – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Мои уроки стали динамичнее, интереснее, содержательнее. Наглядность и возможность сравнивать, совмещать, строить, измерять представляется в реальном виде. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома. С появлением интерактивной доски мои ученики стали для меня все без исключения одаренными детьми, которые проявляют себя смелыми и уверенными в процессе решения учебных задач.

Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт моей работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.
Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать при наличии в классе интерактивной доски, качество уроков заметно улучшилось. Образовательный процесс стал более интересным и увлекательным, преподавание обрело новые темпы. Обучающиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом.

Школьникам нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Ребята сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Ведь электронные интерактивные доски достаточно привлекательны, чтобы выдержать конкуренцию с популярными у обучающихся электронными устройствами (например, карманными играми, мобильными телефонами и MP3-плеерами). Они сосредоточивают внимание учеников на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию на уроках.

Нельзя утверждать, что благодаря использованию только интерактивной доски приводит к хорошим результатам. Но то, что применение этого оборудования способствует повышению уровня мотивации и творческой активности, – факт бесспорный.

Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски. Следует помнить, что доска – всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.
Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план, структуру определенные цели. Интерактивная доска может стать хорошим помощником, но только в тех случаях, когда ей умеют должным образом пользоваться.

Замечу, что использование креативных возможностей интерактивной доски в процессе обучения позволяет доминантой образовательного процесса сделать особое отношение к опыту самого ребенка, его поискам. Он перестает на уроке присутствовать как чистый лист, который надо заполнить информацией. Он становится даже не кувшином, который надо по известной педагогической формуле заполнить. Он превращается в свободного человека, способного добывать знания самостоятельно.
Опыт преподавания информатики в школе и, в частности, в начальных классах по УМК Матвеевой Н.В. ориентировал меня на создание системы уроков информатики в начальном образовании с использованием интерактивного обучения на основе программного обеспечения ActivInspire.

Последние два года я активно использую в обучении информатики элементы интерактивных технологий. Уроки разработаны поэтапно, что позволяет использовать технологии на любом этапе урока.

Например, при повторении пройденного материала я создаю разнообразные игровые ситуации с использованием технологических возможностей программы. От самых простых до достаточно сложных. Но они все отличаются важным качеством – могут быстро преобразовываться. Экран может закрываться и открываться с помощью шторки, менять цвет, прятать и показывать объекты. Исчезновение – важный элемент игры. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска. Или, например, элементы с Волшебными чернилами, позволяют учащимся провести быструю самопроверку.

Урок – это динамичная и многовариантная форма организации учебного процесса, и как бы учитель ни готовил, ни продумывал ход урока, частенько появляется необходимость что-то уточнить, углубить или даже отклониться от темы урока в сторону. Ранее я готовил презентации к уроку в программе Microsoft Power Point, где каждый этап просчитан и должен появиться автоматически в нужный момент, чтобы не тратить «золотые» минуты урока на выполнение рисунков и записей. Но вот кто-то из учеников предлагает новый способ решения и для разъяснения появляется необходимость нарисовать схему, записать решение новым способом и сравнить его с первоначальным вариантом. С помощью инструмента «Перо», встроенного в программу интерактивной доски, это стало возможным.

При объяснении нового материала я сочетаю проверенные методы и приемы работы с обычной доской, учебником, рабочей тетрадью с использованием набора интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет сполна реализовать принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения. Многие интерактивные элементы урока построены в соответствии с возрастными особенностями учащихся, что позволяет мотивировать их к работе на уроке, например, кроссворд с героями мультфильма «Маша и медведь», где учащиеся помогают Маше ответить на вопросы кроссворда от медведя. Или, например, на уроке изучения темы «Документ как информационный объект», учащиеся мотивируются фрагментом из мультфильма «Трое из Простоквашина», где почтальон Печкин не отдает посылку из-за отсутствия документов.

Учащиеся становятся не просто наблюдателями, а участниками игрового процесса познания нового или закрепления ранее изученного. Например, элемент закрепления изученного материала, построенный на основе игры «Лабиринт», где учащиеся помогают Деду морозу пройти к долгожданной елке, по пути собирая подарки (идет описания собранных объектов, их свойств). Учащиеся могут не только увидеть (как это было бы в презентации), но и «потрогать», провести сами по ходам лабиринта клубок, обвести пальчиком, так же элемент самостоятельного перемещения объектов по страничке используется во многих других заданиях. Данный вид работы позволяет задействовать плюс к зрительному анализатору еще и кожно-мускульный. Использование неподвижных и подвижных иллюстраций, звуковых эффектов, заданий на тактильные ощущения активизирует различные органы чувств, участвующие в восприятии нового материала. А раз возбуждено несколько центров головного мозга, то возрастает и уровень познавательного интереса. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Урок проходит с высоким «коэффициентом полезного действия».

Повышению эффективности образовательного процесса способствуют не только привлекаемые наглядные ресурсы, видео- и аудиоматериалы, но и познавательные обучающие программы, запускающиеся одним нажатием пальчика на ярлычке, позволяющие моделировать опыты и эксперименты.

Таким образом, интерактивная доска – это визуальный ресурс, создающий живую и увлекательную атмосферу урока, так как заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и интернет - ресурсам обеспечивают быструю смену дидактического материала, и ускоряет процесс обучения.

Фадеев Алексей Викторович19.03.2014 15610 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar