РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние фонематических категорий на речевое развитие детей с ОНР

Влияние фонематических категорий на речевое развитие детей с ОНР

Прокопенко С.Г. 

Учитель-логопед, ГБДОУ № 14 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Занимаясь вопросом о развитии фонематического восприятия я пришла к выводу, что готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Признаком фонематического недоразвития у детей Каше Г.А., в книге «Исправление недостатков речи у дошкольников», называет незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. А Левина Р.Е. на основе психологического изучения детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Нарушение фонематического восприятия приводит к своеобразным искажениям слоговой структуры слова. Трудности различения на слух окончаний приводит к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в речи. Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т.е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями. Сходстсво звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря. Низкий уровень фонематического восприятия проявляется в следующем: 1. Нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи /в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, свистящих - шипящих - аффрикат/. 2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. 3. Затруднения при анализе звукового состава слова, речи.

Для углубленного обследования фонематического слуха я составила таблицу. В основу ее вошло следующее: весь звуко-слоговой материал разделен по трем уровням, в зависимости от его сложности: А, Б, В. Я считаю, что существует необходимость целеноправленных занятий по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте в связи с подготовкой детей с ТНР к школе.

Мною предложена система поэтапного формирования фонематических функций. В основу методической разработки легли шесть этапов логопедического воздействия:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  3. различение слов, близких по звуковому составу;
  4. дифференциация слогов;
  5. дифференциация фонем;
  6. развитие навыков звукового анализа.

К каждому этапу работы я предлагаю систему игр и упражнений по развитию фонематических категорий.

  • На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память . Ребятам очень нравятся играть в такие игры, как «Кто живет у Маши в деревне?», «Оркестр».
  • На втором этапе работы у детей формируется способность различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Этот этап работы является важным, так как дети учатся дышать и слушать, владеть собственным голосом. Ребятам можно предложить игру «Как сказать правильно?», «Кто с нами поздоровался?».
  • На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Полюбились детям игры «Цепочка слов», «Разберем картинки».
  • На четвертом этапе дети знакомятся с понятием слог, учатся различать их. Можно предложить игры «Проверяй и выполняй», «Телефон».
  • На пятом этапе детей учу различать фонемы родного языка, познакомлю с такими понятиями, как гласные и согласные звуки. Особенно ребятам нравятся игры «Волшебный кубик», «Рулетка».
  • Задачей последнего, шестого этапа, является формирование у детей навыка звукового анализа и синтеза слов. На этом этапе работы вводится знакомство с разнообразными схемами слов. Дети подбирают слова к данным схемам, отбирают картинки.

Логопед учит различать звуки по твердости и мягкости. Контролируется не только правильность выполнения задания, но и требуется от детей четкой дикции, правильной артикуляции поставленных звуков, силы голоса. Постепенно я знакомлю детей с разными схемами, они придумывают слова, отбирают картинки, самостоятельно справляются с анализом и синтезом слова. Дети очень любят «диктанты», когда каждый ребенок с учетом его возможностей получает задание, например, в верхнем правом углу схемы, нарисуй предмет, название которого подходит к схеме или у детей картинки-надо нарисовать схему к названию картинки. Как заключительный этап, я знакомлю детей с «ребусами». Я предлагаю детям «прочитать» слово, которое «спряталось» в названии картинок. Надо запомнить от названия каждой картинки первый звук т назвать звуки в определенной последовательности. Очень детям нравятся игры: «Божья коровка», «Осьминожек».

Также я разработала тематическое планирование по месяцам и неделям по коррекции фонематических категорий с учетом следующих разделов: непосредственной работы логопеда с детьми, взаимодействия с семьей (рекомендации) и создания речевой среды кабинета логопеда и групповой комнаты.

Таким образом, система работы последовательного и систематизированного обучения по развитию фонематического восприятия, которую я предлагаю, позволяет решить многие проблемы, отвечает всем требованиям развивающего обучения. Кропотливый целенаправленный процесс дает положительный результат. Система игр и упражнений по развитию фонематического восприятия облегчает и ускоряет процесс обучения детей чтению, а следовательно повышается эффективность коррекционной работы.

ЛИТЕРАТУРА
1. Логопедия/под ред. Л.С.Волковой. М.2003.
2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией.СПб.,1994.
3. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.,1974

Прокопенко Светлана Геннадьевна21.03.2014 8330 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar