РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Зачем ребенку компьютер?

Зачем ребенку компьютер?

Зачем ребенку компьютер?
Людмила Ивановна Васильева
Заведующая медиатекой
ГБОУ СОШ №506 Кировского района Санк-Петербурга


"Non scholae, sed vitae discimus" –
мы учимся не для школы, a для жизни.

«Нужен ребенку компьютер или нет?» - этот вопрос уже давно не обсуждается. Как и не обсуждается, нужен ли телевизор, телефон.

Каждая семья сама решает, когда ребенка приобщать к компьютеру. Одни считают, что чем раньше, тем лучше; другие - наоборот. Это дело семьи, пока ребенок дошкольного возраста. А вот в школе? Темой обсуждения, чаще всего становится тема здоровья ребенка и тема бесцельного время препровождения перед компьютером. При этом часто упускают главное - зачем ребенку компьютер, чему он может научиться и насколько это поможет или повредит молодому человеку в дальнейшем.

Мысль: «Обучение информационным технологиям с ранних лет – требование времени. Ни одна сфера жизни сегодня не обходится без компьютера. Знания современной техники и программных продуктов - являются необходимым условием для дальнейшего обучения и трудоустройства» - проходит лейтмотивом во многих методических разработках, школьных программах, в выступлениях учителей и методистов. Дает ли школа им эти умения и знания? Насколько они глубоки, обширны и своевременны? Что с использованием этих знаний на практике? В попытках найти ответы на данные вопросы был проведен анализ информационно-технической культуры учащихся 3-8 классов. В данной статье приведены некоторые результаты этого анализа, отмечены существующие проблемы и предложено возможное их решение.

1. Понятие информационной культуры

Понятие культуры, в том числе информационной, начинается в семье. Информационная культура (ИК) включает в себя:

  • навыки по эффективному использованию технических устройств;
  • способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию (различные программные продукты), как инструмент для реализации своих идей;
  • умение безопасно находить и извлекать нужную ему информацию из различных источников, анализировать и работать с этой информацией;
  • создавать, редактировать, форматировать и оформлять новую, свою информацию в компьютере;
  • делиться информацией с другими пользователями компьютеров и глобальной сети Интернет.

При умелом подходе, компьютер и Интернет способствуют развитию творческого воображения, которое в школьные годы, к сожалению, зачастую гасится. Эстетическое восприятие мира, художественные наклонности можно заложить и развить в ребенке с помощью несложных графических программ. Эстетическое, художественное направление в оформлении своей работы формируется у среднестатистического ребенка постепенно. Мир Интернета может помочь ему в этом, открывая для ученика красоту природы, искусства. В том числе с помощью виртуального посещения музеев, памятников архитектуры.

2. Информационная культура в начальной школе.

Сейчас пользовательские интерфейсы компьютеров стали настолько удобны и понятны, что ребенок довольно рано самостоятельно, с помощью родителей и друзей овладевает умением включить любимую игру, разобраться в ней, просмотреть мультфильм. Но насколько умело и безопасно он это делает - вопрос спорный. Большинство родителей не имеют достаточных знаний, методики, опыта, а часто и времени, чтобы научить ребенка общению с компьютером, сформировать информационную культуру ребенка.

В большинстве школ в начальных классах отсутствует обучение информатике. Даже в тех классах начальной школы, где есть компьютеры, отсутствует необходимое методическое обеспечение и подготовка учителей. Поэтому сейчас трудно возложить основную задачу по формированию информационной культуры ученика на учителя начальных классов.

3. Информационная культура в основном образовании.

В большинстве школ в настоящее время основной поток информационно-технических знаний обрушивается на учащегося с 5 или 7 класса. В это время начинаются курсы основного образования и курс информатики, который проводится 1-2 раза в неделю. Он дает базовые, теоретические основы, компьютерной грамотности и обучает азам программирования.

Опыт показывает, что практические навыки в области информационной культуры, которые получают учащиеся к концу 7 класса по своему качеству и содержанию бессистемные, узкие, шаблонные, непрочные. Поэтому, в то время, когда учащимся уже требуется активно пользоваться ресурсами информационно-технической среды для изучения курсов основного образования, в целях саморазвития, профессионального самоопределения, они только начинают получать первые систематические знания по информатике.

4. Основная проблема

Из-за отсутствия предварительной системной подготовки, преемственности начальной и основной ступеней обучения информатике, учащемуся, как правило, тяжело одновременно:

  • осваивать компьютерную теорию;
  • находить, выбирать и правильно использовать информацию из Интернета;
  • изучать, накапливать, правильно выбирать и эффективно пользоваться компьютерным инструментарием для подготовки своего доклада, презентации, фотоотчета, решения других задач, реализации своих идей.

Получается, что учащиеся до 11-12 лет фактически исключены из информационного пространства школы, и не могут эффективно использовать информационные технологии в процессе обучения. Как замечено в статье Цветковой М. С. «Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры. Методические рекомендации по организации учебного процесса»: «История развития области информатики в школе уже насчитывает почти 20 лет, в то время как активное и повсеместное внедрение элементарной информационной грамоты детей начальной школы, в неразрывной связи с грамотой письма и счета, так пока и остается в стадии апробации или инициативы школ»

5. Предложение путей решения

В цепочке учитель - информационно-техническая среда - ученик необходим комплексный подход. Единое информационно - образовательное пространство полностью должно задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющийся в образовательных учреждениях.

5.1. В начальной школе

Закладывать азы умения ребенка общаться с компьютером в школе следует как можно раньше. Дети младшего школьного возраста особенно жадно впитывают новую информацию. Надо только направить в нужное русло, научить работать с различной информацией.

Начинать надо с 3 класса начальной школы.

Это возможно, так как к этому времени ребенок уже осознает себя учеником, ориентируется в школьной среде, умеет анализировать информацию.

Это необходимо, так как:

  1. способствует повышению интереса к обучению;
  2. повышает эффективность обучения;
  3. развивает ребенка всесторонне, формирует культурно и социально значимые знания и навыки;
  4. закладывает основу для эффективного использования и дальнейшего изучения информационных технологий на этапе основного образования.

В начальной школе необходимо, чтобы учащийся осознал, что компьютер - это удобный инструмент, который поможет реализовать его идеи. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы познавательные и творческие задачи и, с опорой на наглядность, помогают ему их решать.

Развитие межпредметных связей - это один из комплексных подходов в обучении в начальной школе. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей помогает в систематизации знаний, формировании самостоятельного мышления и познавательного интереса учащихся, как в информационных технологиях, так и в остальных дисциплинах.

Внедрение информационных технологий в преподавание различных предметов в начальной школе повышает интерес к предмету при выполнении задания и в конечном итоге развивает логическое мышление.

Например:

  • Использование в начальных классах элементов конструкторов LEGO на уроках математики, развивает логику и сообразительность у детей.
  • Использование робототехники, где школьники испытывают своих роботов, которых они создают на основе программируемых конструкторов, знакомит учащегося с азами программирования и конструирования.
  • На уроках рисования использование компьютерного планшета наряду с акварелью поможет пробудить интерес к цифровому дизайну и искусству вообще.

Пример интегрированного урока в начальной школе описан в статье «Зачем и как применять компьютер в начальной школе» Лопатиной М. В: «Интегрированный урок «Русского языка» и «Информатики» по теме «Орфографический словарь» был интересен с точки зрения практического применения компьютера в изучении базового предмета - компьютер «помог» исправить орфографические ошибки в словах и, с его помощью, расположение слов в алфавитном порядке можно было выполнить за секунды».

5.2. Основная ступень обучения.

База информационной культуры учащихся, заложенная в начальной школе, позволяет на основной ступени обучения лучше воспринимать теоретические основы информатики. Необходимо больше времени уделять практическим занятиям по компьютерным информационным технологиям.

Эти практические занятия необходимы для эффективного проведения интегрированных уроков по различным дисциплинам, которые являются базовыми составляющими будущей сферы деятельности:

  • На уроках химии используем для проведения опытов виртуальные лаборатории.
  • На уроках физика, записанные на видео или смоделированные особыми программными средствами опыты не потребуют дорогостоящего и редкого оборудования.
  • На уроках математики, стереометрические построения нигде не будут нагляднее, чем на компьютерном экране.
  • На уроках русского языка пишем в Worde, редактируем текст, проверяем ошибки, а в учебнике ищем правила. С его помощью можно красиво оформить доклад, который задали подготовить в школе, писать письма и приглашения на детские вечеринки. Некоторые ребята начинают составлять сборники стихов, коротких рассказов.
  • Уроки с языковым уклоном пройдут эффективнее и интереснее, если школьник самостоятельно подготовит презентацию по теме, выступит с ней перед классом.
  • Онлайн общение со сверстниками, носителями языка, стимулирует процесс изучения языкового курса.

Учащийся не только лучше усваивает новый материал по данному предмету, но и параллельно практикуется в умении открывать программы, работать с файлами, найти в Интернете информацию и правильно ее использовать (проанализировать, вычленить главное, изложить). Современные учащиеся именно через призму высоких технологий охотнее и яснее воспримут многое из того, что на страницах учебников может казаться попросту скучным. Интегрированные уроки, мероприятия, проекты дают новый опыт и заставляют использовать новые технологии. Именно интегрированный подход позволил сместить акценты в обучении информатики с компьютерных технологий на информационные технологии, то есть сделать компьютерную грамоту средством для достижения цели, а не целью обучения. Тогда ученик получает динамичное знание, которое он сам сможет обновлять, идя в ногу со временем, а не догоняя его при очередных новациях ИКТ.

5.3. Информационная культура и дополнительное образование

Компьютер - незаменимый помощник в учебном процессе, особенно если его влияние распространяется за пределы класса информатики, во внеурочной деятельности - в группах продленного дня, индивидуальных занятиях с учителем, в Отделениях дополнительного образования детей и дистанционном обучении. Наиболее эффективно обучение информационным технологиям и формирование информационной культуры у учащихся проходит при использовании методов индивидуальных занятий и работе в небольших группах. Эти методы реализуются в форме дополнительных занятий и могут восполнить пробелы в формировании информационной культуры учащихся. Основной принцип на таких занятиях: небольшими группами в специально оборудованном классе - Медиацентре, учащиеся вместе с учителем изучают и применяют на практике знание по работе с информационно-технической средой. Обучение в Медиацентре можно разбить на две ступени.

Первая ступень обучения - познавательная деятельность с ИКТ:

  • техника безопасности и правила поведения за компьютером;
  • наглядные уроки по ознакомлению с возможностями которые предоставляют компьютер и Интернет, с пользовательским интерфейсом;
  • работа в Интернет и приобретение навыков:
    • осуществлять поиск информации в различных электронных источниках;
    • анализировать и структурировать информацию;
    • использовать информацию для построения умозаключений, принятия решений;
    • умение критически относиться к информации и выбору ее источника;
    • умение пользоваться средствами коммуникации.

Первая ступень - это, по сути, мероприятия, направленные на формирование информационной культуры ученика, что является, по мнению профессора Н.И. Гендиной: «…частью общей культуры человека, состоящей из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий».

Вторая ступень обучения - применение знаний на практике:

  • развивающие игры, направленные на развитие логического мышления детей;
  • лаборатории (виртуальные) естественнонаучного направления для детей младшего школьного возраста;
  • моделирование и программирование: робототехника и LEGO - конструирование (программирование более сложного робота);
  • творческие мастерские (классы): музыкальная, компьютерной графики, интернет - мастерская, художественная, экологическая, издательская с применением компьютера и медиатехники.

Эти занятия позволяют:

  • сформировать основы современной информационной культуры ученика начальной школы;
  • учащемуся выйти на новый качественный уровень активной познавательной деятельности;
  • позволит ученику, подготовиться информационно и технически к новой ступени обучения;
  • формировать навыки коммуникативной активности, элементарные навыки использования общекультурных правил и норм информационной деятельности;
  • сделать компьютерную грамоту средством для достижения цели, а не целью обучения.
  • сформировать социально активную личность.

Для школ необходимо разработать соответствующие учебно - методические материалы, отражающие новый образовательный стандарт начальной ступени общего образования и органично включающий в себя ИКТ.

6. Заключение

В данной статье предлагается один из путей повышения уровня информационной культуры учащегося. Ее формирование надо начинать на уроках в 3-х классах начальной школы. И продолжать во внеурочной деятельности. Это позволит в основной школе ученику на два года раньше, чем сейчас стать активным участником информационного пространства школы, поможет эффективно изучать и использовать информационные технологии в процессе обучения в начальной и основной школе.

Какую сумму знаний вложить в учащегося, чтобы ему хватило на всю оставшуюся жизнь? Трудно ответить на этот вопрос. Единственное, чем можно помочь нашим детям - это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением 21 века становится умение учиться.

Список литературы

  1. Гендина, Н. И., Колкова, Н. И., Скипор, И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие [Текст]. - М. , 2002. - Режим доступа: портал Российский комитет программы Юнеско «Информация для всех» http://www.ifapcom.ru/365/infoculture_libraries/
  2. Косолапова, Е. В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста. Педагогика. Психология Выпуск № 1 / 2012 с. 171 Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/160167.PDF
  3. Лопатина, М. В. Зачем и как применять компьютер в начальной школе. Статья. Режим доступа: портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/417014/
  4. Морозов, М. Н., Танаков, А. И. и др. Разработка виртуальной химической лаборатории для школьного образования. Статья. Режим доступа: http://www.km.ru/referats/ED65134D6F5F4286B2182B56E4997E9B
  5. Перлухин, В. Н. Компьютер в жизни школьника. За и против. Режим доступа: портал Библиофонд. Электронная библиотека Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=135885
  6. Тананыхина, Ю. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Статья. Режим доступа: портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/521935/
  7. Цветкова, М. С., Курис, Г. Э., Елизаров, А. А. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе Статья. Режим доступа: портал Конгресс конференций Информационные технологии и образование / Публикации: устное выступление и публикация Режим доступа:http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_04_28.html
  8. Цветкова, М. С. Информационная среда начальной школы как часть информационной культуры. Методические рекомендации по организации учебного процесса [Текст]: автор статьи канд. пед. наук, доцент АКП и ППРО / М. С. Цветкова. – М. , 72 с. - Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/lections/8/files/Inf_Sr_NSch.pdf
  9. Журнал «Цифровое образование» Интернет-справочника открытых и полезных для образования сетевых сервисов и цифровых ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://digital-edu.info/
  10. Портал «ФГОС глазами родителей. Родительское Интернет-собрание. Режим доступа: http://forum.ntf-irro.ru/node/22
Васильева Людмила Иванонва21.03.2014 13030 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar