РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Полещук Надежда Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 9 г.Зимы

Целью обучения русскому языку в школе является формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. В своём выступлении я буду говорить о формировании коммуникативной компетенции, т.к. от её уровня во многом зависит успешность взаимодействия человека с партнёрами по общению и самореализация в обществе.

В программе по русскому языку серии «Стандарты второго поколения» говорится: «Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения».

Есть разделы языка, которые непосредственно формируют коммуникативную компетенцию-это «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка», но и другие разделы языка так или иначе нацелены на формирование этой компетенции.

Изучая разделы «Лексика», «Фразеология» учим использовать слова, фразеологизмы соответственно значению, обогащаем словарный запас.

«Орфоэпия» - правильно, грамотно произносить слова, это и культура речи.

«Словообразование», «Морфология» - правильно употреблять формы слова.

«Синтаксис», «Пунктуация» - правильно строить предложения, использовать в устной и письменной речи различные синтаксические конструкции, интонационно оформлять высказывания.

А затем в 9, 11 классах экзаменационные работы составлены так, что проверяются, как освоены все компетенции, в том числе и коммуникативная.

Коммуникативная компетенция опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму.

Очевидна проблема - как научить обучающихся говорить правильно, красиво. Конечно, в первую очередь это создание на уроке активной речевой среды, которая вовлекает каждого ученика в процесс общения.

Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты.

Этому помогает система заданий учебника «Учись читать и пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогают лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчают выполнение задачи по пересказу.

Параллельно с развитием навыков чтения - понимания научной информации работаем с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ.

Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для развития этих навыков учебник предусматривает широкий материал, побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности—языковому анализу, размышлению на лингвистические темы.

Тексты, используемые на уроках, мною тщательно отредактированы в соответствии с обще дидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:

  1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
  2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.
  3. Предложены все виды разборов.
  4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.
  5. Тексты могут иметь пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

В школьной практике традиционно большое место занимают изложения и сочинения. Они являются формами контроля, определяющего уровень активного владения языком. Сочинений в школе пишется достаточное количество.
Учащимся часто трудно раскрыть тему. Причин много - это и непонимание темы, невнимание к формулировке, неумение логически мыслить. Задача учителя- научить этому.

Как научить пониманию? Для этого необходимо выполнить несколько условий: извлекать информацию из каждого слова, предложения, словосочетания, сохранять в памяти поступившую текстовую информацию, уметь сравнивать и другие.

Особая роль в понимании текста принадлежит воссоздающему воображению. Обращаюсь к ученикам с просьбой прочитать внимательно текст и представить в воображении соответствующие картины. Например, при написании изложения, близкого к тексту по отрывку из повести Ричи Достяна «Тоска по Москве», у некоторых учеников 6 класса трудностей при написании не возникло, так как они внимательно прочитали текст, а затем пересказали классу, что они увидели, т.е попробовали зрительно нарисовать изложенное.

Представлю фрагмент урока в 9 классе.

Тема: «Особенности научного, художественного и публицистического стилей».

Работаем над точностью и выразительностью речи(найти синонимы к словам, придумать фразы со словами, объяснить смысл фразеологизмов).

Предъявляю учащимся тексты разной стилевой окраски, работаем по вопросам к ним. Выясняются стилевые, языковые особенности, лексические. В качестве домашнего задания на таких уроках учащиеся получают такое: подготовить сообщение о древнегреческих ораторах, о церковном красноречии, о риторике в России.

Или же такое: создать текст публицистического стиля в жанре философского размышления, постараться затронуть нравственные проблемы.

Какой бы ни была тема урока, её всегда можно проводить на материале, волнующем, будоражащем мысль, побуждающем к активному действию. Со старшеклассниками это может быть текст о любви, о морали, о межличностных отношениях. Такое задание: напишите за 10 минут качества характера, необходимые для эффективного общения. Вот и проверка словарного запаса учеников. Пишут: обаяние, доброжелательность, красноречие, богатый словарный запас, деликатность, умение поставить себя на место собеседника, учитывать его интересы.

Ещё одно задание-размышление о времени.

Спрашиваю у учеников: «А вам хотелось бы знать, что станет с вашими внуками и правнуками через 100 лет?» Обучающиеся записывают свои фантастические размышления, читают вслух, совершенствуя свой голос и речевое мастерство.

Очень любят ученики такой вид работы по развитию речи: читаю начало предложения, они завершают его конструирование свободно(Если бы мне довелось…До тех пор пока… и другие).

При изучении темы «Деловая речь» в 9 классе учимся не только написанию деловых бумаг, но и беседуем о культуре делового общения. Говорим о цели такого общения, о нормах этикета, о правилах, приводящих к успеху общения. Затем проводим практическую работу в парах. Например, «привлеките к себе внимание и завяжите разговор с незнакомым человеком в следующих ситуациях: в вагоне поезда, в очереди в магазине, на научной конференции». Предлагаются наиболее приемлемые темы для разговора: о погоде, о здоровье, о политике, об экологии. Говорим о том, как удобнее прекратить разговор.

Таким же образом работаем над культурой устной речи. Например, проводим ситуативно-деловую игру-берём интервью у директора школы, у учителей, учащихся. Такие задания получают учащиеся, входящие в состав редколлегии школьной газеты «Старозиминка», которой я руковожу уже несколько лет.

Выполняя в 9 и 11 классах задания части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но будут необходимы ему в дальнейшей жизни, поэтому формирование коммуникативной компетенции способствует разностороннему развитию личности.

Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально – экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.

И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Известный американский политик Д.Уэбстер сказал когда-то мудрые слова: «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что умел».

Очень важно, чтобы каждый учитель русского языка смог вооружить своих учеников таким важным в современной жизни умением – умением говорить, строить общение.

Полещук Надежда Милайловна20.03.2014 12430 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar