РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Элементы историзма на уроках математики как одно из средств

Элементы историзма на уроках  математики как одно из средств

Автор: Тугланова Расита Заурбиевна

«Кто хочет изучить настоящее, не зная прошлого, тот никогда его не поймёт». Г. Лейбниц

Для познавательного интереса связанным с содержанием обучения важным стимулом является исторический аспект школьных знаний - историзм. С одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем неизвестный материал, овладевая которым учащиеся в еще большей мере осознают то, что им дает школа, урок, учитель. 

С другой стороны, исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию. Узнать, каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их трудности и радости — это значит приблизиться и к осознанию собственного познавательного процесса пусть не открывающего, а усваивающего научные положения, но сопряженного все же с поисками истины. Определив цели и выбран историзм как одно из эффективных средств достижения этих целей, учитель должен хорошо знать психологическую основу внедрения этих средств в обучение школьной математики. А такой основой, несомненно, является познавательный интерес.

Как решая проблему формирования интереса учеников к учению, использовать элементы историзма на уроках математики, как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов? Залог успеха состоит в умелом использовании элементов истории математики таким образом, чтобы они сливались с излагаемым фактическим материалом. Если начать такую работу с младшими школьниками и проводить ее систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока. Какая бы ни была форма сообщения сведений по истории: краткая беседа, экскурс,лаконичная справка, решение задачи, показ и разъяснение рисунка, использованное время (5-10 минут) нельзя считать потерянным, если только учитель сумеет исторический факт преподнести в тесной связи с излагаемым на уроке материалом.

В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится эффективность их занятий. Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы.

Лишь такое сплетение может способствовать достижению целей:

  1. Повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала.
  2. Расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры.

Исторический материал используется на уроках по различным предметам. Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение и на уроках математики. Математика и история-две неразрывные области науки. Известный французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета. Многими учащимися понятия, термины, определения воспринимаются как формальные ,оторванные от жизни. Чтобы связать обучение с жизнью, показать связь математических понятий с практической деятельностью людей нужно историческое обоснование изучаемого материала.

Чтобы учитель мог довести до детей некоторые исторические факты, заинтересовать их историей науки, он сам должен обладать этими знаниями. Только тот учитель,который сам свободно владеет и оперирует историей науки, способен дать качественные и прочные знания в этой области своим ученикам, способен по-настоящему развить их познавательный интерес и расширить их кругозор. Чтобы у учащихся не возникло представление,что математика — наука безымянная, надо знакомить их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами из их жизни. Часто в этом помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения, сопровождаемые презентациями. Слава великих ученых, история их жизни являются сильным воспитательным средством. Не только реальные события, но и легенды вызывают интерес учащихся.

Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы дает исключительно много для формирования характера учащихся, их идеалов. Через рассказы о «не математической» деятельности великих ученых привлекают внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Историзм на уроках математики выступает не только в библиографических материалах, но и фактах из истории науки. Ознакомление с историей открытий способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям. Подавляющее большинство школьников не имеют ни малейшего представления о развитии математики. Проследив за историческим развитием математических открытий, ученики лучше понимают и убеждаются в том, что точка зрения на одно и то же понятие становится со временем удобнее и проще.

Обычно при введении нового математического термина нужно рассказывать учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Остановлюсь еще на одном моменте использования историзма на уроках математики. У многих выдающихся людей: математиков, писателей,философов есть короткие, но содержащие много смысла, емкие лаконичные высказывания. Считаю, что их необходимо популяризовать среди школьников: помещать на стендах, использовать в качестве эпиграфов на уроках.

Особое место в обучении математике занимают ещё задачи, в основу которых положен исторический материал, разнохарактерные письменные источники, например, старинные задачи, сказки, свидетельства античных авторов. Для развития интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений,которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы показывающие связь математики с другими областями знаний. В учебниках мы встречаем и исторические страницы. Знакомясь с историческим материалом. ученики узнают о древних единицах измерения длины, площади, массы, о появлении и развитии математических понятий, возникновении и совершенствовании методов решения задач, интересные сведения о системе записи чисел у разных народов, короткие биографии ученых — математиков, которые рассказывают об их важнейших открытиях

В учебниках математики 5 -6 классов (автор 11.Я.Виленкин и др.) сведения по истории предмета выделены в специальные разделы. Однако структура размещения таких разделов меняется с 7 класса, когда исторические сведения приводятся уже в конце учебника. Это снижает значимость исторического материала, изменяет отношение к нему учеников. И тем не менее творчески работающему учителю тесно в рамках того исторического содержания,которое приводится в учебнике. Сведения из истории науки расширяют кругозор учеников. показывают диалектику предмета. Надо чтобы учитель имел достаточно широкий запас сведений из истории математики, чтобы в любой подходящий момент его использовать. Выбор формы сообщения этих сведений учитель должен сделать в связи с темой урока, в зависимости от степени заинтересованности, математической подготовки учащихся. Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться богатейшей историей этой многогранной науки.

Для того чтобы работа по внедрению исторического материала в уроки математики была более продуктивной необходимо учителю следовать следующим рекомендациям:

  • начинать работу с 1-го класса;
  • проводить систематически;
  • содержание, объём, и стиль изложения вопросов должны совершенствовать возрастным возможностям учащихся.

форма сообщения сведений:

  • краткая беседа;
  • лаконичная справка; 
  • решение задач;
  • экскурс;
  • показ фрагмента.

В своей работе я использую разные формы сообщения сведений по истории на любых этапах урока: в устном счете, при выполнении самостоятельных работ,при объяснении нового материала и закреплении пройденного. Исторический материал, который я использую на уроке или доклады учащихся оживляют урок, развивают способности и интерес школьников к математике. Готовя доклад, учащиеся приобретают навык работы с книгой, поиск информации в Интернете, учатся выбирать главное из прочитанного и излагать материал лаконичным математическим языком. Задания с расшифровкой имен ученых или математических терминов, разгадывание кроссвордов дают возможность учащимся в непринужденной форме повторить определения и термины, изучаемые ранее, отработать вычислительные навыки и получить новые знания. И самое удивительное, что на уроках ребята заражаются всеобщим азартом поиска истины.

Применяя на своих уроках исторический материал, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, усиливают творческую активность, развивают математические способности, расширяют знания учащихся. По выражению выдающегося историка математики Поля Таннери «изучение прошедшего должно освещать настоящее и будущее науки».Систематическое использование элементов историзма при изучении математической терминологии содействует формированию познавательных интересов и положительных мотивов учебной деятельности.

Используемая литература:
1.Семенова Людмила Александровна, учитель математики. Элементы историзма на уроках как один из возможных видов стимуляции познавательного интереса учащихся к математике .http://festival.1september.ru/articles/573295/
2. http://www.on-lan.ru/matematika/istoricheskij_material_na_urokax.php
3. Догадова Нина Александровна. Использование исторического материала на уроках математики.
4. В.А. Александрова. Г.Г. Никифорова.Методическая разработка недели математики с элементами историзма

Тугланова Расита Заурбиевна25.03.2014 27680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar