РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогический совет на тему: "Личность педагога в современной школе: профессиональный и психологический аспекты"

Педагогический совет на тему: "Личность педагога в современной школе: профессиональный и психологический аспекты"

Цель: разработать проектную модель личности педагога в современном инновационном пространстве школы

Задачи:

  1. Проанализировать требования к учителю ФГОС 2 поколения.
  2. Рассмотреть понятия профессионального и педагогического мастерства с точки зрения требований ФГОС.
  3. Рассмотреть готовность учителей школы к переходу на ФГОС (анализ анкеты учителей начальных классов), из опыта работы учителей.
  4. Разработать проектную модель личности педагога в современном инновационном пространстве школы:

a. Качества Л”, важные для общения.
b. Коммуникативные умения и навыки.
c. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие обучающихся.

Ход педсовета.

  1. Слово директора школы. Знакомство с темой педагогического совета.
  2. Выступление ЗД УВР с докладом «Личность педагога в современной школе: профессиональный и педагогический аспекты».
  3. Выступление педагогов школы.
  4. Разработка проектной модели личности педагога в современном инновационном пространстве школы.
  5. Решение педагогического совета.

Учитель - это плодотворный луч
солнца для молодой души, который
ничем заменить невозможно.
К.Г.Ушинский.


Не в первый раз на заседаниях нашего педагогического совета мы рассматриваем личность педагога. Почему вновь возникла необходимость поговорить о нас с Вами – педагогах, но в контексте – «профессионального и личностного аспекта».

Лев Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно – исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, они так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений в Российской школе. Как реализует педагог нововведения. Что он делает в школе, чтобы достичь результатов. Позволим себе улыбнуться перед началом серьезного разговора о миссии учителя в образовании.

Что делает учитель в школе?
Один долбит тупых башкою,
Другой сверлит пытливый ум.
Лютует третий: дуб я что ли?
И комплексует, зол, угрюм.
Четвертый бережет себя,
Детей, отчаянно любя.
Трудяга пятый без затей:
Он любит школу без детей.
Шестой занудно педантичен.
Седьмой надменно – эстетичен.
Восьмой сговорчив и лоялен.
Девятый сверхпринципиален.
Десятый – в нем мильон пороков,
Но он не мыслим без уроков,
Одиннадцатый – швец и жнец
И он же на дуде игрец,
Двенадцатый неутомим,
Неукротим, неповторим.
Что делает учитель в школе?
Не позавидуешь их доле…
С.Богуславский

В связи с подготовкой к переходу на новые стандарты и реализацией национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” каждый педагог оказывается в ситуации, когда он должен постоянно осваивать педагогические новшества. Задача нашего педагогического совета определить, какими компетентностями должен обладать педагог, чтобы быть способным освоить и реализовать на практике ФГОС нового поколения. Ибо учить, как пять лет назад, не только нельзя, но уже и не получится.

В связи с этим мы ставим на сегодняшнее заседание следующие задачи:

  1. Выяснить, каким критериям должен соответствовать современный педагог при внедрении ФГОС второго поколения.
  2. Определить личностные качества современного учителя, способного работать по ФГОС второго поколения.
  3. Проанализировать готовность педагогического коллектива нашей школы к переходу на новые стандарты.
  4. Обозначить проблемы и наметить пути их решения.

Как Вы уже знаете, в основу стандартов положен общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств, их солидарной ответственности за результат образования.

Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни.

Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, в которых предъявляются высокие требования к педагогу.

Требования к кадровым ресурсам дифференцированы по отношению к различным категориям кадров образовательных учреждений.

В качестве инструмента дифференциации разработаны Квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, в которых предусматривается раздел «Обладает компетентностями». Раздел содержит не только основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей, но и совокупности умений, реализуемых в профессиональной деятельности.

Выделяют три группы компетентностей учителя в соответствии с тремя “Т” ФГОС:

  1. Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ
  2. Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ.
  3. Компетентности учителя школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации» (А.С.Макаренко).

Корифеи советской педагогики утверждали, что педагогическое мастерство прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Еще в 19 веке П.Ф.Каптеров, выдающийся русский педагог и психолог, указал в своих исследованиях на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, профессионализм, компетентность, причем особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е.к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию.
Рассмотрим личность педагога в традиционной системе обучения и в свете ФГОС 2 поколения.

Личность педагога в традиционной системе обучения

При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания.
Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ. Наблюдения на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность в межличностных отношениях. Как уже отмечали раньше, учитель идет в класс с главной целью - изложить школьникам новую информацию Опытный педагог знает, что ин¬формация учителя - это еще не знание ученика.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при ЭТОМ возникает целый блок негативных психологических последствий. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать. Поэтому в подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает, при этом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются за¬труднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксиру¬ется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста - труд¬нейшая для многих задача. Не секрет, что именно этим и объясняется от¬ставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в полном исчезновении навыка.

Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Но сегодня мы стоим на пороге ФГОС 2 поколения, где педагогу отводится иная роль.

Современный учитель должен быть профессионалом, который:

  1. демонстрирует универсальные предметные способы действий,
  2. инициирует пробные действия учащихся, консультирует, корректирует их действия,
  3. ищет способы включить в работу каждого ученика.

Современный учитель - это и воспитатель, который:

  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта,
  • является «соучастником» событий, третейским судьей.

Учитель также оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать (позиция педагогической поддержки).

Кроме того, современный учитель должен владеть основными инструментами пользователя компьютера, мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта), ИКТ – средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом, цифровое и мультимедийное учебное оборудование). 

Педагог должен знать сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5-7 лет);

Компетентный педагог осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса, анализирует и письменно фиксирует, какие способы мотивации (поддержки, приемов и методов работы и т.д.) наиболее действенны в данном классе и по отношению к каждому ученику (воспитаннику). Такой педагог считает важным больше знать о психологических и физиологических особенностях и возможностях ученика (воспитанника).

Он знает, какие личностные или интеллектуальные ограничения существуют у ученика (воспитанника) и, в то же время, осознает возможности, потенциал обучающегося (воспитанника), и опирается на них в процессе педагогического воздействия. Логика, объем, скорость изложения предлагаемого материала соответствуют познавательным возможностям обучающихся (воспитанников).

При постановке целей и задач, выборе содержания и методических приемов, используемых на уроке, педагог ориентирован на особенности процесса освоения учебного материала обучающимися (или решения воспитательных задач), распределяет задания индивидуализированно, потому что осведомлен об уровне возможностей, знаний и умений каждого ученика (воспитанника). Педагог ориентирован на оказание индивидуальной помощи и психологической поддержки ученикам (воспитанникам). Педагог создает в классе (группе) позитивную атмосферу, способствует формированию дружеских взаимоотношений

Ключевое значение приобретает готовность педагога к постоянному профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования, формирование нового поколения педагогов.

  • Педагог должен осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения;
  • иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;
  • иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально- востребованных качеств личности.
  • Должен владеть конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;
  • средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
  • современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; - методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации.

Итак, подводя итог всему сказанному, мы делаем вывод, что учитель, реализуя стандарты второго поколения, должен соответствовать следующим критериям:

Учитель – профессионал

  • Демонстрирует культурные образцы действий
  • Инициирует пробные действия детей
  • Консультирует корректирует действия
  • Ищет способы включить в работу каждого

Учитель – воспитатель

  • Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненнных ценностей
  • Со – участник, третейский судья

Педагогическая поддержка

  • Оказывает адресную помощь ребенку не избавляя от проблемной стуации, но помогая ее преодолевать

Профессиональное мастерство

  • Проектирование учебного процесса
    • Тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,
    • Проектирование учебных ситуаций
  • Организация работы обучающихся
    • В группах и парах,
    • В мобильных группах,
    • Индивидуальная поддержка детей,
    • Создание благоприятного психологического климата на уроках,
    • Организация проектной деятельности,
  • Оценочная деятельность
  • ИКТ – компетентность

Давайте проанализируем возможность реализации нового содержания образования в условиях нашей школы с точки зрения профессионального мастерства педагога.

  • Проектирование учебного процесса:

На протяжении ряда лет в нашем ОУ ведется мониторинг педагогической деятельности администрацией школы и учителями, в котором прогнозируется и отслеживается динамика педагогической деятельности (рейтинговая система оценки профессионального мастерства учителя, планирование учебного процесса на основе результатов промежуточного мониторинга ГИА и ЕГЭ).

  • Организация работы обучающихся:
  • В школе наблюдается положительная динамика использования современных педагогических технологий учителями.

Сегодня педагоги поделятся своим опытом работы в данном направлении.

  • В группах и парах
  • В группах
  • Индивидуальная поддержка детей
  • Создание благоприятного психологического климата на уроках
  • Организация проектной деятельности
  • Оценочная деятельность

70% педагогов школы ведут мониторинг уровня и качества обученности с целью контроля за динамикой успешности обучающихся, в ОУ вводится ШСОКО, позволяющая составить рейтинг обучающихся, ведется работа по составлению портфолио ученика.

  • ИКТ – компетентность

Школа продолжает работу по повышению ИКТ – компетентности педагогов. Большинство кабинетов оснащены компьютерами, имеется доступ к локальной сети и Интернет. Учителя имеют возможность повысить свою ИКТ – квалификацию через обучающие семинары на базе ОУ № 48 и дистанционные курсы (кстати 4 педагога в истекшем году прошли дистанционные курсы «Интел обучение для будущего»). Часть кабинетов оснащена видеопроекторами, в трех кабинетах имеется интерактивная доска. Примерно половина педагогов используют в своей работе готовые медиаматериалы, 20% - применяют элементы ИКТ, 25% - свободно владеют ИКТ (создают собственные медиапродукты).
На протяжении десяти лет школа работает по технологии модульного обучения. Опыт, накопленный по данной проблеме позволяет большинству педагогов использовать элементы деятельностного метода на своих уроках.

Вывод: с точки зрения профессионального мастерства педагогический коллектив нашей школы готов к внедрению ФГОС второго поколения. Однако в требованиях новых стандартов к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования сформулирована следующая задача: современный учитель должен быть способен реализовать новый стандарт после повышения квалификации, потому что никакой стандарт не сможет быть реализован, если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем «Учитель». М.М. Поташник сказал: «Уровень ….. не может быть выше уровня знаний учителя».

В рамках МСОКО было проведено анкетирование «Профессиональные потребности учителей, работающих на ступени начального общего образования», в котором приняли участие и учителя начальной классов нашей школы.

Результаты анкетирования высветили основные затруднения, которые испытывает учитель на этапе перехода к новой системе требований:

  • упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного метода обучения; 62 %
  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от устаревших поурочных разработок; 57 %
  • отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; 38 %
  • принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) 87 %
  • недостаточный уровень реализации учителями управленческих функций, связанных с формированием индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; 92 %
  • отсутствие опыта разработки программы отдельных учебных предметов, курсов) 73 %

Более того, анкетирование показало: инновационный характер новых стандартов, их содержание, принципиально отличающееся от ныне действующих стандартов, пока что не осмыслены педагогами начальной школы в полной мере, значит, приоритетом кадровой политики должно стать создание условий для системной подготовки учителя к работе по новым образовательным стандартам.

Проблема переподготовки профессиональных кадров к работе по новым стандартам относится к числу острых, так как на конец 2010 года удельный вес учителей, прошедших курсовую подготовку по содержанию и технологии введения ФГОС начального образования, крайне мал: всего в нашем ОУ курсовую переподготовку прошли 4 учителя начальных классов. Положительным является тот факт, что все учителя, которые начнут работать по новым ФГОС, прошли переподготовку по данному направлению.

Таким образом, ФГОС требует от учителя постоянного профессионального роста и совершенствования личностных качеств. Ибо учитель будущего – это высоко профессиональная, владеющая всеми современными информационными и педагогическими технологиями, стильно одетая интересная личность и счастливый человек, имеющий высокую степень стрессоустойчивости, финансово защищенный от жизненных мелочей, уделяющий большое внимание воспитательному процессу посредством собственного активного действия. Влияние учителя будет проявляться тем сильнее, чем ярче и самобытнее его индивидуальность.

В связи с этим необходимо выяснить, какими личностными компетенциями должен обладать педагог, чтобы реализовать на практике ФГОС?

Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Чаще всего сами педагоги среди таких качеств указывают любовь к детям, общую культуру, способность организовать свою работу, направленность на педагогическую деятельность. Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности.

Профессиональное самосознание личности является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования. Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются, прежде всего, в результате учебной деятельности учащихся и способности учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя. Личностные качества раскрываются через три ключевых показателя: эмпатийность и социорефлексию, самоорганизованность, общую культуру. А теперь подробнее разберемся в личностных качествах педагогов.

Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как любовь к детям. Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место другого, способного к сопереживанию, проникновению в субъективный мир. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов и т. д. Для педагога развитость данной личностной характеристики означает, что он способен ощущать радость или боль ученика, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса.

Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны. Социорефлексия педагога - это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений учащихся о том, как его (педагога) воспринимают, умение видеть себя «глазами учеников (воспитанников, других участников образовательного процесса)». Рефлексивная позиции учителя дает ему возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других людей и свои собственные. Такая позиция является источником саморазвития педагога и позволяет ему понимать внутренний мир другого человека, разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции обучающегося (воспитанника). Сочетание указанных качеств обеспечивает реализацию такого качества, как любовь к детям, столь необходимого педагогу.

Общая культура, уровень его интеллигентности – это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры речи и культуры межличностных отношений, приверженность общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе. Общая культура педагога проявляется в каждом поступке и в каждом слове. Одно из ведущих мест в общей оценке личности педагога занимает нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.

Для того, чтобы определить, какими качествами личности и аспектами педагогической направленности мы обладаем, в школе проводилась диагностика определения значимости педагогических аспектов деятельности. И сейчас слово предоставляется психологу школы

Беллаш Елена Владимировна27.03.2014 89490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar