РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческий подход к решению проблемы оценки невыполнения домашнего задания.

Творческий подход к решению проблемы оценки невыполнения  домашнего задания.

ОЦЕНКА – это определение степени
усвоения обучаемыми знаний, умений
и навыков.


Многолетний труд школьного учителя научил меня многому. И сегодня я не став-лю себе целью пересмотр системы оценивания знаний учащихся. Однако меня всегда мучил один единственный вопрос: что делать, если ученик встаёт и заявляет, что сего-дня он к уроку не готов.

Я, конечно, применяла разные методы. Узнавала причину. Прощала, давала срок для исполнения. Напоминала. Была строга и добра. Привлекала родителей и классного руководителя. Ставила оценку карандашом. Ставила только в дневник...

А если ещё и родители – известные люди?

А если это явление стало постоянным?

Такое положение дел меня измотало до предела. Всё не то и не так!! Я это пони-мала. Тогда напрямую спросила у детей, как бы поступили они в этой ситуации. Ребята повторили все эти методы ещё раз. Ничего нового.… Кстати сказать, именно здесь про-растают, пусть не первые, но уже прижившиеся в школьной среде, ростки Детского Вра-нья, Детский страх и Уходы с уроков. Нам они врут про всё, что помешало им сделать работу. Дома врут про нас, учителей. О том, что учитель спросил тот материал, который не задавал. Или вообще делают нас маразматиками без памяти, либо про больную ба-бушку и ещё, и ещё.

Что делать? Прежде чем развивать далее тему, хочу обратить внимание на то, что это враньё отражается на состоянии нервной системы ребёнка, его желудочно-кишечного тракта, сердечной деятельности. (Бедные родители не понимают причин заболеваний и продолжают борьбу за полноценное питание.) А сколько времени отнимает это враньё или отговорки во время урока! Как неприятно слушать остальным школьникам выясне-ние отношений учителя и нерадивого ученика, вместо усвоения ими учебного материа-ла.

Однако, это ещё только начало проблемы.

Другой сопутствующий вопрос у меня был таким:

Если представить себе систему (а, может, привычку) выставления оценок, то это выглядит примерно так:

  1. Ученик не выучил урок- "2"
  2. Не выполнил домашнее задание- "2"
  3. Плохо выучил и сделал много ошибок-"2"
  4. Пришёл на урок без школьных принадлежностей-"2"
  5. Забыл тетрадь – „2“
  6. Не следил за ходом урока, был вызван –„2“

И так далее.

Причин для получения двойки в школе много.

Всё это бывает ОЦЕНЕНО на 2 балла. Роскошно! Давайте задумаемся, за что такая на-града? Это ж почти половина пятёрки. Даром! Ни за что! Кстати, если ученик просит пересдать материал на «5», если выходит за четверть «4», - то это почти невозможно. Мы доказываем всем, что пока его знания недостаточны…. А ставить ни за что два балла - это достаточно?

Проходит время. А теперь, если вспомним кто, когда и за что получил двойки, то попытаемся потребовать "сдать задолженность". Мы даже ведём целые блокноты для этой категории учащихся. Но учеников у педагога много, и всё про всех не запомнишь. Ученики часто отвечают: „Зачем я буду учить, если Вы всё равно двойку уже постави-ли?" Кстати, если слабый ученик сдаст материал на «3», то он понимает, что тройка от двойки почти ничем не отличается. И будут, может, правы. Из урока в урок они обещают нам принести или сдать то, за что получили двойки…

А у нас порой руки не доходят, или не хватает времени для контроля.

Подходит конец четверти. Мы выставляем четвертные оценки. Достаём блокнот. Ну не ставить же две или три двойки подряд в журнал!? И тут в соответствии с самыми что ни на есть субъективными причинами мы начинаем манипулировать. Мы, прежде всего, люди. Мы - с каким-то настроением. Мы ещё - классные руководители, а это - показатель успеваемости класса. Мы - предметники, а нам нужны показатели для кате-гории. К тому же, ученик - тоже имеет вес в лице родителей. И вот тут начинается вол-шебство. Математическое действие!

Пока ничего нового я не сказала.
Предлагаю посчитать.
Дети хорошо знают, как мы выставляем оценки. Считаем среднее арифметическое, а в случае спорной оценки - в пользу ученика.

Предлагаю варианты:

  • Иванов 5,3,5,2=15:4=3,8 За четверть "4"
  • Петров 5,5,5,5,5,2=27:6=4,5 За четверть "5 "
  • Сидоров 5,5,2=12:3=4,0 За четверть" 4 "
  • Кузнецов 3,3,3,3,2=14:5=2,8 За четверть "3"

Да только двойки, которые мы ставим, не всегда «тянут» на два балла. Чаще, это – отсутствие работы, а посему - отсутствие баллов!

А теперь - то же количество тех же оценок, но (!) "пустые" двойки перестают добавлять 2 балла. Вместо них - нули.

  • Иванов 5,3,5,0=13:4=3,2. За четверть "3"
  • Петров 5,5,5,5,5,0=25:6=4,2. За четверть" 4"
  • Сидоров 5,5,0=10:3=3,1 За четверть "3 "
  • Кузнецов 3,3,3,3,0=12:5=2,4. За четверть „2“.

Успеваемость на первый взгляд жутко упадёт, и мы ничего, кроме, проблем, не наживём. Однако эксперимент показал, что ученики умеют хорошо считать. Они уважают спра-ведливость.
И вот тут и начинается проявление интереса к оценке, понимание её роли.

Что делаю я? Как теперь ведут себя мои ученики?

Вот мой ответ.
Уже второй раз в начале учебного года я показываю ребятам тетрадь, которая обозна-чена «0-2» . На первой странице - у нас Договор, который принимается простым голосо-ванием. Вот он:

Договор учащихся и учителя «Об оценке усвоения материала по немецкому языку и своевременности выполнения домашнего задания»

Я изучаю немецкий язык и обязан в соответствии с учебной программой выпол-нять требования учителя.

Если я не имел возможности накануне подготовиться к уроку, я имею право за-писать об этом в тетрадь и определить себе срок сдачи самостоятельно в соответствии с договорённостью с учителем.

Если я не понял учебный материал, и моя подготовка оценивается на «2», то я имею право получить консультацию учителя и пересдать, записавшись в данную тетрадь.

Если я не сдаю задолженности в срок, учитель не назначает мне пересдачу по-вторно, а учитывает это при выставлении четвертной оценки, как «0» баллов, а именно:

Например:

5,5,0=10:3=3
5,4,3,5,0=17:5=3,4=3

Обсуждено и единогласно принято 1 сентября 2013 года.

На развороте тетради далее по принятой форме ребята перед уроком добровольно и без всякого страха или ущемления прав пишут без указания причин, что сегодня они к уроку не готовы и обязуются в указанный срок работу выполнить.

Например: Личная подпись, Дата, Класс, Фамилия, Имя, Что не выучено, не подготовлено, Оценка, Срок сдачи ученика

Так же ребята могут записаться на исправление настоящей двойки, когда материал не ус-воен, что показывает ход урока. Кстати, после сдачи оценка выставляется в соответствии с нормами, без снижения.

После введения такой тетради обстановка в классах стала ровной. Каждый гаран-тированно может придти на урок и не получить унизительной двойки. Такие случаи единичны, хотя я боялась, что многие начнут писать и ничего не делать.
Я перестала напоминать. При пересдаче ответы получаются творческие, интерес-ные. Почти всегда вместо нулей у ребят высокие оценки.

Не надо врать, не надо убегать с урока и скрываться от того, что страшно и не хо-чется получать двойки.
Сроки ребята пишут реальные.

Зная, за что в тетради у них стоит ноль, они начинают искать выход скорейшей ликви-дации его, потому что ноль справедлив и может сильно испортить ожидаемую четверт-ную оценку. Я не ставлю условие на снижение балла за повторную сдачу. Условие одно: сдал - исправил. Я зачёркиваю в тетради ноль и ставлю оценку уже в журнал.

В результате:

  1. Дети поверили в справедливость оценки.
  2. Они исправляют сами без напоминания то, за что не получили оценку.
  3. Ноль мы не считаем баллом, он фиксируется в тетради.
  4. Я, как учитель, больше не напоминаю ребятам о невыполненных работах. Они сами выполняют всё добровольно.

Этим я добилась ответственного отношения учащихся к выполнению домашних заданий, ведению тетрадей и словарей. Повысился интерес к работе на уроке и, что глав-ное, - работе дома! А дома нет авралов и полуночных выполнений заданий. Нет страха, ученик свободен во времени. Он обязательно выполнит работу успешно, но САМ выбе-рет для этого время.
Это оценили, прежде всего, выпускники, у которых время расписано чётко. Оп-равданно это и на младшем уровне обучения, когда ребята не всегда могут правильно распределить время на подготовку домашнего задания.

Вывод: Такой подход даёт ученику возможность совершенно осознанно скоррек-тировать всю учебную деятельность, правильно распределить своё время, улучшить не просто показатель успеваемости, а его качество.
Для учителя - снимет необходимость постоянного (а иногда безрезультативного) напоминания о выполнении задания.
Нормальный климат, добрые взаимоотношения с учителем приведут непременно к хорошим результатам. Отпадёт желание соврать, списать, сбежать с урока и снимет не-результативное нагромождение домашних заданий. (Я не анализирую объём или целесо-образность домашних заданий. Это вообще не мой вопрос. Иногда бывает много или сложно, или просто нет времени. Через 2-3 дня время появится.)

У меня есть мнения самих учащихся, которые записывают их на последних стра-ницах этой тетрадки. И только - плюсы, и только - удовлетворение. Пожелания иметь такие тетради по каждому предмету.
Думаю, в этом есть смысл.

Пелымская Людмила Валериановна28.03.2014 16310 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar