РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование технологической карты в условиях реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии

Использование технологической карты в условиях реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.

Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. 

Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся.

А. Н. Леонтьев [2] подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах [3]:

  • Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
  • Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.
  • Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный. [1]

«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности.
Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

Технологическая карта позволяет:

  • реализовать стандарт образования;
  • понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;
  • сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;
  • полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Перспектива»;
  • определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;
  • реализовать свой творческий потенциал (в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана,
  • педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам);
  • индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.

На каждом этапе работы учителя определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания по отработке материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения, в конце темы - контрольное задание, проверяющее достижение планируемых результатов. В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

Примером пояснительной записки к технологической карте может служить урок: «Энергетический обмен. Способы питания» в 9 классе

Цель урока: углубление и расширение знаний о процессе метаболизма, раскрыв сущность энергетического обмена

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: изучить процесс энергетического обмена у гетеротрофных организмов, подвести учащихся к выводу о значении АТФ - как универсального источника энергии
  • Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения
  • Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Решаемые учебные проблемы: Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала: Строение клетки. Энергетический обмен. АТФ.

Оборудование: учебные таблицы: “Строение и расщепление АТФ”, “Энергетический обмен”, бланки опорных конспектов, схема метаболизма, листы бумаги, фломастеры.

Образовательные интернет-ресурсы: drofa.ru, school-collection.edu.ru

В качестве примера деятельности учителя и соответственно анализа успешности выполнения поставленных задач можно рассматривать структуру нескольких этапов урока «Бактерии» в 5 классе [4]:

Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует микропрепарат.
  2. Задает наводящие вопросы.
  3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

  1. Демонстрирует рисунки
  2. Задает вопросы.
  3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя

  1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.
  2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы.
  3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

  1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.
  2. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.
  3. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
  4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя:

  1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
  2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

В отличие от других методических пособий, при использовании карты на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет.

Список литературы

  1. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /С. В. Дмитриев//Школьные технологии. - 2003. - № 6.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для
  3. учителя. М.: Просвещение, 1988. 95
  4. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  5. Ярцева С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии /С. В. Ярцева//Биология в школе. - 2010. - №6.
Вдовина Татьяна Павловна02.04.2014 29790 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar