РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности работы при афферентной моторной алалии.

Особенности работы при афферентной моторной алалии.

Особенности работы при афферентной моторной алалии.

Основной принцип коррекции звукопроизношения – развитие речевых кинестезий. С этой целью используют массаж, поочередное касание теплыми и холодными предметами, что активизирует кровоток и улучшает чувствительность.
При афферентной моторной алалии последовательно воспитывают отдельные артикуляции и закрепляют их на специально подобранном материале. Субституты не допускаются! Артикуляция каждого звука объясняется и закрепляется многократно. Большие сложности вызывают слова со стечением согласных, поэтому они отрабатываются позже. В стечения вводятся звуки, артикуляция которых не вызывает трудностей нахождения позы. Обязательно брать контрастные звуки (м-н - нельзя).

При эфферентной форме моторной алалии наблюдается кинетическая апраксия – трудности переключения с одной артикуляции на другую. В данном случае долгой систематической работы над звукопроизношением не будет. Звуки могут усваиваться в процессе устранения нарушений слоговой структуры слова. Ставить приходится только артикуляторно сложные звуки в том случае, если они не появятся сами. Поэтому особое внимание уделяется отрабатыванию слогового состава слов. В этой работе допускается употребление субститутов, т.к. ребенку сложно следить и за артикуляцией, и за правильностью слоговой структуры слов. Но при подборе дидактического материала используют слова, состоящие из простых доступных ребенку звуков (батон).

Соблюдается определенная последовательность:

  • Двусложные слова (вата, хата, маки). Сразу вводят во фразу.
  • Усложняют структуру – кабан, миска, кубики, машина и т.д.

Приемы работы:

  1. Обучение детей восприятию и воспроизведению ритмических структур (отхлопывание, отстукивание, прошагивание).
  2. Плавное произнесение цепочек гласных а – у – и.
  3. Отраженное повторение слоговых цепочек. С меняющимся гласным, с меняющимся согласным.
  4. Прием наращивания слогов. Баб - ка, лап - ка, бул - ка, веет - ка, по – мада, по - беда, по – года.
  5. Задания на слоговой анализ и синтез:
  • Перестановка слогов – сос - на, на – сос.
  • Опускание слогов – ма – шина.
  • Подсчитывание слогов.
  • Придумывание слов с заданным количеством слогов.

Формирование слоговой структуры слов тесно связано с усвоением грамматических форм, т.к. нарушение структуры слова приводит к опущению флексий, приставок и других частей слова, что препятствует выработке «языкового чутья» и приводит к аграмматизму.

Проводя работу над коррекцией фонетической стороны речи при эфферентной моторной алалии важно помнить об опасности возникновения заикания. Если у ребенка отмечается неврологический статус и в речи присутствуют персеверации, при возрастании речевых возможностей могут появиться судороги. Следует избегать персевераций, для этого важен грамотный подбор речевого материала.

Корчинская Эльвира Раисовна07.04.2014 10040 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar