РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Причины возникновения алаии

Причины возникновения алаии

Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием клеток коры головного мозга в области речевых центров, наступает до трёх лет.

Причины возникновения:

Алалия всегда возникает на основе органического поражения ЦНС в области коры головного мозга.

Тяжесть может быть различна: картина дефекта может быть тяжелая при органическом поражении, динамика развития речи замедленная (причины: более тяжелое внутриутробное, природовое или послеродовое поражение);
Картина дефекта менее выражена при недоразвитии клеток головного мозга (хорошая динамика развития речи). Недоразвитие клеток вызваны более легкими причинами: коклюш, рахит, диспепсия, дизентерия, особенности ухода за ребенком, расстройства сна.

При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое реальное развитие, оставаясь на молодой, незрелой стадии – нейробластов (зрелые - нейроны). Это недоразвитие клеток может быть врожденным или приобретенном в раннем возрасте.

В коре головного мозга два ведущих речевых центра: речедвигательный центр Брока и речеслуховой центр Вернике.
При поражении центра Брока возникает моторная алалия, при поражении центра Вернике – сенсорная алалия. Если поражение этих центров наступает после 3 лет, наступает афазия.

Характеристика основных форм алалии.

Классификация. 

Выделяют:

  1. Моторная алалия
  2. Сенсорная алалия
  3. Сенсомоторная (с преобладанием сенсорной)
  4. Мотосенсорная (с преобладанием моторной).

Моторная алалия - возникает при поражении нижних отделов центральных областей коры головного мозга. В симптомокомплекс моторной алалии входит корковая дизартрия, выделяют два подвида корковой дизартрии: кинестетическая апраксия - возникает при поражении нижних постцентральных отделов коры головного мозга. Ребенок перестаёт ощущать положение органов артикуляции. В первую очередь страдает фонетическая сторона речи: искажения и замены, постоянного заменителя нет.

Механизм нарушения речи при кинестетической апраксии:

Органическое поражение центральной нервной системы - поражение нижних отделов постцентральных областей коры головного мозга нарушаются кинестетические ощущения - вследствие кинестетической апраксии страдает звукопроизношение, это приводит к тому, что возникает нарушение фонематического слуха и всех фонематических процессов, они вызывают лексикограмматические нарушения. В результате имеем общее недоразвитие речи и моторную алалию.

Кинетическая апраксия возникает при поражении нижних. премоторных областей коры головного мозга. У детей нарушается смена артикуляционных позиций. Замедляется темп речи, наблюдается нарушение слоговой структуры слов (иллизии, парафазии, контаминации, персеверации).

Механизм нарушения речи при кинетической моторной алалии:

  • Отмечается поражение премоторных областей коры головного мозга;
  • страдает переключаемость артикуляционных позиций или укладов;
  • проявляется кинетическая апраксия;
  • страдает слоговая структура слова;
  • страдают фонематические процессы;
  • страдает лексика и грамматика;
  • в результате – общее недоразвитие речи.

Сенсорная алалия наступает при поражении задних отделов верхней височной извилины коры головного мозга левого доминантного полушария (центр Вернике). В этом центре осуществляется высший корковый анализ и синтез звуков речи. При поражении этой области коры головного мозга ребенок перестает понимать речь. При нормальном слухе звуки речи воспринимаются как набор недифференцированных, лишенных смысла звуков. Наступает явление слуховой агнозии. При слуховой агнозии ребенок может произносить звуки, но сопоставить своё произношение со слышимыми звуками не может, поэтому кроме фонетического слуха страдает и звукопроизношение.

Механизм нарушения речи при сенсорной алалии:

Органическое поражение центральной нервной системы, страдает центр Вернике, возникает слуховая агнозия, которая ведет к нарушению фонематического слуха. В результате страдает звукопроизношение, нарушается лексика и грамматика. Это приводит к общему недоразвитию речи.

Алалия - не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-граматический строй речи. При алалии всегда общее недоразвитие речи.

Диагностика алалии от сходных состояний:

Смешивают моторную алалию

  • с временной задержкой речевого развития (ЗРР) – ребенок может говорить, но не хочет.
  • детский аутизм (мутизм – отказ от речи) - проблема психолога.
  • Умственная отсталость - тотальное недоразвитие всех психических функций.

Сенсорную алалию смешивают с глухотой и слабослышащими. Голос глухого и слабослышащего особый, фальцетный, немодулированный, а у алалика - норма. Мимика и жесты глухого беззвучны, а сенсорные алалики имитируют речь окружающих. При особых условиях для восприятия речи – глухой повторит, алалик нет.

Корчинская Эльвира Раисовна08.04.2014 8200 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar