РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Групповые формы работы на уроках в начальной школе

Групповые формы работы на уроках в начальной школе

Групповые формы работы на уроках в начальной школе
(из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Добрятинской СОШ-Гречко О.В.)

Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. В моём классе, как и во всех остальных, сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно ( по уровню трудности, по объёму учебного материала).

После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, строится работа в парах по типу « учитель- ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умение общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, как вести общение с собеседником, как попросить о помощи и т.д.

Первое, чему необходимо научить первоклассников- это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, выполнение домашнего задания и т.д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах ( таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Использую работу в парах при проведении устного счёта.

Например, при изучении состава числа «8».
« Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите их со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, сколько палочек у каждого. Значит, 8=3+5, 8=1+7, 8=2+6».

На доске: Рука-ручонка, ручонка- ручей.
Ножка- нож, ножка- нога.
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие- нет.
Когда дети готовы, они поднимают руки домиком.
-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.
Один из учеников пары поднимает руку. Учителю важно ещё раз спросить:
- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать?

Другой пример работы, которую выполняют два ученика. Обращаясь к классу, объясняю условия работы: « Сейчас мы с вами проведём математический диктант, в ходе которого повторим нумерацию чисел в пределах 100. Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задания предлагаю в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая в паре, нужно и важно помогать своему товарищу».

Содержание диктанта включает следующие задания:

  1. Вариант 1: Запиши число 100, Вариант 2: Запиши число, предыдущее этому числу.
  2. Вариант 1: Запиши число на 1 меньше, чем 60, Вариант 2: Запиши, сколько в полученном числе десятков.
  3. Вариант 1: Запиши число на 1 больше, чем 78, Вариант 2: Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.
  4. Вариант 1: Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6 ед, Вариант 2: Запиши число, следующее за этим числом.
  5. Вариант 1: Запиши наибольшее двузначное число, Вариант 2: Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.
  6. Стараюсь подбирать такие задания, чтобы элементы групповой форсы работы носили занимательный характер. Например: «Дети, с Крошем и Ёжиком случилась беда. Крош держал в руке примеры с одинаковым ответом, а Ёжик- с разными. Они так спешили к нам на урок, что упали и все примеры рассыпали. Давайте им поможем!»

73-70
38+20
60-2
56+2
43+50
90-32
49-30
18+40

Предлагаю детям работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, а другой- на вычитание, а затем один будет выписывать примеры с одинаковым ответом, а другой- с разными.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении , закреплении, контроле знаний, на любом виде урока.

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и отвечать на них ( задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них). Те вопросы, на которые дети не смогли ответить в парах, разбираются коллективно.

Организую работу детей и по группам. Каждой группе предлагаю отдельную задачу.

  • Группа 1. « Для ремонта школьного двора в один день привезли 10 машин асфальта, а в другой день - на 4 машины меньше. Сколько машин асфальта привезли за эти два дня?»
  • Группа 2. « За день в магазине продали 7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше. Сколько всего велосипедов продали?»
  • Группа 3. « В одной банке было 10 солёных огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом съели 4 огурца. Сколько всего огурцов осталось?»
  • Группа 4. « В столовую привезли 60 кг моркови. Для приготовления обеда взяли 40 кг, а потом привезли ещё 50 кг моркови. Сколько кг моркови стало в столовой?»

Руковожу работой учащихся в группах: « прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос задачи. Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи. Запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется при решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе. Обсудите свой ответ задачи с товарищами».

Найди в каждой группе слов лишнее.

  1. Желток, железо, жёлтый;
  2. Носильщик, нос, носатый;
  3. Часовщик, часть, час;
  4. Печурка, печать, печь;
  5. Циркуль, циркач, цирк.

Даю дополнение к заданию: « Подумай сам. Посоветуйся с группой».

В работе участвовало 6 групп. Четыре группы справились с заданием полностью, а остальные две допустили ошибки, но тоже пытались отстоять своё мнение. Таким образом, в классе сложилась проблемная ситуация.

Организую фронтальную работу, где сообща учащиеся приходят к мнению, что две группы допустили ошибки.
В процессе наблюдения за выполнением задания выявлено, что в группах каждый ученик предлагал свой вариант, а затем все вместе в группе выбирали наиболее удачный.

Использую элементы групповой работы и при объяснении нового материала.

Так, при знакомстве с темой « Прибавление числа к сумме разными способами» работу над новым материалом строю следующим образом: « Прочитайте выражение, записанное на доске: (4+3)+2. Как называются числа при сложении? Изобразим наглядно числа, которые даны в примере. Ученики, сидящие слева, положите 4 треугольника ( первое слагаемое), ученики, сидящие справа,- 3 квадрата ( второе слагаемое), а посередине стола положите 2 кружка. Придвиньте к 4 треугольникам 3 квадрата. Посчитайте, сколько всего квадратов и треугольников. Придвиньте к ним 2 кружка. Сколько всего геометрических фигур?( одновременно запись на доске: (4+2+3=6+3=9.) Объясните решение. Правильно. Прибавили число 2 к первому слагаемому и полученный результат сложили со вторым слагаемым».

Эффективно проходит повторение и закрепление учебного материала.

Готовлю дидактические карточки, причём обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения по изученной теме. Заканчиваю повторение фронтальной работой: вызываю любую пару к доске и выслушиваем их.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться.
Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование « осень пришла», вторая группа- текст- описание « Осенний лес», третья- текст-рассуждение « За что я люблю осень?»

При изучении сказок о мудрости первая группа рисует обложку для книжки или самих героев сказок, вторая группа подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья готовит чтение по ролям, четвёртая- инсценирует сказку.

Групповой опрос провожу для повторения и закрепления материала после завершения определённого раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируются, дополняются и совместно оцениваются всеми членами группы.. Перечень вопросов к такому занятию составляю сама. Опрос ведётся во всех группах одновременно. беседа проходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учёбу.

Интересный приём «РУЧЕЁК»

В « Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить « Ручеёк» по вариантам, между группами.

На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается- двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

Гречко Оксана Валентиновна08.04.2014 82540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar