РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание одаренных детей.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей.

Все великое просто и может быть выражено словами: свобода,
справедливость, честь, долг, милосердие, надежда.
У. Черчилль

Под одаренностью ребенка в педагогической литературе понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей должно производиться комплексно – это и формирование морально-нравственных социально-значимых качеств в семье и при получении образования. Проявления одаренности происходят в определенной возрастной последовательности. В раннем детском возрасте, обычно, проявляется способность к театру, музыке, рисованию, то есть одаренность в искусстве возникает раньше, чем в научной области. При реализации образовательного процесса, нетрудно проследить проявления одаренности в точных и гуманитарных науках. Существует общеинтеллектуальная одаренность, которая выражается в необычно высоком уровне умственного развития и в качественном своеобразии умственной деятельности.

Изучение специфики одаренности детей возможно только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения учебной деятельности. Одаренные дети, проявляющие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, большинству одаренных детей присущи особые черты, которые отличают их от большинства сверстников. Это и высокая любознательность, и исследовательская активность, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Огромное значение, при формировании духовно-нравственных ценностей одаренных детей, имеет творческая деятельность, дающая возможность ребенку экспериментировать, иметь собственное мнение и право на ошибку.

Понятие нравственного идеала в современном нам обществе переживает кризис. Это не может не отразиться на воспитании одаренных детей, как более остро чувствующих, быстрее осознающих ложность ценностей, лицемерие взрослых, планка нравственности, патриотизма, гуманизма которых не соответствует его духовно-нравственным требованиям. В тоже время ребенок нуждается в положительных образах значимых для него лиц, в которых воплощаются соответствующие собственные морально-нравственные ценности. Не принимая на веру духовные ценности взрослых, одаренный ребенок постоянно анализирует те несоответствия, которые менее заметны обычным людям – это и преобладание рассудочности над воспитанием, и принятие зла наравне с добром, своеобразная имморальная толерантность взрослых, и адаптивность к социуму, в ущерб собственной индивидуальности, отсутствие духа коллективизма, разрыв между поведением и чувствами, что ведет к лицемерию. Одаренный ребенок более четко определяет ложность декларируемого равенства ребенка и взрослого, авторитетность последнего необходимо для духовно-нравственного воспитания подростка.

Главной проблемой духовно-нравственного воспитания одаренных детей является отсутствие у ее проводников – учителей, родителей, реальных целей ее осуществления. «Конкурентно-способный на рынке труда гражданин свободной страны» – слишком абстрактный и далекий от морали и нравственности идеал, да и идеал ли?

Педагог, работающий с одаренными детьми должен понимать специфику этой работы. Она состоит в определении приоритетов содержания воспитания на каждом возрастном этапе развития ребенка, определении принципов духовно-нравственного воспитания и его специфику в различных социальных сферах, критериев определения сформированности духовно-нравственных качеств. Очень важно заложить основы формирования нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, в готовности действовать с позиции милосердия, как на уровне принятия решения, так и на уровне его осуществления, мотивация ребенка к социально-ценностному поведению – выражаемому в сочувствии, защите, взаимопонимании.

В чем же заключается эта непростая и очень ответственная деятельность педагога? В первую очередь он должен руководствоваться принципом «не навреди», так как ошибки в педагогике наносят вред личности не меньший, чем экономические или политические катаклизмы. Если формирование духовно-нравственных ценностей происходит в процессе обучающей деятельности, необходимо приобщение детей к духовно-нравственным ценностям путем ежедневного примера педагога, неприятие им компромиссов в нравственной сфере, честность и в отношении себя и своих учеников, отвержение двойных стандартов, принципиальность и категоричность при оценке безнравственных и аморальных проступков, признание собственных ошибок.

Ребенок, а особенно одаренный ребенок, выступает как развивающийся субъект нравственности. В соответствии со своими ценностями он строит отношения с миром и другими людьми, его духовно-нравственное развитие определяется миром взрослых, сверстниками и им самим. Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития необходимо создание адекватной образовательной среды, в которой закладывается абсолютная иерархия целей и ценностей жизни человека, способствующей реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка, позволяя при этом избежать односторонности развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления. Эта среда должна содержать развивающие образовательные программы, методы поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала, созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию, состраданию, радости успехам другого человека.

Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и предполагает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать, поэтому главная задача педагога на этом пути состоит в том, чтобы разглядеть в ребенке признаки одаренности, помочь развить свой талант, оградить от негативных последствий неадекватной оценки собственной личности. К.Г. Юнг писал, что «Таланту лучше заблаговременно приучить себя к тому, что великие способности ведут к исключительности со всеми ее опасностями, в частности к повышенному самосознанию. От этого могут уберечь лишь смирение и послушание, да и то не всегда».

Литература:
К.Г. Юнг.Феномен одаренности: //Schweifer ErziehungsRundschau XVI/1 (Zurich, April 1943, p. 3-8)

Ивашина Ирина Владимировна08.04.2014 12890 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar