РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровые моменты на уроках русского языка в коррекционной школе

Л.В. Курошева,
учитель первой категории СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII- VIII видов», д. Чёрное, Вяземский район, Смоленской области.


Игровые моменты «Угадай словечко» должны обязательно присутствовать в коррекционной школе, особенно в 5,6 классах. 

Дети устали, и учитель может отвлечь их внимание игровым моментом в виде затейливых вопросов, кроссвордов и кроссвордёнков. Главное в том, чтобы эти моменты имели «грамматическую» направленность. Эти игровые моменты я приготовила своим ученикам. Буду рада, если они кому-то ещё пригодятся!

Затейливые вопросы?

  1. Какой в реке камень? (Мокрый)
  2. Какой город летает? (Орёл)
  3. Какая рыба носит имя человека? (Карп)
  4. Кто сидел спиной к царю? (Кучер)
  5. Где свету конец? (В тёмной комнате)
  6. Чего нет быстрее? (Взгляда)
  7. Какой остров обижается на свою величину? (Ямал)

Задание:

  1. Назовите имя существительное – собственное.(Ямал)
  2. Какое слово является устаревшим? (Кучер)
  3. Что находится между горой (И) долиной?
  4. Чем оканчивается день и ночь (Ь)?
  5. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)
  6. Что мягче всего на свете? (Рука)
  7. Что жирнее всего на свете? (Земля)
  8. Что слаще всего на свете? (Сон)
  9. Какая птица из сорока букв состоит? (Сорок А)

Задание:

  1. Определи склонение слов день, ночь.
  2. Запиши своё имя и отчество.

Задание: Закончи фразу, подобрав к прилагательному подходящее существительное.

  1. Смелый, как ….(Лев)
  2. Трусливый, как….(Заяц)
  3. Коварная, как …(Лиса)
  4. Верный, как …(Пёс)
  5. Голодный, как …(Волк)
  6. Трудолюбивый, как …(Муравей)
  7. Упрямый, как …(Осёл)
  8. Тихий , как мышь …(Мышь)

Задание: Заучи и запомни написание Ь знака!

Если к слову с шипящей
Ты задал вопрос это кто? или что?
Мышь, камыш или брошь.
Ты, дружок, не спеши,
А сначала склонение над ним напиши.
Если третье склонение,
То, отбросив все сомнения,
Ь знак ты в конце напиши!
А не третье склонение – никогда не пиши !

Если чай был горячий, а напиток шипучий,
И решил ты поставить вопрос : он каков?
И горяч, и шипуч, и кипуч – ты – запомни!
Ь знак в них не нужен, это ясно без слов.

Кроссвордёнок к теме: «Мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода».

  1. Чёрный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам – враг. (Грач)
  2. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)
  3. Ползёт, ползёт, иголки везёт. (Ёж)
  4. Под полом шевелит хвостом, в щели глядится, вылезти боится. (Мышь)
  5. Что находится в мешке? (Рожь)

Задание: Просклоняйте одушевлённое имя существительное 3 склонения.

1 Г Р А Ч
2 Н О Ч Ь
3 Ё Ж
4 М Ы Ш Ь

Кроссвордёнок к теме: «Безударные гласные непроверяемые ударением».

  1. Среди двора стоит копна, спереди вилы - сзади метла. (Корова)
  2. Гладишь - ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)
  3. Не княжеской породы, а ходит с короной, не ратный ездок, а с ремнём на ноге, не сторожем служит, а всех рано будит. (Петух)
  4. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Овца)

Задание:

  1. Разбейте все слова из кроссворда на слоги.
  2. Запиши ответы кроссворда, в алфавитном порядке.

1 К О Р О В А
2 С О Б А К А
3 П Е Т У Х
4 О В Ц А

Кроссвордёнок по теме: «Непроизносимые согласные».

  1. Что «останавливается» у человека? (Сердце)
  2. Как называетсят____________, где вы живёте? (Местность)
  3. Так называется газета в городе Вязьма, Смоленской области «Вяземский __________________». (Вестник)
  4. При матушке тепло, а при  _______________ светло. (Солнце)
  5. День рождения – это ______________. (Праздник)
  6. Сверху зелёный бархатный, а внутри – сочный ,алый. (Арбуз)
  7. В метро она бежит сама собой. (Лестница)

Кроссвордёнок по теме: Безударная гласная, проверяемая ударением.

  1. Иголку носит при себе, а не портниха. Варит, жалит, а не повариха. (Пчела)
  2. Зубастый «зверёк» грызёт с визгом дубок. (Пила)
  3. Ночь спит на земле и траве, а утром убегает. (Роса)
  4. Что шумит без ветра? (Река)
  5. Персонаж русской народной сказки, который обманул старика, пожелавшего подарить жене воротник на шубу (Лиса)

Задание:

  1. Какого склонения слова – ответы в Кроссвордёнке?
  2. Просклоняй любое понравившееся тебе слово.

1 П Ч Е Л А
2 П И Л А
3 Р О С А
4 Р Е К А

Кроссвордёнок на тему: Парные согласные.

  1. Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)
  2. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он молчит. (Гриб)
  3. Рассыпался горох на семьдесят дорог. Никто его не собирает. Ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
  4. Беленький пёсик в подворотню глядит. (Сугроб)
  5. На первую ступеньку стал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришёл старик седой. (Год)

Задание:

  1. Отгаданные тобой слова, поставь во множественном числе.
  2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

1 П Р У Д
2 Г Р И Б
3 Г Р А Д
4 С У Г Р О Б
5 Г О Д

«Игротека».

  1. Какое новое значение приобретут слова: барабанчик, трамвайчик, если в них букву Ч, заменить на Щ ? Замени!
  2. Во что превратятся глаголы: мели, окуни, пряди ,соли, топи, если перенести ударение на первый слог?

Задание:

  1. Поставь ударение на первый слог.
  2. Постарайся объяснить значение слов.
  3. Во что превратятся имена существительные: чаща, гуща, если заменить конечную букву А буквой Е.

Задание:

  1. Замени букву А буквой Е !
  2. Подумай: в каком из слов «спрятано» два правила? Докажи!
  3. Дописать 2 слова, образуя одно:
  • вол + окно =
  • приз + рак =
  • верх + ушки =
  • вино + град =
  • сено + вал =
  • бой + кость =
  • сад + овод =
  • зал + ежи =

Задание:

  1. Запиши полученные слова.
  2. Подчеркни имена существительные, стоящие во множественном числе.

Написание приставки и предлога.

  1. Вот тебе (под)ушки белые (под)ушки.
  2. (Под)осинами на кочке гриб в малиновом платочке.
  3. (Под)осиновиком звать, и его придётся взять.
  4. На горе (под)солнышком выросли (под)солнышки.
  5. (Под)солнышком (под)солнечник весь день глядит (на)солнышко.
Всего комментариев: 2
avatar
1 evgeniya567rt • 13:02, 25.08.2014

большое спасибо за материал!
avatar
2 hurma1972 • 21:32, 29.08.2014

Очень насыщенный, доступный материал! Большое спасибо!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены