РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Палочки Кюизенера в системе развития логического мышления дошкольников

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составляющая часть его общего психического развития, подготовка к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, логически мыслить.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. 

Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Работа над развитием мышления ребенка будет эффективной тогда, когда воспитатель включит ее во все виды детской деятельности: в занятия, труд, игры, наблюдение за явлениями природы, обсуждение ситуаций, рисование с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, работает, выполняет поручения взрослого.

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более, старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления (сравнение, синтез, анализ, классификация), труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на пути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

«Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» [4].

В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль отводится и уровню мыслительной деятельности дошкольника [9].

Используя материалы данной разработки, можно развивать логическое мышление, работая по любой программе дошкольного образования. Она подразумевает активное использование в работе с детьми схем, таблиц, моделей. С их помощью ребенок учится концентрировать внимание на предмете, обдумывать свои действия, принимать верные решения. Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы исследования, готовность к логическому познанию.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. В нашем дошкольном образовательном учреждении популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера. Этот дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность [10].

Несмотря на то, что имеется достаточное количество литературы по данному направлению, при ее изучении даже опытный педагог не всегда может из множества предложенного материала вычленить то самое необходимое, что позволило бы ответить на следующие вопросы:

  • Как обеспечить системность и комплексность в работе с палочками Кюизенера по развитию логического мышления дошкольников?
  • Как повысить эффективность используемых педагогических методов и приемов?
  • Каковы критерии развития логического мышления?
  • Как отследить динамику качества знаний?
  • Как превратить потребительское отношение родителей к развитию их ребенка в активное взаимодействие и сотрудничество.

После нескольких лет наставничества молодых специалистов, студентов, заметила, что они испытывают затруднения в организации образовательной работы по развитию логического мышления, допускают массу ошибок. Поэтому основной целью моей работы стало создание методической разработки «Палочки Кюизенера в системе развития логического мышления дошкольников», в ней можно было бы объединить разнообразные педагогические способы и приемы развития логического мышления у дошкольников в образовательном процессе. Благодаря данной разработке педагог сможет получить теоретические знания о важности и необходимости организации работы по развитию логического мышления дошкольников, наглядно увидеть и понять с чего начинать работу, что делать и как оценить результат, тем самым создавая оптимальные условия для всестороннего развития детей.

Комплексность представленного практического и теоретического материалов позволяют любому педагогу решать следующие задачи:

  • формировать навыки деятельностного познания свойств окружающих предметов;
  • учить устанавливать элементарные связи и отношения между изучаемыми объектами;
  • формировать навыки поисковой и аналитической деятельности;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать объяснительную и доказательную речь;
  • формировать такие личностные качества, как саморазвитие, самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Данная разработка представляет собой пакет теоретического и практического материала.

  1. Методическое сопровождение. Теоретический материал по теме «Палочки Кюизенера в системе развития логического мышления дошкольников», по методике ознакомления с цветными палочками, цветными числами, цветными полосками [13].
  2. Апробированные и скорректированные перспективные планы работы с детьми от трех до семи лет.Это система организованной образовательной деятельности по ФЭМП; организация индивидуальной работы, игровой, совместной и самостоятельной деятельности. Кроме того, каждый педагог, работая по предлагаемому плану, сможет без труда сориентироваться какие именно способы действий с палочками Кюизенера, необходимо проводить с детьми, чтобы выстроить цепочку последовательных знаний основанных на принципах усложнения.
  3. Циклограмма деятельности педагога, которая обеспечивает правильное чередование форм работы с детьми по развитию логического мышления у дошкольников,цикличность, возможность повторения с постепенным усложнением.
  4. Конспекты непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками всех возрастных групп.Обучающий и развивающий процесс является одним из средств развития логического мышления. Конспекты раскрывают характер и способы использования приемов развивающего обучения: моделирование, логические задачи, проблемные ситуации. Это позволяет не загружать детей дополнительными знаниями, а вести обучение в комплексе.Например, на конструировании, лепке педагог не только знакомит детей со свойствами материалов, но и создает условия для применения имеющихся знаний в практической деятельности (зная, что цветную палочку можно принять за условную мерку, измерить длину забора, дорожки, высоту и ширину постройки). Чтение художественной литературы позволяет стимулировать познавательную деятельность, развивать способность к самостоятельному мышлению, учит детей рассуждать, доказывать. При обучении грамоте, дошкольники могут применять цветные палочки для обозначения звука.
  5. Конспекты познавательно-развлекательных мероприятий, в которых раскрыты способы активизации уже имеющихся знаний и использования этих знаний детьми в игровой деятельности. Принципы создания развивающей предметно-пространственной среды, которая стимулирует активность ребенка, формирует его информационную компетентность, то есть развитие умения использовать различные источники информации для удовлетворения познавательных потребностей. Среда организована так, чтобы ребенок мог систематизировать, расширять, закреплять свои знания.
  6. Для меня развивающая среда - это та обстановка, которая не только радует глаз или сообщает какие-то знания, но и побуждает к различным формам деятельности, по выбору самого ребенка.Поэтому в группе имеется предметно-пространственная среда «Страна цветных палочек», где представлено огромное разнообразие материала, для самостоятельной деятельности, к которой дети имеют свободный доступ. Это не только игры и наглядные пособия (схемы, модели, таблицы, цифровые домики), но и множество предметов стимулирующих самостоятельную деятельность детей. Со всем этим материалом можно действовать: измерять, составлять, раскладывать, конструировать, выкладывать, строить по образцу. Все это разнообразие игр, предметов и материалов постоянно меняется для поддержания познавательного интереса дошкольников.
  7. Комплекс дидактических средств (модели, схемы, пособие - цифровые домики) формирует ключевую начальную компетентность – деятельностную т.е. комплекс умений, связанных с автономизацией самостоятельности ребёнка в разных видах его деятельности. Учитывая, что детей привлекает самостоятельная практическая деятельность, можно ввести в развивающую среду, схемы игровых упражнений с палочками Кюизенера и цветными полосками. Самостоятельная игровая деятельность, без воздействия взрослого воспитывает в детях творческие способности, фантазию, воображение, целеустремленность, желание довести начатое дело до конца, а это первые шаги к самореализации, самообучению и самостоятельности. Разработанный комплект дидактических средств, с применением моделей, схем, помогает наглядно обозначить элементарные связи и отношения между изучаемыми объектами, активизировать детское участие в практической деятельности.
  8. Комплект дидактических и развивающих игр. В процессе этих игр у детей закрепляются математические представления: овладение счетом, числом, измерением, ориентировкой в пространстве, простейшими вычислениями. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в тоже время достаточно обобщенное представление о математических понятиях. Строя какой-нибудь предмет из цветных палочек, дети приобщаются к моделированию. В младшем дошкольном возрасте работа по моделированию организуется с использованием рисунка (предлагается цветная схема в натуральную величину палочек). Дети накладывают палочки на схему, а потом, со временем, учатся выкладывать на столе, на ковре. Затем можно предложить моделировать произвольно, перенести эти модели на бумагу, то есть создать схему. Моделируя геометрические фигуры, дети постигают их свойства, сходства и различия. Игры-разговоры, игры-вопросы помогают мыслить и давать логически связанные ответы, тем самым формируя речевую компетентность, готовность самостоятельно решать задачи связанные с использованием речи как средства общения словарного богатства родного языка. Использование в работе «цветных чисел» позволяет педагогу занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку, предполагающие наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
  9. Советы и рекомендации родителям и педагогам. Включают апробированные формы работы с родителями: сценарии собраний, совместных с детьми мероприятий; консультации и мини-памятки, стендовую информацию. Тематические консультации для педагогов, мастер-классы, семинары - практикумы, презентации – формы распространения опыта профессиональной деятельности. Благодаря проводимой работе, родители заинтересованы в познавательном развитии своего ребенка, они способны незамедлительно отвечать на вопросы. Нередко вместе с ребенком ищут ответы на возникающие вопросы в различных сферах деятельности: играх, экскурсиях, наблюдении, экспериментировании.
  10. Диагностический комплекс – это пакет диагностических методик, позволяющий не только выявить динамику развития логического мышления дошкольников, но и ведение мониторинга результативности проводимой работы.

Для определения эффективности проводимой работы и ведения мониторинга результативности, мной были использованы два вида диагностики, которые, на мой взгляд, дают возможность изучить влияние организованной практической деятельности на:

  • познавательное развитие;
  • на овладение навыками логического мышления в операциях классификации, сериации, сравнении, установлению связей и зависимостей;
  • уровень творческого решения познавательных и учебных задач;
  • обогащение словаря.

Комплекс содержит пакет диагностического инструментария: критерии и систему оценки, способы выявления, фиксирования, сохранения результатов для дальнейшего анализа.

Мониторинг осуществляется с использованием следующих методов:

  • наблюдение за деятельностью дошкольника;
  • анализ продуктов детской деятельности;
  • специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Полученные данные обрабатываются (проставляются баллы), результаты заносятся в таблицу.
Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что по всем разделам программы прослеживается рост знаний и умений детей, благодаря тщательно продуманной методической работе, интегрированному подходу к обучению, включая разные формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

Показатели общего развития воспитанников группы стабильно выше средних показателей развития дошкольников по параллели и детского сада в целом. Повторяемость высоких результатов в каждом новом наборе детей группы (два выпуска воспитанников) - наглядно подтверждают положительное влияние индивидуального
педагогического опыта на качество образования.

Результаты диагностики, успехи воспитанников и моя личная заинтересованность в продолжение работы по данной теме явились основанием для распространения и воспроизведения педагогического опыта на уровне дошкольного учреждения.

Список литературы

  1. Береславский Л.Я. Азбука логики. – М.: Изд. «Астрель», 2001.- 160 с., илл.
  2. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 205с.
  3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
  4. Ивин А.А., Логика.- М.: Изд. Знание, 1998. – 240 с.: ISBN 5-07-002820-0
  5. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? – М.: Изд. ГНОМ и Д., 2006. – 64 с.: ISBN 978-5-296-00907-4
  6. Михайлова З.А. Математика от трех до шести. – СПб.: «Акцидент», 1998. – 176 с.
  7. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 88 с.: ISBN 978-5-86775-638-3
  8. Носова Е.А., Непомнящая Р.Я. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004. – 95 с.: ISBN 5-89814-066-2
  9. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304 с.: ISBN 978-5-86775-813-4
  10. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2007. –96 с.: ISBN 5-98225-043-0
  11. Перова М.К. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996. - 144 с.: ил. – ISBN 5-09-004910
  12. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003. - 112 с.: ISBN 978-5-89814-190-1
  13. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены