РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование познавательной компетенции по биологии средствами современных технологий

Формирование познавательной компетенции по биологии средствами современных технологий

Мартынова Анастасия Валентиновна,
учитель биологии
МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского

Наука биология удивительна, заманчива, всесильна. Практика показывает, что интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит преподаватель. Задачи и упражнения, интересные по содержанию, побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом. В процессе обучения его учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают индивидуальные способности. «Ученик не развивается по-настоящему, если он не осознает своего развития»

Большой объем умственной нагрузки в процессе обучения заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу по биологии. В связи с этим я ищу новые эффективные методы обучения, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний и умений.

Возникновение интереса к изучению биологии в 6-8 классах зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Проведение уроков по формированию ключевых компетентностей – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием ключевых компетентностей – создание эффекта присутствия - «Я это видел!». У учащихся появляется интерес к обучению, желание узнать и увидеть больше.
Новые подходы к методике обучения данного предмета в современной школе вызваны объективной необходимостью повышения качества знаний, формирования умений и навыков.

Я стараюсь создать такие условия, при которых каждый ученик будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Комфортные условия помогают сделать продуктивным процесс обучения, который организуется таким образом, что все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания.

Это помогает объединить учебную деятельность и межличностное познавательное общение каждого школьника и учителя. Отсюда возникает целая система взаимодействий между участниками учебного процесса: учитель - ученик, учитель - класс, ученик - ученик, ученик - класс, группа - группа. Разные формы взаимодействий способствуют формированию следующих навыков: умению сотрудничать (работать вместе), умению общаться, сплоченности в коллективе и т.д.
Активное, постоянное взаимодействие между учителем и учеником способно обеспечить реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым повышая качество их учения.

При изучении предмета биологии мною широко применяются такие методы и приемы, как:

  • индивидуальная работа (Приложение 5);
  • групповая работа (в основном это малые группы);
  • презентации (выполненные самими школьниками);
  • дидактические игры;
  • кроссворды, ребусы, головоломки и др.

В 6-8 классах определенное место занимают дидактические и развивающие игры (Приложение 1, 2, 3), которые являются средством развития познавательной активности детей и подростков. Использование дидактических игр в процессе обучения помогает повышать интерес к изучению материала, снимают напряжение, помогают переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Отдельные игры, применяемые мною на уроках биологии, составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Малое количество учеников в классе позволяет изготовить раздаточный материал на каждого. Дидактические игры занимают на уроке не более пяти минут. Я провожу их либо вначале урока для повторения пройденной ранее темы, либо в конце – для закрепления нового. Но иногда для активизации внимания учащихся использую их в середине урока.

Использование кроссвордов, ребусов, загадок (Приложение 4) в учебной деятельности позволяет не только в необычной форме повторить и закрепить изученный материал, но и способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому материалу, разнообразит занятие. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Учащиеся с удовольствием составляют кроссворды сами. Учитель предварительно проверяет подготовленные кроссворды, а на уроках ученики обмениваются ими.

Кроссворд можно включить в любую часть урока в виде игры, когда класс делится на две команды (по рядам). В этом случае на доске вывешивается полотно с кроссвордом. Команды получают листы с вопросами и по одному фломастеру или маркеру разного цвета. Ими участники команды записывают слова. Побеждает та команда, которая отгадает больше слов. Это можно проверить по цвету фломастера, которым заполнялись клеточки кроссворда.

Изучение необходимой литературы, самостоятельные наблюдения, работа с интернетом, сканирование фотографий, создание анимационных слайдов и многое другое дают учащимся первые элементарные сведения о методах научного поиска. Оформление презентации – результат кропотливой работы. В маленьком классе каждый ученик успевает продемонстрировать свою работу. По ходу представления презентации ребята обмениваются опытом подготовки и создания презентации. После этого идет обсуждение, анализ и разбор проделанной работы.

Так же в своей практике я использую групповые формы организации познавательной деятельности учащихся. Практика показывает, что групповая форма работы на уроке осуществляется в результате совместной, согласованной деятельности учащихся при непосредственном взаимодействии между ними. Такая форма учебной деятельности позволяет решать различные дидактические задачи: при изучении нового материала она создаёт опору для формирования понятий; при закреплении пройденного материала позволяет мобилизовать знания всех учащихся.

Особо можно отметить воспитательный потенциал групповой формы работы. Она способствует формированию у учащихся способности к самопознанию, саморазвитию, самооценке, позволяет управлять становлением внутриколлективных межличностных взаимоотношений, реализует потребность учеников в общении.

Групповая работа позволяет учащимся почувствовать уверенность в собственных силах, снижает утомляемость, удовлетворяет потребность в общении, стимулирует познавательный интерес, способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

В классе малой наполняемости детей невозможно провести открытое внеклассное мероприятие (Приложение 6). Поэтому приходится объединять в команды учащихся из нескольких классов. После прохождения учебного материала по изучению отдельных тем или разделов, организуются общешкольные мероприятия. За первое полугодие 2012-2013 учебного года мною проведены такие мероприятия, как игра-викторина «Что вы знаете о лекарственных растениях?» для учащихся 7-8 классов; «Знатоки биологии» - 6 класс.

Еще одним из приемов обучения, используемого при изучении биологии, является презентация ( Приложение 7). Плюсы этого приема в нашей школе в том, что практически на каждого ученика имеется компьютер, за которым он может работать на уроке. Эта форма овладения учебным материалом напоминает научное исследование, поэтому воспитывает у школьников интерес и сообразительность, активность, самостоятельность и ответственность.

«Лото» Приложение 1

Учитель показывает картинку с разметкой, учащиеся должны у себя на карточке закрыть соответствующее обозначение круглой фишкой. На каждого учащегося готовятся одинаковые карточки. Используются все виды горизонтальной и вертикальной разметки. Другой вид игры «Лото» - когда учащимся раздаются карточки с разметкой, а учитель проговаривает описание либо назначение той или иной разметки. Ученики должны найти соответствующую линию разметки.

Игра «Домино» Приложение 2

Используется во всех классах . Класс разбивается на группы по 3-5 человек, которые располагаются за одним столом. Каждой группе раздается равное количество карточек-домино. На них изображены картинки с каким-либо изображением и названия или описание этих изображений в разброс. Ученики должны соотнести картинку, изображенную на одной карточке с описанием на другой. Играют как в домино. Для проверки знаний индивидуально, каждый ученик получает определенное количество картинок-домино, которые выкладывает самостоятельно.

Игра «Крестики-нолики» Приложение 3

Для закрепления материала можно провести игру «Крестики-нолики». Для этого не обязательно заранее готовить игровое поле – его легко нарисовать на доске во время урока.

Класс делится на две команды, которые получают названия «Крестики» и «Нолики». Им раздают карточки со знаком «Х» или «О». Также определяют, кто начнёт игру первым. Суть игры заключается в том, чтобы своим знаком («Х» или «О») закрыть 3 клетки либо по диагонали, либо по вертикали, либо по горизонтали, ответив правильно на вопрос выбранной темы. Если же это не получается, то игра продолжается до тех пор, пока все клетки не будут закрыты знаками. Отвечать на вопрос должен тот ученик, который его выбирал. Если ответа нет или он неверный, один из участников другой команды может этим воспользоваться и заработать дополнительный знак.

Победить в игре команда может в двух случаях:

  1. как только на игровом поле образуется выигрышная ситуация, а именно: три их знака расположены по вертикали, горизонтали или диагонали;
  2. если на игровом поле будет больше знаков этой команды.

Вопросы по теме « Ткани. Органы. Системы органов»

  1. Что образуют ткани? (Ткани образуют органы).
  2. Какие типы тканей вам известны? (Эпителиальная, соединительная. мышечная, нервная).
  3. Где встречается в организме эпителиальная ткань? (Образует поверхностные слои кожи; выстилает оболочки внутренних органов; образует железы внутренней и внешней секреции).
  4. Какие системы органов вам известны? ( Пищеварительная, кровеносная, система органов дыхания, выделительная система, опорно-двигательная система, нервная система, эндокринная система, система органов размножения).
  5. Назовите виды соединительной ткани? (Костная, хрящевая, жировая, кровь.)
  6. Что такое межклеточное вещество? ( Межклеточное вещество - это вещество, заполняющее промежутки между клетками, объединяющее клетки в единое целое, обеспечивающее клеткам опору, защиту, питание, дыхание и выделительную функцию).
  7. Каковы функции нейроглии? ( Нейроглия выполняет опорную, защитную и питательную функцию).
  8. Какую функцию выполняет дыхательная система? (Обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение из организма углекислого газа и паров воды).
  9. Почему организм существует и функционирует как единое целое? (Организм существует как единое целое благодаря нервной и эндокринной системам, которые координируют работу всех частей организма).

Кроссворд «Царства Прокариоты, Грибы, Растения»

Можно включить кроссворд в любую часть урока в виде игры, когда класс делится на две команды. В этом случае на доске вывешивается полотно с кроссвордом. Команды получают листы с вопросами к кроссворду и по одному фломастеру или маркеру разного цвета. Ими команды записывают слова в кроссворд. Побеждает та команда, которая отгадает больше слов. Это можно проверить по цвету фломастера, которым заполнялись клеточки кроссворда.
Если провести индивидуальную проверку знаний терминов у учащихся, то каждый проверяемый получает отдельный кроссворд с вопросами.

Кроссворд

  1. птилота
  2. глазок
  3. пихта
  4. кладофора
  5. ядро
  6. зооспора
  7. зигота
  8. хвоинка
  9. систематика
  10. клетка

Вопросы к кроссворду «Царства Прокариоты, Грибы, Растения»

По горизонтали:

  1. Бурая водоросль.
  2. Светочувствительный орган у хламидомонады.
  3. Дерево, относящееся к голосеменным.
  4. Нитчатая многоклеточная зеленая водоросль.
  5. Часть клетки.
  6. Подвижная спора водоросли.
  7. Клетка, образующаяся при слиянии двух гамет.
  8. Лист хвойного дерева.
  9. Наука о классификации растений.
  10. Структурная единица всего живого.

Тестирование Приложение 5

Тест по темам: «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви» и «Тип Кольчатые черви»

Ф.И.____________________________________________

Вариант 1 Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

а) Круглые черви
б) Плоские черви
в) Кольчатые черви
г) Кишечнополостные

2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч
б) более 12,5 тысяч
в) около 9 тысяч
г) 5 тысяч

3. Из перечисленных видов червей отметьте круглых червей, паразитирующих у человека.

а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка
б) печёночный сосальщик, бычий цепень
в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

4. Тип Кольчатые черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы
в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви
г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

5. Печёночный сосальщик паразитирует в…

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных
б) в толстом кишечнике человека
в) в тонком кишечнике человека
г) в мышцах

6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом
б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

а) медуза
б) черепаха
в) малый прудовик
г) корова

Приложение 6

  • Конкурс «Загадки»
  • Конкурс « Угадай-ка»
  • Конкурс «Своя игра»

Награждение победителей

Мартынова Анастасия Валентиновна11.05.2014 12680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar