РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие представлений о семейных ценностях посредством ситуационных задач на уроках физики.

Развитие представлений о семейных ценностях посредством ситуационных задач на уроках физики.

Автор: Войтюк Олеся Валерьевна
учитель физики
МБОУ СОШ №107 г.о. Самара
апрель 2014

Развитие представлений о семейных ценностях посредством ситуационных задач на уроках физики на примере изучения темы «Работа и мощность электрического тока». 

В настоящее время образовательный Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям. Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья ,труд и творчество, наука и т.д.

Каждый из нас рождается в семье. Развиваясь, мы «обрастаем» личностными нравственными, возможно безнравственными ценностями. Но создание семейных отношений является культуро предполагающей, традиционной общественной нормой. Развивать представления о семейных ценностях в рамках общего обучения нам предполагается как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности. Подбирая учебный материал и, проанализировав ряд учебных пособий по физике, мною не были обнаружены задания, содержание которых можно бы было использовать для дискуссии с обучающими на тему семейных отношений и ценностей. Взяв в основу некоторые физические данные авторских заданий, мною были разработаны ситуационные задачи, позволяющие построить с обучающими конструктивный диалог о семейных ценностях.

При планировании занятия, к развивающей цели урока, наряду с традиционной – предметной, добавилась цель показать ценности семьи посредством ситуационных задачах; помочь в осознании семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной семье.

Фрагмент урока:

Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой


Учитель: Здравствуйте ребята. Да, Вы не ошиблись, у нас урок физики. Сегодня мы обобщаем и повторяем тему «Работа и мощность электрического тока», но начнем с Вами с разговора о семье. Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.) Что для Вас семья?

Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

  • Если семья — это сад, то какой…
  • Если семья — это цвет, то какой…
  • Если семья — это музыка, то какая …
  • Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
  • Если семья — это настроение, то какое…

Обсуждение возникших ассоциаций.

Формирование понятия «Семья»

Учитель: Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родством и родительством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Итак, цель нашего урока — проанализировать некоторые семейные ценности на примере ситуационных задач, а также осознать собственные семейные ценности.

Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест. Я предлагаю Вам почувствовать себя семейными людьми и поиграть, решая задачи-ситуации:

1. На сколько минут одному члену семьи нужно встать раньше, чтобы вскипятить 2 литровый чайник воды для семейного завтрака? Начальная температура воды 20С, напряжение в цепи 220В. Мощность чайника 1900Вт. (Ответ: на 6 мин.).

Учитель: Кто по-вашему, должен встать раньше, чтобы позаботится о семье?
Ученики: Мама (Папа)
Учитель. Мнения разошлись, давайте подсчитаем. Кто за ответ «мама», кто за ответ «папа»?
(предполагается ответов «мама» больше)
Учитель: А почему мама?
Ученик: Мама обязана приготовить завтрак.
Учитель: Почему обязана?
Ученики : Так принято, норма. Но может и папа. Как договорятся.
Учитель: Отлично, ребята, мы с вами определили, что в любой семье есть распределение обязанностей. Ценно то, что в семье договариваются о том кто чем занимается. Ясность помогает гармонизации отношений.
Учитель: Запишите некоторые семейные обязанности. Как, по- вашему, их целесообразно распределить.
Работают 4 группы, сравниваются обязанности и как их распределили.

2. Покупая электрочайник для семьи, папа настаивал на дорогом чайнике мощностью 1900 Вт, а мама – на более дешевой покупке, но мощностью 1000Вт. Чей выбор будет выгоднее семье с экономической точки зрения, если напряжение в электросети 220 В, предохранители автомата рассчитаны на силу тока в 10 А, а стоимость 1 кВт часа 5 р 32 коп.?

Учитель: Я уверена, с физической составляющей этой задачи вы справились. А у меня такой вопрос. Что может предложить заботливый муж, чтобы настоять на своем выборе, если вопрос об экономии бюджета семьи не стоит? (Можно воспользоваться условиями первой задачи).
Ученик: Чайник папы кипятит быстрее и, чтобы настоять на своей покупке он может высказать это.
Учитель: Заметьте, в вопросе звучит «заботливый муж». Может так :
«Дорогая, тебе придется вставать на целых 3 минуты позже с утра».
Как вы думаете, уговорит муж?
Ученики: Может и да.
Учитель: Обратите внимание, решая эту задачу, мы упомянули экономическую составляющую. Что важно при ведении совместного семейного бюджета? Совместная деятельность, проявление доверия, умение слушать друг друга, умение считаться с интересами друг друга, проявление заботы, любви-все это ценно в семейных отношениях.
Учитель: Ребята, а какие семейные ценности оберегают родители, выбирая электроприборы с функцией защиты от детей.
Ученики: Безопасность детей.
Учитель: Да, забота о здоровье члена семьи, ответственность за потомство.
Итак ребята, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семье каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
Учитель: Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях? Подумайте, какие семейные традиции вам бы хотелось изменить? Взять в свою будущую семейную жизнь? Запишите.

Выступления детей, желающих высказаться.

Учитель: Сегодня на уроке мы не только обобщили знания по физике, но и поговорили о семейных ценностях. Вы, кроме того, получили представления, а может, и осознали собственные семейные ценности. И закончить наш урок хочется притчей. Мне бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.

Притча «Пятьдесят лет вежливости» 

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в семейной жизни!

Список используемой литературы и интернет - источников:

1. ФГОС ОО Стандарт.[ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588]
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985]
3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681]
4. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // [http://elementy.ru/lib/430650]
5. Семейные ценности. Сайт // http://semcennosti.info/
6. Генденштейн Л.Э. Физика 8 класс: Задачник для общеобразовательных учреждений-М. Мнемозина,2012.-191.
7. А.В. Перышкин Задачник для общеобразовательных учреждений: М.: Дрофа, 2009.
8. Воспитание школьников № 1, 2008 г. / Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр. 45 - 49.

 

Войтюк Олеся Валерьевна24.04.2014 14510 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar