РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование культуры здоровья детей в начальной школе.

Формирование культуры здоровья детей в начальной школе.

Смирнова Елена Александровна,
учитель школы №562 С-Петербурга

«Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни». (Федеральный закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», статья №36)

На заседании координационного совета Президиума РАМН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи», проходившего в мае 2004года, в рамках международного конгресса «Здоровье, обучение и образование детей, подростков и молодежи в 21 веке, учитывалось, что необходимо развивать стратегию здоровья через общеобразовательную школу, использовать опыт реализации международных проектов для разработки соответственных региональных программ укрепления здоровья школьников. Учебный процесс должен быть скорректирован не только на основе выполнения санитарных норм и правил, но и создании образовательной среды, способствующей актуализации потребностей детей в самосознании, саморазвитии, самосовершенствовании всех сторон личности, включая собственное здоровье.

С этой целью кафедрой валеологии АППО С-Петербурга была разработана валеологическая концепция школьного образования, где главной педагогической задачей является создание у учащихся мотивации здорового образа жизни и выработка у них индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности. Результатом деятельности кафедры явился «Проект положения школьной валеологической службе», который лег в основу нормативных документов, регламентирующих это направление работы в образовательных учреждениях С-Петербурга. В основу идеи проекта положена валеологическая концепция о создании школы здорового образа жизни, разработанная заведующим кафедрой валеологии, доктором медицинских наук, профессором В. В. Колбановым.

В начальных классах нашей школы для проведения уроков валеологии, а также для внедрения валеологического компонента в преподавание других предметов, используются программы и методики, разработанные кафедрой валеологии АППО.

Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, и несбалансированное питание, и неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса. Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.

Школа, в которой работаю я, является школой с индивидуальным обучением, работает с использованием здоровьесберегающих технологий. Наше образовательное учреждение включилось в единую целевую программу «Здоровый школьник», приступив к реализации собственной программы «Школа – территория здоровья». В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду с целью создания единого пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. В нашей школе существует служба сопровождения учащихся, в состав которой входят зам.директора по учебно-валеологической работе, психолог, логопед, врач, инструктор по ЛФК, преподаватель по ОБЖ, социальный педагог. Роль службы сопровождения в школе велика, т.к, о необходимости пристального внимания к здоровью детей родители вспоминают, когда у ребенка возникают серьезные медицинские проблемы и не понимают значимости профилактики возможных нарушений здоровья. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».1

Хочу подробнее остановиться на особенностях работы в начальной школе. Поступление в школу подводит итог дошкольному детству ребенка, изменяя социальную ситуацию его развития. Ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. В своей работе я уже на первом родительском собрании будущих первоклассников вручаю родителям памятки, содержащие советы по организации нового режима дня ребенка. 2 Некоторые родители считают главным показателем готовности ребенка к школе широту его знаний и представлений. Однако ребенок может прийти в школу с довольно широким кругом знаний и вместе с тем оказаться совсем не подготовленным физически к выполнению многообразных требований, предъявляемых к нему школой. Процесс обучения требует от ребенка не только умения учиться. Он должен быть физически и психологически готов систематически выполнять школьные задания вне зависимости от собственного желания. Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Существенное влияние на здоровье детей оказывает режим низкой двигательной активности в школе и «режим двигательной активности в семье». По данным опроса родителей учеников моего класса около 66% семей в выходные дни «спят дома», «смотрят телевизор», «играют в компьютер». И как следствие, возрастающие нагрузки в школе, требующие
________________________________________________
1 Определение экспертов ВОЗ
2 См. приложение № 1

от детей физической, интеллектуальной концентрации, вызывают переутомление, снижение работоспособности, успеваемости, появление головных болей, агрессивности.

Реализация программы в моем классе идет через различные формы работы: уроки с элементами валеологии, интегрированные уроки естественно-математического цикла, плавание, ЛФК, практические работы, групповые работы, лекции для детей и родителей, беседы, составление проектов, конкурсы, диспуты с родителями учеников, ролевые игры (например, «В гостях у Чистюли», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»); внеклассные формы работы: экскурсии (поездка в «Водоканал», музей гигиены, в пожарную часть), встречи с интересными людьми (врачи, экологи, милиционеры), лекторий для родителей (на темы: «Секреты здоровья», «Компетентность родителей», «Значение школьного питания», «Здоровье и закаливание»). «Уроки здоровья», обсуждаемые на классных часах в 3 классе, проводятся мною при использовании учебного пособия Г.К.Зайцева. Все это позволяет раскрывать перед детьми социальную ценность здоровья, воспитывать коммуникативные навыки и развивать смыслотворческую деятельность. контрольно-обобщающий формой работы является проведение «Дней Здоровья», когда определяется уровень валеологической готовности учеников (например, участие в «Веселых стартах», зимняя спартакиада, турпоходы, поездки на природу). Но так как отдельно уроков валеологии и ОБЖ в начальной школе нет, то я в своей работе преимущественно использую интегрированные уроки окружающего мира, валеологии, физкультуры и ОБЖ; валеологии и литературы, включающие в себя развитие речи, движения, познавательную деятельность и оздоровительную направленность. Это, несомненно, способствует развитию сенсорных и моторных функции, формированию потребности в двигательной активности, профилактике простудных заболеваний, приобретению навыков правильного дыхания, соблюдению правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей.

Хочу привести в пример лишь фрагменты некоторых подобных интегрированных уроков. Так, при изучении темы по окружающему миру в 3 классе «Первобытные люди» я использую на уроке, помимо таких методов, как рассказ учителя, сообщения учеников, беседа, еще и элементы физкультурных упражнений («хождение вокруг костра», сгорбившись, как обезьяны, имитация движений первобытного человека, метание копья, камня, установка бревен, кольев, выкапывание ловушки для зверя, охота на зверя, ритуальный танец вокруг костра). Это позволяет в непринужденной игровой форме ученикам не только овладевать знаниями по истории, но и совершенствовать физические навыки, укрепляя здоровье. При изучении темы «Олимпийские игры» (окружающий мир, 3 класс) я провожу интегрированный урок окружающего мира и физкультуры, на котором, помимо знакомства с зарождением Олимпийского движения, преследую цель совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов упражнений.

Урок проводится как ознакомительный с показом карт Греции, древних Афин, знакомству с Олимпом, древнегреческими богами. Дети по командам соревнуются в беге, прыжках, метании «копья», «диска», «кулачном бою». Целесообразно этот урок сопоставить с «Веселыми стартами», которые проводятся среди мальчиков школы ко Дню Защитника Отечества. На этом же уроке проводится и беседа о толерантности, в которой говорится о дружбе людей разных национальностей, говорящих на разных языках, живущих в разных уголках земного шара, участвующих в Олимпийских играх. Еще один интегрированный урок окружающего мира, валеологии и физкультуры провожу при изучении темы «Знай свое тело». Здесь дети на практических примерах осваивают упражнения для тренировки мышц шеи, рук, ног, плеч.

Целесообразно и проведение игр для выявления силы мышц рук и ног (метание, бег). В завершении урока после тренинга дети сами составляют памятку по ОБЖ, как нужно себя вести в случае повреждения мышцы или кости. Так, в интересной игровой форме происходит знакомство детей с функциями скелета и мышечной системы в организме, обучение правилам первой помощи при повреждениях. Немаловажную роль играет в моей работе и педагогика сотрудничества, т.е совместная деятельность учителя, детей и их родителей. Так, при проведении внеклассного мероприятия «Масленица» в 1 классе происходит знакомство с народным календарем, русскими народными играми, обычаями, традициями; формирование навыков управления своей деятельностью. Родители, переодетые в скоморохов, помогают проводить конкурсы (перетягивание каната, лепка чучела Масленицы); поют частушки, участвуют в «сжигании» чучела Масленицы. Показанные родителями примерами, как нужно просить прощение за обиды в «прощеное воскресение», формируют у детей нравственные ценности. Учитель также делает акцент на уже имеющиеся знания у детей о толерантности – умении простить, понять, быть терпимым к ближнему. Такой праздник на воздухе надолго может запомниться и родителям, и детям.

В своей работе я привлекаю родителей учеников и при проведении интегрированного мероприятия по внеклассному чтению, валеологии и физкультуры в 1 классе (тема «Сказки К.Чуковского»). Родители, наряженные Айболитом, Федорой, Мойдодыром, Крокодилом, предлагают детям испытания в игровой форме, где выявляют их двигательные навыки, сформированные творческие способности, развитие устной связной речи; тренируют память, расширяют кругозор, закрепляют гигиенические знания и навыки, воспитывают потребность к чистоте и аккуратности. Неоспорима и роль проводимых на улице «Дней здоровья». Одним из подобных является интегрированное занятие по литературе, валеологии и физкультуре («Снежная королева», 2 класс), где дети демонстрируют не только знания об изученной сказке, но и умение уважать соперников по игре, сформированные навыки в беге, ходьбе, прыжках, езде на санках. Привлечение родителей к помощи в организации праздника тоже важно. Родители, переодетые разбойниками, заставляют команды детей перетягивать канат, танцевать вокруг костра, а Снежная королева – собирать мозайку из льдинок, лепить снежки, кататься на скорость на санках, читать стихи о зиме.

В своей работе я стараюсь организовывать и культурный отдых детей на переменах, совмещая подвижные игры и интеллектуальные. Помимо этого в классе существуют отдельные ученики, выполняющие поручения «санитаров». В их обязанность входит следить за соблюдением учащимися правил индивидуальной гигиены (наличие расчески, носового платка, сменной обуви, контроль за чистотой рук и одежды). «Санитары» ведут «Дневник Чистюли», куда заносят успехи и неудачи одноклассников, советы, просьбы, пожелания друг другу. Ученики ведут индивидуальные «Дневники здоровья», в которых они выполняют творческие домашние задания, делают заметки, заполняют анкеты, выполняют тесты, строят графики и диаграммы данных своего развития. В этом случае стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью жизни, а не результатом следования запретам.

Учитель же не только дает знания, но и сам является примером для подражания, как и родители. Этот год прошел под знаком года Семьи. Примечательно отметить такие спортивные мероприятия, проводимые совместно с родителями, как: «Папа, мама, я – дружная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «А ну-ка, мальчики!», «Веселые старты». Кроме приобретенных практических навыков, у детей должно сформироваться изменение взглядов и представлений о своем здоровье, способах его сохранения и приумножения. Все усилия направлены на расширение знаний о здоровье, способствуют развитию физических качеств, вырабатывают положительное отношение к выполнению утренней гимнастики, подвижным играм, закаливающим мероприятием, соблюдению режима дня.

Необходимо каждый день в школе начинать с утренней зарядки. В своей работе я использую следующие приемы: каждую неделю мы с детьми посвящаем какому-то сказочному персонажу (заранее подготовленные дети), который проводит утреннюю зарядку, физкультминутки на уроках, игры на переменах соответствующей тематики. Элементарная вещь как гимнастика на уроке (а если еще и под музыку да с элементами игры, занимательности) позволяет снять состояние утомленности на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия, и просто дать ребенку возможность подвигаться. Свою задачу я, как педагог, вижу в том, чтобы предложить ученикам разнообразие средств удовлетворения своих потребностей в игре и свободе выбора. Свободной игровой деятельностью (пусть даже через подражание) должно осуществляться формирование здоровья ребенка.

Учащиеся – это прежде всего дети, люди. Для каждого человека важнее всего его здоровье. Основой своей работы я считаю использование здоровьесберегающих технологий, которые пронизывают каждый этап воспитания и обучения детей, сохраняя их физическое здоровье, улучшая психологическое состояние, развивая ребенка, как личность. Естественно, для сохранения физического здоровья детей я, как учитель, держу под контролем соблюдение всех санитарно-гигиенических требований: освещение класса, температурный режим, соответствие парт и стульев росту ребенка, расстояние между школьной мебелью, наличие питьевой воды и др. Дети в классе распределены с учетом индивидуальных особенностей здоровья (в т.ч групп здоровья). Неоспорима польза динамических пауз на уроке, зарядки для глаз, элементов самомассажа («пальчиковые минутки»), т.к известно о необходимости максимального развития мелкой моторики пальцев у младших школьников.

Включение в урок элементов релаксации, саморегуляции, выполнения упражнений для осанки благотворно влияет на здоровье учащихся. Невозможна и организация учебной деятельности без соблюдения таких валеологических подходов к педагогическому труду, как учет в ходе урока отдельных периодов (пик усвоения, снижения концентрации внимания и начало возможного утомления, рассредоточенности); активное переключение внимания на уроке; учет возрастных особенностей детей при распределении нагрузки в течении дня, недели. Постоянное сотрудничество со службой сопровождения (психологом, логопедом, врачом, инструктором ЛФК), а также семьями детей позволяет мне, как классному руководителю, посредством анкетирования, тестирования детей, их родителей; составления диагностических карт, опросников, максимально изучить негативные явления у учащихся (усталость, рассеянность, агрессию, тревогу) и выработать методы работы над ними. 1

Как известно, каждое поколение детей – залог будущего страны. Поэтому так важно, чтобы дети понимали с малых лет: быть самому здоровым, заботиться о здоровье близких и друзей, избегать конфликтов, портящих самочувствие окружающих людей, соблюдать чистоту, порядок, оставаться вежливым, корректным в любых ситуациях и в любом возрасте, не наносить ущерб природе – из этого складывается личное счастье каждого человека, естественная норма жизни. В начальной школе, которая является основой для формирования личности, в вопросах здоровьесбережения, нравственная составляющая имеет приоритетное значение.

Таким образом, комплексное использование перечисленных методов, приемов, форм работы учителями начальных классов способствует формированию будущего здорового поколения, ведь здоровье детей – самое большое богатство общества. Как в свое время говорил Артур Шопенгауэр: «Здоровье – это еще не все, но без здоровья, все – ничто». 2

__________________________________________________________
1 Примеры анкет «Мой режим дня», «Памятка для педагогов и родителей», «Памятка родителю от ребенка», «Опросник какие чувства ты испытываешь» см. в приложениях №№ 2, 3, 4, 5
2 Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования (стр. 65)

Библиография

  1. Здоровье детей. Методическая газета для учителей, №№ 2 – 23, 2008
  2. Здоровье школьника. Сборник нормативных и методических документов. – Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1995.
  3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. – М., 2004
  4. Колбанов В.В. Валеология. – 3-е изд. – С-Пб., 2001
  5. Колбанов В.В., Зайцев Г.Н. Валеология в школе. – С-Пб., 1992
  6. Колесникова М.Г. Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации. – С-Пб., 2008
  7. Постановление Правительства ПФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (от 29 декабря 2001г.)
  8. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М., 2008
  9. Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья № 36)
Смирнова Елена Александровна26.04.2014 20490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar