РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология».

Применение  здоровьесберегающих технологий  в процессе преподавания предмета «Технология».

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника не меньше, чем врач.

При обсуждении актуальных задач, стоящих перед школами, вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся, а тем более охраны здоровья педагогов, часто отходят на второй план или вообще не затрагиваются.

Задача школьных педагогов — не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника, своеобразный индикатор — утрата интереса ребенка к учебе. Желание учиться, познавать мир, явно выраженное в начальных классах, постепенно ослабевает у большинства школьников, уступая место привычной необходимости, безразличию, а нередко и отвращению к учебе. А ученик, для которого посещение школы — тяжелое испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.

Обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья школьников и сохранение здоровья педагогов могут быть достигнуты путем реализации в школах здоровьесберегающих образовательных технологий, которые можно рассматривать как основу здоровьесберегающей педагогики.

Основная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики — грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология» я строю на следующих принципах.

Принцип ненанесения вреда его можно назвать главным, т.к. иногда применяют оздоровительные системы и методы, не обоснованные с науч-ной точки зрения и не проверенные на практике, нанося тем самым несомненный вред школьникам.

Принцип непрерывности и преемственности, который определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, как это часто бывает, а каждый день и на каждом уроке;

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

При рассмотрении этой проблемы в аспекте охраны здоровья учащихся основное внимание обычно обращаю на риск перегрузок, утомления от сложности изучаемого материала, слишком высокий темп учебной работы, на формирование фрустрации от постоянного ощущения неуспеха. Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося — обязательное требование, предъявляемое к любой обра-зовательной технологии.

Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) — важнейшее условие здоровьесберегающей педагогики. Привычка учителя фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, ограничениях и т.д. формирует личность с заниженной самооценкой, комплексом не-полноценности, не способную ставить настоящих целей и добиваться их достижения.

Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что снижается риск появления у школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией; кроме того, происходит более гармоничное развитие личности в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

В каждодневной педагогической работе принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий проявляется в требовании обеспечить для всех учащихся такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствовал бы тренирующему режиму, т.е. был выше охранительного (щадящего), но ниже утомляющего (а тем более — переутомляющего). Умение найти для каждого ученика оптимальный уровень нагрузки и организовать его соблюдение во многом определяет профессионализм учителя.

Принцип отсроченного результата не относится к важнейшим, но часто не учитывается при оценке результативности мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Результат чаще проявляется в альтернативной ситуации неожиданно как определенный выбор, не свойственный ранее этому человеку. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением и не опускать руки при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.

От учителя в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, сам процесс обучения. Одно из очевидных условий осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса — индивидуализация педагогических воздействий учителя. Большинство учителей эмпирическим путем оценивают психологические особенности каждого своего ученика и на этой основе строят индивидуальную траекторию педагогических воздействий.

Главными критериями здоровьесбережения во время урока считаю:

  • количество видов учебной деятельности; средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности; плотность урока;
  • наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, массаж активных точек).

Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. На это направлено само их содержание, так как большая часть времени отводится практической работе, которая способствует снятию напряжения, предотвращает стрессы. Особенно развиваются манипулятивные способности (ручная ловкость) и в целом кинестетический аппарат ребенка. Структура урока технологии и темы направлены на реализацию здоровьесберегающих технологий. Например, при выполнении проектов учащиеся 15-20 минут слушают учителя, остальное время проводят в свободном режиме (сидя, стоя), выполняют избранную ими работу. Но, конечно, это лишь одно из здоровьесберегающих мероприятий.

Но вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены, здоровью детей может быть нанесен вред. На уроках по рукоделию учащиеся находятся в сидячем положении и нагрузки на мышечно-скелетную систему распределены неравномерно, что приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника. Поэтому был разработан комплекс упражнений, который я использую на уроках рукоделия, это гимнастика для глаз, профилактика нарушений осанки, укрепление вестибулярного аппарата.

Гимнастика для глаз

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.

  1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
  2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
  3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

  1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
  2. Повороты головы вправо и влево до упора.
  3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушений осанки

  1. Исходное положение — стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, со гнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
  2. Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями рук (вверх, вперед, согнуты в локтях, за головой).

Здоровье ученика можно считать в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности

Поэтому учителю нужно понять, на каком этапе восприятия, переработки и выдачи информации у школьника возникают трудности, и использовать различные педагогические приемы и способы воздействия, обязательно имеющие здоровьесберегающую направленность.

Яцценко Евгения Леонидовна23.04.2014 7430 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar