РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательного интереса младших школьников.

Развитие познавательного интереса младших школьников.

Извекова Ирина Александровна, учитель высшей категории начальных классов МКОУ СОШ №92 города Барабинска Новосибирской области

Быстро развивающиеся в нашей стране наука и техника предъявляют все более высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

В контексте названных проблем со всей очевидностью встает проблема развития у учащихся в процессе обучения познавательного интереса, который обладает мощными побудительными и регулятивными возможностями в саморазвитии школьника.

Познавательный интерес - это специфический, непосредственно связанный с личностным развитием, мотив учебной деятельности ученика, без которого его деятельность как субъекта в процессе учения не может иметь учебного характера. Познавательный интерес, понимаемый таким образом, является основным новообразованием младшего школьного возраста, способствующим приобретению в начальные сроки умения учиться, а не только освоению учебной программы.

Важен тот факт, что в этом возрасте происходит интенсивное формирование интеллектуальных, познавательных, творческих способностей. Отправной точкой, стимулирующей протекание всего процесса обучения для младшего школьника, становится интерес к познанию, к творческому самовыражению. Интерес проявляется как стремление, желание детей познать что-то новое, неизведанное. Интерес активизирует мышление, а познание невозможно без активной мысли . Вся познавательная деятельность для младшего школьника становится личностно-ориентированной, приобретает эмоционально-мотивированный характер, способствует самостоятельному решению мыслительных задач и творческому поиску, приводит к удовлетворению от приобретенных знаний и оригинальных находок.

Анализ различных теорий формирования умственных действий показал, что эффективность достижения положительного результата возможна лишь при условии наличия у детей интереса в процессе познания. Теоретические положения о структуре творческой активности личности в познавательной деятельности позволили определить, что высшая ступень познавательной активности - творческая активность. Характерным для проявления творческой активности в младшем школьном возрасте являются: выбор новых, оригинальных, нестандартных путей решения познавательных задач; самостоятельность учащихся; широта ассоциативного ряда, неординарное использование предмета в новом качестве; богатство и разнообразие идей в творческом поиске. Существенная роль в данном проявлении принадлежит индивидуальному опыту ученика. Усилия учителя должны быть приложены к развитию данного опыта. Творческая активность, интерес к процессу познания изменяет и характер организации деятельности. В структуру творческой познавательной деятельности младших школьников, включенную в учебно-воспитательный процесс, входят следующие ее виды: познавательная, предметно-практическая, игровая, художественная, эстетическая. Общение рассматривается как особый вид деятельности и должно быть приоритетный.

Таким образом, творческая познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация и развитие индивидуальных познавательных интересов, возможностей и способностей ребенка, нацеленность на открытие новых и интересных знаний, воспроизведение известных, но новых для ребенка ценностей.

Включение младшего школьника в такую деятельность побуждает его проявлять активность в процессуальной стороне деятельности, что приводит к ярко выраженному стремлению мыслить, преодолевать умственные препятствия, самостоятельно находить решения. Конечным результатом включения в творческую познавательную деятельность является приобретение мотивационной основы для выполнения обязательных учебно-познавательных задач

Как показало теоретическое рассмотрение механизмов действования познавательного интереса он проходит несколько стадий развития:

  1. интерес-переживание, переходящий при соответствующих условиях в отношение, мотив деятельности;
  2. интерес-направленность, позволяющий ученику осмыслить, оценить объект своего интереса;
  3. интерес-потребность, указывающий на переход интереса в устойчивую личностную характеристику.

Формирование интереса-потребности, как устойчивой черты личности, требует от учителя правильного отношения к уровням, стадиям его развития. Анализ опыта учителей начальных классов показал, что, используя различные приемы занимательности, возможно, вызвать у учащихся состояние любознательности, любопытства, эмоционального отношения к новым знаниям (т.е. интерес-переживание). Однако увлечение внешними стимулами не способствует развитию деятельного познавательного интереса и интереса-потребности. Лишь при целенаправленной последовательной педагогической деятельности возможно вызвать у учащихся стремление проникнуть в познавательную область.

Для развития и формирования познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период свой жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из подходов является дидактическая игра - сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрение ребёнка в мир познания.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя.

Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многогранными и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети. В спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности - проверка полученных знаний на практике. Особое место занимают кроссворды. Кроссворд - это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр идёт движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру – работу, если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи.

Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Подбирая игры к уроку, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.
Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились уроки – экскурсии, уроки – состязания, уроки – игры, уроки – путешествия.

В таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке. Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знаний.

В своём классе использую следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т. д.); уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала; уроки – путешествия, уроки – фантазии: урок – сказка, урок – сюрприз, урок – отчёт, урок – исследование, устный журнал. Уроки на местности и другие.
Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану.

Познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она не носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому предмету.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

Список литературы

  1. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994
  2. Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе. - М. : «Просвещение» 1990
  3. Полякова Л. В. Творческие учебные задания по русскому языку. М. 2003
  4. Сухинин И. Г. Азбучные игры. Москва 2003
  5. Журнал «Начальная школа» №3 2010; №5, №9 2011г
Извекова Ирина Александровна23.04.2014 33290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar