РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в службе ранней помощи

Особенности использования сказки в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в службе ранней помощи

Введение

Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
Чтение сказок — один из важнейших педагогических, воспитательных моментов.

Родители, часто недооценивают развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка — многовековая народная мудрость.

Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, мы специалисты СРП стараемся в процессе образовательной деятельности показать, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения. Мы хорошо знаем, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества.
Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

С помощью сказки можно развить у ребенка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Сказка в групповой работе с детьми

Сказки очень важны для развития ребенка, но важно при этом подбирать сказки, подходящие по возрасту и уровню развития ребенка.

Итак, как же выбирать сказки, чтобы ребенку было интересно?

В своей работе мы стараемся подбирать сказки исходя из возможностей каждого ребенка, в силу его возраста, возможностей, степени развития. Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. При показе или чтении можно подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится.

Одну из таких сказок с применением игры с водой «В гости к уточке» мы разработали и апробировали в Службе ранней помощи. В совместной деятельности логопеда и дефектолога принимали активное участие не только дети, имеющие нарушения развития, но и их родители.

Это увлекательное путешествие заставило окунуться в мир сказки не только детей, но и взрослых. Все старались помочь и посочувствовать сказочным персонажам. Помогали маме – уточке найти и покормить утенка, а также научить его плавать и нырять.

Для другой группы воспитанников Службы ранней помощи третьего года жизни мы использовали сказку «В гостях у сказки курочка Ряба». Как специалисты дефектолог и логопед мы постарались разработать сказку, таким образом, что бы дети с родителями стали активными участниками игрового процесса. Целью являлось формирование навыков игрового взаимодействия детей и взрослых по средством русской народной сказки «Курочка Ряба».

В ходе деятельности решались задачи:

  1. формирование положительной установки на участие в образовательной деятельности, интереса и желания отправится в гости в сказку;
  2. развитие двигательных навыков, умения соотносить движения с речью;
  3. формирование умения детей воспроизводить сказку при помощи жестов;
  4. развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
  5. формирование игровых навыков;
  6. развитие целенаправленной воздушной струи, как предпосылки развития речи;
  7. развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, мышления, понимания речи, ориентировки в пространстве;
  8. воспитание аккуратности и осторожности;
  9. обеспечение эмоционального комфорта и положительных впечатлений об участии в совместной деятельности.

Сказка в индивидуальной работе с детьми

Сказку в Службе ранней помощи мы используем не только в групповой образовательной деятельности, но и в индивидуальной. Сказка «Курочка Ряба» использовалась нами и в индивидуальной работе с детьми с Синдромом Дауна. Мы учили родителей закреплять знакомство ребенка со сказкой, пересказывать ее, обыгрывать. Родители учились не только играть с ребенком в сказку, но и знакомить его с окружающим миром, вызывать у него различные звукоподражания, развивать сенсорные способности.

В ходе игры ребенок с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их, тем самым тренируя свой речевой аппарат.

Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.

Сказка в изодеятельности

Мы берём в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.
Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Очень большой объем материала был разработан и использован нами в Службе ранней помощи по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» в изо-деятельности. Это большая находка, когда можно совместить несколько видов деятельности. Рассказ и показ сказки, аппликация и рисование. Ничто так не увлекает ребенка как творчество. Вот мы и решили совместить приятное с полезным. Рассказывая и выкладывая постепенно персонажей плоскостного театра из сказки «Репка», дети при помощи взрослого выбирали своих персонажей сказки (напечатанных и вырезанных заранее из раскрасок) и приклеивали их на лист бумаги в той же последовательности. В конце им давалась возможность раскрасить свою сказку. Детям очень нравилось сажать свою репку и звать на помощь бабку, внучку, Жучку, Мурку и мышку.
Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.

Во время игры малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию.
По сказке «Теремок» мы предлагали детям помочь заселить сказочными героями теремок, для этого им надо было нарисовать дорожку от животного к домику. Таким образом, ребенок не только продолжал знакомиться со сказкой, с дикими животными, но и развивал графомоторные навыки. В сказке «Колобок» всех животных надо было раскрасить при помощи пальчиковых красок. Дети с удовольствием участвовали в этом процессе.

Результат такой деятельности, довольны дети и счастливы родители!

Сказка в работе с родителями.

Домашние задания. Полученную на занятиях информацию родители закрепляют и отрабатывают с детьми дома. Мы тесно сотрудничаем с родителями, даем им консультации, советы по развитию и воспитанию детей. В прошлом году мы применяли с родителями такую форму работы как домашние задания. Родителям предлагалось придумать, изготовить и продемонстрировать любую игру (музыкальную, подвижную, пальчиковую, театрализованную, дидактическую) с использованием сказки в игре со своим ребенком. Сначала родители приняли это задание очень настороженно и неохотно, но потом нам не хватало времени на, то чтобы каждый родитель мог показать и рассказать свою игру. Мы решили на этом не останавливаться и продолжили такой опыт в этом году. Такая форма работы оказалось очень полезной нам и родителям наших воспитанников. Они самостоятельно подбирать, изготавливать игры, пособия для игр и развития детей, а самое главное играть вместе со своим ребенком в эти игры.

Информационные стенды.

Не остается без нашего внимания и оформление стендовой информации для родителей. И тут тоже не обходиться без сказки. Мы регулярно пополняем и обновляем информацию на стендах, изготавливаем различные буклеты, чтобы родители имели возможность забирать их домой. Отметим, что такая форма работы с родителями нашей службы имеет значительный спрос, они с интересом просматривают информацию, разбирают буклеты и с нетерпением ждут новых.

Сказки руками родителей

Еще об одной форме работы с родителями мы хотим вам рассказать. Это изготовление атрибутов для сказки своими руками. Задача, казалось бы, непростая, но главное желание, а там все получится. Вот у нас так и получилось. Поставили мы перед родителями задачу, смастерить для театра домик или ширму для сказки. А еще и кукол для театра разных. Папам - домик, мамам - кукол. Сказано – сделано! Через неделю родители удивляли нас своим мастерством.

Сказка и современные информационные технологии

В своей работе мы как специалисты так же стараемся использовать различные современные информационные технологии. В подготовке сказок для использования в образовательной деятельности с детьми в службе ранней помощи нами был разработан такой материал как:

  • презентация сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», Курочка Ряба»;
  • игры - презентации по сказкам «Найди у себя такую же картинку»;
  • загадка – презентация «Угадай, из какой сказки»;

Такие презентации являются неотъемлемой частью нашего коррекционно-развивающего процесса.
Мы убеждены, что сказка производит сильный оздоровительный эффект на детей с речевыми отклонениями. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.

В обычном общении в семье ребёнок привыкает пользоваться лишь не большим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным.

Напротив, в деятельности с использованием сказки ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.

В заключении

Отвечая на вопрос: "Как правильно читать ребенку сказку?", мы считаем, что в первую очередь читать нужно с удовольствием, эмоционально и, по возможности, по ролям – изменяя голос в зависимости от персонажа, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества.

Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Если бы у маленького Саши Пушкина не было бы такой замечательной няни, мир мог бы не узнать впоследствии великого поэта.

Кучерова О.А., Грызлова А.В.23.04.2014 16260 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar