РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Объяснение и закрепление грамматики на уроках немецкого языка

Объяснение и закрепление грамматики на уроках немецкого языка

Автор: Голубинская М.А

учитель немецкого языка высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Набережные Челны

(из опыта работы)

Каждое грамматическое явление должно быть объяснено так, чтобы учащиеся могли применить его в речи. Это значит, во-первых, что при объяснении должно быть уделено большое внимание форме, которая поможет ученику узнавать данный грамматический факт при чтении и при аудировании. Это значит, во-вторых, что учащийся должен твердо усвоить семантику данного явления, чтобы понимать устную и письменную речь. В процессе объяснения необходимо сообщить об употреблении данного грамматического явления в речи на доступных примерах, чтобы учащиеся правильно могли использовать его в устной речи и письме.

При объяснении грамматики я использую знания учащихся по родному языку.

Каждое грамматическое явление иностранного языка следует объяснять лишь тогда, когда соответствующее явление родного языка уже знакомо учащимся. Это даст возможность эффективно опираться на знание родного языка.
При объяснении грамматического материала необходимо использовать также раннее усвоенные знания по немецкому языку. Это значит, что при объяснении нового грамматического материала нужно исходить из уже усвоенной лексики и грамматики и строить на этой основе всю дальнейшую работу. Скопление грамматических и лексических трудностей осложняет объяснение.

Новое грамматическое явление можно объяснять лишь тогда, когда усвоен объяснённый раннее материал. Грамматика весьма напоминает в этом отношении математику: невозможно усвоить математическое действие деления, если неизвестно умножение, соответственно нельзя усвоить перфект, если учащиеся не знают спряжение вспомогательных глаголов или пассив, если они не знакомы с глаголом wеrden и с предлогами von и durch и. т. д.

При объяснении грамматического материала следует использовать наглядность: таблицы, схемы, раздаточный грамматический материал по темам и классную доску, которая является наиболее удобным средством наглядности.
Новый грамматический материал объясняется на русском языке. Объяснение грамматического материала должно проводиться в тесной связи с работой над лексикой, фонетикой, а также над умениями учащихся по иностранному языку; между морфологией и синтаксисом должна соблюдаться тесная связь. Каждое грамматическое правило должно сопровождаться примерами, иллюстрирующими наиболее типичные случаи. Для того чтобы правила не заучивались механически, нужно добиваться от учащихся самостоятельного подбора примеров к изученным правилам из текстов учебника.

На некоторых моментах, относящихся к изложенным выше методическим правилам, остановлюсь подробнее.
Применяя при объяснении грамматики правило опоры на русский язык учащихся нужно иметь в виду следующее: программа по немецкому языку в ряде случаев учитывает это требование в том смысле, что она предусматривает некоторое отставание изучения грамматики русского языка. Это создаёт для меня возможность при объяснении явлений, общих для двух языков, использовать знания учащихся по русскому языку. Данное обстоятельство, однако, не исключает разнобоя в практике преподавания, если планы учителя русского языка и учителя немецкого не согласованы с точностью до урока. Приведу пример. Как известно, особую трудность представляет для учащихся род существительных и управление глаголов. Объясняя новое слово, я останавливаюсь на этих грамматических моментах, уяснение которых принесёт большую практическую пользу. Возьмём в качестве примера слова die Nachtigal zuhoren.Объясняя первое слово, я обращаю внимание учащихся на род существительного (определить который можно по артиклю женского рода die) и на то, что он не совпадает с родом существительного на русском языке соловей. Целесообразно напомнить учащимся ряд других существительных аналогичного типа der Hund- собака, das Kind-ребёнок, das Buch-книга и. т. п.

В результате наблюдения за существительными обоих языков устанавливается, что род существительных в русском языке определяется по окончаниям и суффиксам, в немецком языке показателем рода является артикль. Следует ещё раз указать учащимся на то, что новые слова должны заучиваться обязательно с артиклем. При объяснении показать его значение в предложении, например: alle horen der Nachtigal zu.

Учащиеся, прочитав предложение, должны найти сказуемое и восстановить его неопределённую форму. Затем необходимо найти дополнение (der Nachtigal), определить его падеж и сравнить с русским дополнением в предложении «Все слушают соловья». Устанавливается, что немецкий глагол zuhoren управляет дательным падежом, а русский глагол слушать - винительным. Необходимо, чтобы учитель постоянно пользовался знакомой учащимся системой знаков для выделения грамматических категорий на доске: подлежащее обычно подчёркивается одной прямой чертой, сказуемое двумя прямыми чертами, дополнение - волнистой линией и т. д. Учителя иностранного и родного языков должны пользоваться одной и той же системой подчёркивания и других способов выделения материала. Итак, к основным приёмам введения грамматического материала относятся: запись на доске (предложения или ряда предложений, слова или ряда слов) и чтение их вслух, демонстрация таблиц, раздаточного материала, схем, рисунков. На практике эти способы применяются часто не изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом.

Объяснить грамматическое явление значит:

  1. раскрыть его значение;
  2. объяснить правило его образования;
  3. сообщить сведения о его употреблении в речи.

Применяя правило, следует учитывать особенности каждого конкретного случая и совокупность тех условий, в которых проводится объяснение.

Из сказанного следует, что грамматика имеет первостепенное практическое значение. Изучение грамматики приносит, кроме того, большую образовательную пользу: оно развивает мышление школьников, учит их абстрагировать то общее, что лежит в основе ряда языковых явлений. Природа грамматики даёт в известной мере ключ и к решению вопроса о том, как организовать объяснение грамматического материала. Здесь наиболее соответствует метод осмысления материала, называемый в педагогике эвристическим. Грамматика теснейшим образом связана с лексикой. Она является началом, организующим лексику в целях обмена мыслями и взаимопонимания между людьми. Правила должны усваиваться учащимися на определённом лексическом материале, иллюстрирующем то или иное грамматическое явление, и не только путём заучивания, но главным образом с помощью применения этих правил для понимания слов и предложений, а также для самостоятельного изменения и соединения слов в речи. Таковы наиболее важные в методическом отношении особенности грамматики.

Голубинская Марина Алексеевна25.04.2014 15681 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Хорошая работа
avatar