РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активизация познавательной деятельности учащихся через проектную и исследовательскую деятельность

Активизация познавательной деятельности учащихся через проектную и исследовательскую деятельность

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась, что особую значимость в школе нового типа приобретает научно-исследовательская и проектная деятельность.

«Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь» (Китайская мудрость). Эти слова стали девизом моей работы. Ведь проекты и исследования – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, а значит, приобретаются знания.

Мною давно замечено, что знания, добытые своим трудом, гораздо прочнее и глубже. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую, по мере возможности, исследовательский метод: от проведения лабораторных и практических работ на уроках биологии, постановки опытов и наблюдения за их результатами на учебно-опытном участке, до руководства исследовательскими работами по определённой теме. Анализ, измерение, сравнение, моделирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование, теоретические экспресс-исследования, эксперимент, наблюдение – методы, активно используемые мною в проектной и научно – практической деятельности.

Научно – исследовательскую работу начинаю с ознакомления учащихся с методологией научных исследований, при этом сообщаю одну из главных целей – получение новых, ранее неизвестных знаний; учащимся объясняю, что современные биологические исследования сегодня невозможны без интеграции с другими науками (химией, физикой, экологией, географией, математикой и др.), а исследования, проводимые на стыке наук, чаще всего ведут к рождению новых и, как следствие, к получению качественно новых результатов. Обращаю внимание на то, что любая исследовательская работа должна обязательно начинаться с поиска специальной литературы и проведения её анализа. Иначе может выясниться, что работа была выполнена ранее и ребята окажутся на месте изобретателя велосипеда. Кроме того, на лекционных занятиях обязательно рассматривается вопрос об интеллектуальной собственности.

После работы с литературой окончательно формулируется тема научного исследования, и ребятам предлагается составить план:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор методов (методики) проведения исследования с описанием его процесса.
  5. Обсуждение результатов исследования.
  6. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Для материально – технического обеспечения работ используем оборудование всех школьных кабинетов. В случае отсутствия необходимого оборудования или деталей покупаем их в специализированных магазинах. Темы проводимых исследований всегда имеют элемент научной новизны, пусть небольшой и незначительной для академической науки, но всё же позволяющей ребёнку осознать, что его кропотливый труд направлен на поиск ранее неизвестной крупицы истины.

Завершающий этап научных исследований – оформление работ и их защита с публикацией основных результатов. Сам процесс оформления работ – для ребят непростое дело. Необходимо в очень сжатой форме выразить мысли, следуя принципу: «мыслям должно быть тесно, а словам просторно». Большую помощь в этом оказывает научный руководитель. Сначала учитель предлагает учащимся самостоятельно оформить статью, после чего вместе с ними проводит корректировку её текста.

Публичная защита работ – многоэтапная процедура. Она начинается на дисциплинарной секции с обсуждения полученных результатов и анализа сформулированных выводов, продолжается на НПК в школе и заканчивается на конференциях районного, регионального или даже всероссийского уровней. Издаются сборники трудов учащихся. Видя свой опубликованный труд, ребёнок осознаёт, что его работа не была напрасной – с ней познакомятся другие заинтересованные ребята, а кто-то продолжит начатый поиск. Кроме того, останется добрая память о первом научном исследовании, первом шаге в большую науку.

В своей работе использую следующие виды учебных проектов: информационные, исследовательские, практико-ориентированные или социально-значимые, творческие, они могут быть краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные; индивидуальные, групповые, массовые; внутрипредметные и межпредметные; внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.

Применяемые методы, методики проектной и исследовательской деятельности в работах учащихся:

Иванченко Максим («Вода, которую мы пьём») - данная работа направлена на выявление качества водопроводной воды в станице Динской и, в частности, в школе №1, расположенной в экологически неблагоприятной зоне проживания. Собран обширный поисковый материал, достаточный для ответа на вопросы: каково качество воды, которую мы пьём, какие меры можно предпринять по улучшению качества водопроводной воды.
В работе приводятся результаты анализа проб питьевой воды, которые говорят об удовлетворительном её качестве по основным биохимическим показателям. В процессе работы учащимся отработаны и усовершенствованы навыки по сбору, обработке и анализу необходимой информации с постановкой последующих выводов и вопросов для дальнейшего исследования. В работе содержатся результаты лабораторного анализа проб воды, взятых из разных источников.

Самойлова Алёна («Наращенные ногти: мифы и реальность») - в своей работе доказала, что, процедура наращивания ногтей - это грубое вмешательство в функционирование живого организма, которое ведет к изменению структуры ногтя, способствует возникновению различных аллергических реакций, жжения, зуда, элементарного дискомфорта для клиента, ведет к нарушению выполнения гигиены рук и инфекционным заболеваниям. В ходе практической части выпустила стенгазету «А стоит ли красота таких жертв?»; своими мыслями поделились с читателями на страницах районных газет «РВС» и «Трибуна» «Наращенные ногти: за и против». Выступила с результатами исследований в 8 – 11 классах, на занятиях валеологического кружка. Выпустила буклеты «Мифы и реальность о наращивании ногтей», провела в 9 – 11 классах анкетирование, опрос.

Крецу Марина, Кузнецова Полина («Пейте, дети, молоко, будете здоровы!») Актуальность работы продиктована тем, что многие дети не хотят употреблять молоко и молочные продукты. Поэтому авторами была сформулирована цель: донести до сознания людей, что молоко и молочные продукты необходимы человеку. Теоретическая часть работы (поиск и анализ библиографии по теме) девочки осуществляли в библиотеках школы, района, в Интернете. В ходе практической части разработали и провели единый классный час «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!» и устный журнал «Молоко в жизни человека»; своими мыслями поделились с читателями на страницах районных газет «РВС» и «Трибуна»; провели и проанализировали анкеты учащихся; выпустили школьную стенную газету «Молоко в жизни человека». Побеседовали со школьным фельдшером Красавиной Н.И. о целебных свойствах молока. Выступили на занятиях экологического кружка. Всем этим и отражена новизна и практическая значимость исследования.Результаты, достигнутые в ходе работы, можно использовать учителям на уроках биологии, валеологии, на занятиях валеологического кружка и на родительских собраниях.

Пелипенко Мария («Птицы зимой») - зимняя подкормка птиц - самый эффективный способ помочь пернатым в суровых зимних условиях. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только если вокруг достаточно кормовых ресурсов. Наша осознанная забота поможет спасти жизнь тысячам птиц. Мария собрала информационный материал о зимующих птицах станицы Динской, провела анкетирование среди учащихся своей школы, написала статью в школьную газету, составила альбом «Зимующие птицы» и памятку для ребят, которые будут кормить птиц зимой, выступила перед учащимися 5 – 11 классов с результатами исследований, приняла участие в акциях. Мы надеемся, что проведённая практическая часть будет способствовать тому, что численность птиц в станице Динской увеличится, они станут приносить больше пользы, чаще будут радовать нас своей красотой и великолепным пением.

Стальникович Анастасия, Алёшина Мария («Пищевые добавки») Актуальность работы продиктована возрастающим с каждым годом проблемам пищевых добавок. В ходе практической части девочки разработали и провели единый классный час «Вся правда о пищевых добавках»; выпустили стенгазету «Прежде чем купить – изучи этикетку!»; своими мыслями поделились с читателями на страницах районных газет «РВС» и «Трибуна» «Опасные добавки группы «Е». Вся проделанная ими работа – это как призыв к внимательному отношению к своему здоровью, научиться делать правильный выбор, знать, что продукт не содержит искусственных красителей и консервантов – вот одна из самых действенных рекламных характеристик любого современного продукта питания. Своей работой они хотели донести до сознания людей, что если они хотят сохранить свое здоровье, то тогда надо внимательно изучать этикетки товаров и выбирать продукты, содержащие минимальное количество искусственных пищевых добавок.

Стародубова Анна, Когуа Лея («Растения в школе для уюта и здоровья. Паспортизация комнатных растений в БОУ СОШ №1») - актуальность работы продиктована интересом к роли комнатных растений, которая возрастает с каждым годом.
В ходе практической части провели конкурс на лучшее озеленение классной комнаты; разработали и провели единый классный час «Роль комнатных растений в школе»; провели паспортизацию комнатных растений в БОУ СОШ №1, определили виды растений, имеющиеся в кабинетах; в помощь заведующим кабинетов сделали карточки – определители комнатных растений; выступили на занятиях экологического кружка. Результаты, достигнутые в ходе работы, можно использовать учителям на уроках биологии, экологии, кубановедения, на занятиях экологического кружка.

Смирнов Глеб, Иванов Евгений («Мобильный телефон – вещь удобная, но небезопасная»). Актуальность работы продиктована тем, что проблема влияния мобильных телефонов на здоровье человека сейчас очень актуальна, почти у каждого ученика есть телефон, поэтому необходимо знать и соблюдать свод правил, позволяющих избежать вредного воздействия на организм. Ими были сформулированы цели: донести до сведения учащихся о вредном воздействии мобильных телефонов на организм человека. В ходе практической части разработали и провели единый классный час «Мобильный телефон – вещь удобная, но не безопасная». На страницах районных газет «РВС» и «Трибуна» поделились своей информацией на эту тему; взяли интервью у врача отделения медицинской профилактики ЦРБ станицы Динской 

Козлова Ю.Ф. - о вредном воздействии мобильного телефона на здоровье людей; выпустили стенную газету «Осторожно, мобильный телефон», провели и проанализировали анкеты учащихся нашей школы по данной проблеме; осветили данную тему на занятиях экологического кружка.

Щербаха Кирилл («Бездомные животные – как элемент экологической среды Динского района») - занимаясь этой исследовательской работой, он узнал много интересного и о животных, и о людях. Исследовательская работа помогла ученикам самим стать добрее, заботливее, ответственнее, научила задумываться над нашими поступками. А еще он получил опыт работы с научной литературой и впервые представил результаты своего интеллектуального труда ученикам своей школы. Кирилл оформил выставку, где были представлены книги о животных, фотографии, интервью, газетные публикации, написал статью в школьную газету.

По результатам исследования автор понял, что жители Динского района проявляют явный интерес к этой проблеме. Они проявляют гуманность к бездомным животным и заинтересованы в решении этой проблемы. Необходимо проведение воспитательной работы среди населения и особенно детей среднего школьного возраста о толерантном отношении к нашим «братьям меньшим».

В следующей исследовательской работе он постарается предложить пути решения данной проблемы в нашем районе.
Ткачёва Софья, Мороз Евгения («Исследование питания учащихся школы №1станицы Динской») - в ходе практической части разработали и провели единый классный час «Основы правильного питания»; провели и проанализировали анкеты учащихся «Как вы питаетесь?»; выпустили школьную стенную газету «Культура питания. Питайся правильно!», взяли интервью у директора школы Булатовой Л.П., у школьного фельдшера Красавиной Н.И., и у повара школьной столовой Чукиной И.Н.БОУ СОШ №1. По вопросам правильного питания выступили на занятиях экологического кружка. Результаты, достигнутые в ходе работы, можно использовать учителям на уроках биологии, экологии, валеологии, на занятиях валеологического и экологического кружка и на родительских собраниях.

Филимонова Светлана, Васильева Виктория («Наш вклад в охрану окружающей среды») – в ходе практической части организовали и провели акции «Спаси дерево», по сбору макулатуры, использованных батареек «Лучший защитник планеты», акцию «100% неПакет», организовали просмотр фильма режиссёра Люка Бессона «Дом. Свидание с планетой». Своими мыслями поделились с читателями на страницах газет «Трибуна» и «РВС» «Люди, задумайтесь о прочитанном». Выпустили экологические листовки для жителей микрорайона и в школьную стенную газету поместили рекомендации «Это может сделать каждый», провели конкурс сочинений «Планета в опасности», организовали акцию «День Земли» и выступили на занятиях экологического кружка. Вся проделанная ими работа – это как призыв к объединению для спасения будущего нашей планеты. Мы постарались, чтобы все поняли, что всё в нашем мире взаимосвязано, что все мы, независимо от того, на каком континенте мы живём, и в каком городе, все мы – братья и сёстры. Земля – наш общий дом, который мы должны оберегать и о котором должны заботиться.

Иванченко Максим («Экологический паспорт дома»), посетив районный музей, он узнал и увидел, каким экологически чистым, но не комфортным, было жильё человека в начале 20 века, и задумался о том, что современный человек, стремясь к красоте, комфорту, забывая о своём здоровье. Исходя из исследования, становится очевидным, что жилище человека не всегда соответствует экологически чистой жилой среде. Актуальность работы продиктована тем, что проблема экологического состояния собственного жилища и здоровья человека сейчас очень актуальна, человек проводит дома большую часть жизни. В работу включены исследования по плотности населения квартиры, освещению, тепловому режиму, загрязнению, а также даны рекомендации для устранения загрязнений в доме. Для исследования Максим применял математические расчеты, прибор (микроскоп), термометр, барометр, психрометр. Для теоретических вопросов пользовался специальной литературой. Ему удалось понять, что дом – это населенный пункт в миниатюре. В ходе работы он написал статью в районную газету «РВС» «Как выжить в полимерном рае?», разработал агитвыступление «Мой дом – моя крепость» и единый классный час «Экология жилища и здоровье человека», которые были успешно проведены.

Самойлова Алёна («Кресс – салат как тест – объект для оценки загрязнения почвы и воздуха»). Актуальность работы продиктована возрастающим с каждым годом интересу к индикаторам загрязнённости воздуха и почвы. Поэтому была сформулирована цель: провести свои собственные исследования на эту тему. В процессе работы Алёна выявила, что кресс – салат обладает повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжелыми металлами, а также к загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта. Кроме того, практическая часть этой работы позволила ей наблюдать, что побеги и корни этого растения под действием загрязнителей подвергаются заметным морфологическим изменениям: задержка роста и искривление побегов, уменьшение длины и массы корней, а также числа и массы семян. Анализ, сравнение позволил сделать соответствующие выводы.

Дебёлая Вита («Разработка экологического мониторинга по асимметрии листьев лещины обыкновенной») – работа посвящена разработке методики экологического мониторинга по асимметрии листьев лещины обыкновенной в условиях электромагнитного воздействия. Актуальность работы продиктована возрастающим с каждым годом уровнем мощности техногенного электромагнитного воздействия (ЭВМ) на растительные экосистемы (РЭС), особенно в низкочастотной (НЧ) области, и необходимостью изучения механизмов этого воздействия специальными методиками, требующих оригинальных разработок. Поэтому автором была сформулирована цель: разработать такую методику для мониторинга РЭС в условиях НЧ ЭМВ. В результате автор выявила проблемные аспекты существующих методов экологического мониторинга РЭС и на основе предложила собственный подход к разработке таких методов, расширив возможности существующих. Этим отражена новизна и практическая значимость исследования.

Проверку своих идей, автор осуществила на территориях Абинского и Динского районов во время очередной экспедиции НТО «Искатель» летом 2007 года. Объектом исследования выбраны листья лещины обыкновенной как широко распространённых на территории краснодарского края, а Абинский – в качестве сравнения. Кроме того, варианты исследований включали РЭС из этих растений, произрастающих вблизи высоковольтных линий электропередач. В результате, по возрастанию коэффициента асимметричности листьев автором доказано влияние названных источников НЧ ЭМВ на РЭС.

Комар Кристина – Всероссийский конкурс научно – инновационных проектов компании «Сименс» в России «Чистая планета для нашего будущего» - проект «Решение проблемы глобального потепления». В данном проекте предложены методы по реализации проблемы глобального потепления. Если ничего не предпринимать, процессы потепления климата в ближайшее время начнут ускоряться в пугающем темпе. Цель проекта – повлиять на решение данной проблемы, привлечь не только простой народ, а заинтересовать организации, способные воплотить предложенные методы в жизнь.

Дубина Алёна – результатом наших многочисленных экскурсий стала работа по созданию путеводителя «Путешествие по экологическим и историческим местам Кубани». Автор сделала вывод, что Краснодарский край уникален не только своим географическим положением, но и большим количеством памятников природы, исторических и культурных памятников.
Мироненко Дина («Исследование загрязнения воздуха транспортом в районе БОУ СОШ №1 станицы Динской») – по результатам проведённых наблюдений и экспериментов Дина пришла к выводу, что воздух вблизи школы загрязнён. Причиной неблагоприятного состояния окружающей среды является трасса и Консервный завод «Динской». По результатам опытов и экспериментов выяснили, что нельзя употреблять в пищу зелень, овощи, выращенные близ дороги, так как они покрыты слоем свинца, а у жителей домов вблизи школы находятся приусадебные участки, поэтому проводилась разъяснительная работа с жителями через выпуск экологических листовок. А также была организована и проведена акция по озеленению участка вдоль дороги.

Евдокимова Екатерина («Группа крови - идентификатор личности») - известно, что группа крови определяет ключевые черты характера человека. А геннограмма семьи предопределяет стержневые линии осуществления судьбы. Проведя анкетирование, опрос, выявилось, что группа крови может оказывать влияние не только на предпочтения в еде, но и на предрасположенность к определенным болезням, к занятиям каким-либо определенным видом спорта, и даже на черты характера.

Маликова Татьяна («Инфомания – болезнь 21 века, или SMS-мания»). В ходе практической части Татьяна разработала и провела единый классный час «Влияние SMS – сообщений на здоровье человека», провела и проанализировала анкеты учащихся «Отношения учащихся к SMS - общению»; выпустила школьную стенную газету «Инфомания – болезнь 21 века, или SMS бум», взяла интервью у психолога школы по этому вопросу. По данной теме выступила на родительском собрании, на классных часах. С результатами своих исследований поделились с читателями на страницах районной газеты «Трибуна», статья «Опасное увлечение, или SMS- мания».

Бондаренкова Юлия («Пылеулавливающие свойства комнатных растений»). Юлия выявила, что в её квартире растут комнатные растения: драцена, калатея, бальзамин, пальма, панданус, сингониум, толстянка, алоэ, сциндапсус, кливия, гибискус. С помощью литературных источников она узнала способы ухода за ними.
Проанализировав полученные в результате исследования данные, на основе визуального сравнения, она увидела, что лучшие пылеулавливающие качества показали сциндапсус и калатея. Чуть хуже результаты у алоэ, сингониума и кливии. Из использованных в работе растений самый худший результат показал бальзамин.
На основе наблюдений сделала выводы, что все растения, используемые в работе, имеют пылеулавливающие свойства, но с разной интенсивностью.
На основе проведенного исследования в озеленении квартир и классных кабинетов Юлия рекомендовала применять сциндапсус, калатею, алоэ, сингониум и кливию.
Таким образом, зеленые растения в квартире избавляют нас от пыли, которая постоянно витает в воздухе. Она оседает на листьях, а растения удерживают ее и не позволяют попасть в наши легкие. Таким способом, аккумулируя на себя пыль, комнатные цветы существенно очищают воздух жилища. Исследованиями доказано, что после появления в квартире цветочных горшков, воздух в помещении становится намного чище. Лучше всего выполняют работу по сбору пыли широколистные растения.

С результатами исследований она познакомила жителей района, написала статью в газету «Трибуна» «Как защитить своё жилище от пыли». Подготовила и разработала информацию к классному часу «Растения – пылесосы».

Мотуренко Анастасия («Влияние бытового мусора на экологию станицы»). В ходе практической части Анастасия выполнила исследование «Бытовые отходы моей семьи» и проанализировала результаты. А также была выполнена практическая работа «Исследование пользы и вреда полиэтилена», проведён социологический опрос жителей станицы «От кого зависит чистота нашей станицы». Учащаяся разработала Памятку для каждого человека, написала статью в газету «Трибуна» «Спасение планеты зависит от изменения нашей собственной системы ценностей и нашего поведения», выпустила для жителей станицы Экологические листовки - рекомендации «Как уменьшить количество бытовых отходов?».

Мороз Евгения («Экологическое состояние реки Кочеты»). В своей работе она подобрала и освоила методики эксперимента, позволяющие выявить органолептические свойства воды. Провела исследование качества воды реки Кочеты. Полученные результаты проанализировала. По результатам анализов вода в реке Кочеты экологически загрязнена стоками промышленных предприятий в микрорайоне Сахарного и Консервного заводов.

Мотуренко Анастасия («Как я вырастила гранат из семени»). Изучив литературные источники, Анастасия поставила цель – вырастить растение гранат из семени. В ходе практической работы она научилась производить обрезку, осуществлять подкормку растения, применять теоретические знания, полученные из литературных источников в практической деятельности, стала внимательной, наблюдательной и ответственной. С результатами работы ознакомила на внеклассном занятии одноклассников, а в Интернете давала рекомендации по уходу за этим растением, так как у некоторых людей не получалось вырастить плодоносящий гранат в домашних условиях.

Лехкий Александр («Моё поколение выбирает здоровье»). Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно – двигательной системы, поэтому Александр с одноклассниками выполнили антропометрические измерения: измерили рост, определили массу тела, измерили окружность грудной клетки, рассчитали свой показатель развития грудной клетки, сделали вывод о гармоничности своего типа сложения. Исследовали ногти и по признакам сделали выводы о здоровье и заболеваниях, провели самоанализ образа жизни и оценили его влияние на состояние здоровья. В ходе практической части ребята научились оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели здоровья. На основании анализа результатов наблюдений выявили зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.

Степкина Екатерина («Влияние энергетических напитков на живые организмы и здоровье подростка») В последнее время энергетические напитки стали модными и часто употребляемыми. Поэтому Екатерина решила проверить совпадает ли их название с действительным эффектом, а также изучила их влияние на человеческий организм. Она экспериментально доказала отрицательное влияние энергетических напитков на растущий организм (проростки фасоли, клубень картофеля) и на белок куриного яйца и мяса.

Калмыкова Елизавета («Выращивание гиацинтов в зимний период»).
Елизавета решила получить цветы гиацинтов к 8 Марта в комнатных условиях. Она узнала, что изучив сроки цветения гиацинтов и технологию выращивания можно получить цветущее растение к определённой дате и порадовать этими цветами близкого человека. Опыт выгонки гиацинта в домашних условиях многому её научил. Она узнала об истории, видах и сортах этого растения, условиях посадки, полива, о температурном режиме на разных этапах выращивания. Елизавета научилась терпеливому и бережному отношению, как к своему цветку, так и ко всем другим растениям. Она поняла, что терпеливо и бережно нужно относиться ко всему живому на Земле, и тогда все будет радовать нас. Но самое главное, это то, что своим подарком доставила огромную радость всей семье!

Мироненко Дарья («Влияние наушников на слух подростка»).
В ходе практической части работы учащаяся провела анкетирование учащихся, взяла интервью у районного ЛОР врача, провела опрос жителей станицы Динской «Молодежь о наушниках». Кроме того, написала статью в районную газету «Трибуна» «Ушастая зараза», на страницах которой рассказала о результатах работы, разработала для классных руководителей информацию к классному часу «Влияние наушников на слух подростка», выступила на классных часах на данную тему в 5 – 10 классах.

Щербаха Кирилл («Исследование влияния синтетических моющих средств (СМС) на зеленые водные растения и простейших животных. Очистка воды от СМС»). Выбор данной темы исследования был обусловлен тем, что с каждым годом растет использование СМС и выброс их в природные водоемы. Кирилл хотел посмотреть, как синтетические моющие средства влияют на водные растительные организмы. Отработанный моющий раствор попадает в канализацию, затем в очистные сооружения, а иногда без очистки раствор выливают в почву или в водоем. Попадая в водоем, СМС накапливаются в иле, угнетающе действуют на живые организмы. Особенно большой вред СМС причиняют простейшим животным, которые являются основой трофических цепей водоема.

Данная исследовательская работа показала, что раствор СМС пагубно влияет на водные растительные организмы. Раствор, обладающий сильно щелочной реакцией губительно действуют на зерна хлорофилла, тем самым может вызвать гибель растений и Простейших животных. Он научился очищать воду от раствора СМС, при этом данный способ относится к не дорогим и простым.

Щербаха Кирилл («Леопардовый геккон (эублефар) современное экзотическое домашнее животное»). Целью работы автора раскрыть оптимальные аспекты по уходу и содержанию эублефаров в домашних условиях. В ходе проведения практической части работы Кирилл узнал намного больше о леопардовом гекконе, чем он питается, где живёт, выявил преимущества и недостатки в выращивании эублефаров. Автором рассмотрены в полном объеме и глубоко изучены вопросы по уходу и содержанию эублефаров в домашних условиях, проведена работа по изучению востребованности желания приобрести экзотических питомцев. Кирилл выявил, что леопардовые гекконы не прихотливы и не требуют больших финансовых затрат и времени для ухода. Автор подобрал рекомендации для учащихся по правильному выбору «домашних друзей» и на что нужно обратить внимание и что необходимо знать по содержанию и уходу за своими питомцами. Выявил причины, по которым можно посоветовать ребятам завести леопардового геккона и выступил со своей информацией перед учащимися школы. Кирилл планирует завести семью эублефаров и впоследствии попробовать получить потомство.

Аванесян Владислав («Чудо напиток – зеленый чай»). В ходе практической части работы я выявил состав зеленого чая, роль содержащихся в чайном напитке полезных для здоровья человека веществ. Используя методику оценки качества чая, сравнил разные сорта зеленого чая по внешнему виду. Анализ результатов анкетирования учащихся школы позволил сделать вывод о том, какие сорта чая являются наиболее популярными, а также выяснить, имеют ли ребята представление о пользе зеленого чая. Взяв интервью у врача, я узнал о целебных свойствах этого чудо – напитка. Подобрал рекомендации «Чайные мелочи» и подготовил фотоматериал по работе. Автор сделал вывод, что польза зеленого чая для организма очевидна, это еще один дар природы и просто необходимо воспользоваться этим даром.
Жадаев Александр («Животные, проложившие дорогу в космос»).

В ходе работы автор выяснил, что, действительно, вклад животных в развитие космонавтики огромный, что кроме собак в космосе побывали: обезьяны, кошки, птицы, крысы, мыши, лягушки, рыбы и т.д. Именно животные проложили дорогу в космос человеку. Ценой своих жизней они доказали, что живое существо может находиться в космическом пространстве, в невесомости.

В ходе практической части работы Александр собрал и изучил материалы из различных источников о собаках и других животных, которые побывали в космосе. Проанализировал и систематизировал полученные данные. Оформил исследование в виде презентации, создал фотоальбом «Малоизвестные герои космоса», написал статью в газету «Животные, покорившие космос», выступил перед учащимися моей школы на тему «Животные, проложившие дорогу в космос», для учащихся школы организовал просмотр документального фильма «Покорение космоса Белкой и Стрелкой».

Путилина Екатерина («Дым от костра и его губительный вред»). В ходе практической части Екатерина написала статью в школьную и районную газету «Дым от костра и его губительный вред»; выпустила экологические листовки - обращения для жителей станицы «Не жгите костры!», в которых пыталась убедить их не бросать мусор в огонь, как это может отразиться на их здоровье и здоровье близких. Совершила экскурсию – рейд по дымящим улицам станицы Динской, побеседовала с её жителями и выяснила причины, почему они разжигают костры, постаралась рассказать, куда же девать отходы без костров. Провела социологический опрос и оформила фотоматериал по работе. Взяла интервью у врача и выяснила, какой вред оказывает дым на здоровье человека.

Ткачева Софья («Анализ почвы пришкольного участка БОУ СОШ №1 станицы Динской». На основе химического анализа автор сделала вывод, что почва на пришкольном участке глинистая, преобладает кубовидная комковатая структура почвы, рH почвы колеблется от 6 – 7 (от слабокислой до нейтральной), до 7- 8 (от нейтральной до слабощелочной). Все образцы почвы имеют карбонаты, сульфаты, хлориды обнаружены в незначительном количестве; проделанные опыты показали отсутствие нитрат – ионов, железа и свинца во всех взятых мною пробах почвы. Но экспресс – тесты позволили определить содержание нитратов от 20 до 30 мг/л в разных пробах почвенной вытяжки, ионов меди в пределах 5 мг/л в почвенной вытяжке. В ходе работы автор выявила, что у растений, произрастающих на таких почвах, затрудняется прорастание семян, развитие корневых систем в глубину, происходит деформация корней и клубней, задерживаются цветение, рост, снижается урожайность. Для улучшения плодородия почвы пришкольного участка были составлены рекомендации, учитывая их, клумбы будут радовать пышным ростом, красивым цветением весь летний сезон.

Лехкий Александр («Исследование заболеваний органов зрения у учащихся БОУ СОШ №1 станицы Динской и их профилактика»)
Цель работы: изучить причины снижения зрения у школьников и обратить внимание на данную проблему родителей, педагогов, учащихся. Пропагандировать здоровый образ жизни и бережное отношение к органу зрения. Методы исследования: работа с различными источниками информации; анализ литературы; анкетирование; консультация у специалиста; интервьюирование; социологический опрос. Вначале работы автор проанализировал литературные источники и пришел к выводу, что нарушение зрения вызывают: неправильное питание; неправильный режим дня; злоупотребление просмотром телевизора; привычка часами сидеть у компьютера; чтение лежа; плохая освещённость; инфекционные болезни; наследственность. В ходе практической части работы Александр взял интервью у врача офтальмолога, побеседовал с медсестрой детской поликлиники, для того, чтобы выяснить, есть ли проблемы со зрением у учеников школы. Автор работы разработал, организовал и провел внеклассные мероприятия, посвящённые Всемирному дню зрения, цель которых пропагандировать здоровый образ жизни и бережное отношение к органу зрения: выпустил стенную газету, листовки к Всемирному дню зрения - 14 октября; разработал единый классный час для учеников 5 - 11 классов; подобрал материал для занятий с учениками «Электронная гимнастика для глаз» Александр провел в классе самоанализ «Как я забочусь о своих глазах». Результаты позволили задуматься одноклассникам, что они недостаточно хорошо заботятся о своих глазах. В ходе практической части Александр провел исследование зрения одноклассников, решил определить наличие астигматизма с помощью специальных рисунков и таблиц. Далее определял остроту зрения у одноклассников. Затем с помощью теста Амслера, решил выявить нарушения центральной области сетчатки. Результаты исследования, информацию, полученную из различных источников, автор постарался донести до учащихся школы, а также их родителей. Для этого он разработал информацию для классного часа и родительского собрания по теме «Зрение – бесценный дар природы» Практическая часть работы позволила обратить внимание учащихся на состояние здоровья своих глаз.

Мороз Евгения («Химический анализ воды реки Кочеты»). В своей работе автор подобрала и освоила методики, позволившие выявить органолептические свойства воды, проведения качественного и количественного химического анализа состояния реки Кочеты. Полученные результаты проанализировала и пришла к выводу, вода в реке Кочеты минерализована, относится к группе карбонатных, подтверждением тому определенная высокая жесткость воды. Экологически загрязнена. Основными загрязнителями являются катионы железа и меди, которые превышают ПДК в сотни и десятки раз соответственно (по данным из библиографического источника Белюченко И.С. «Экология Кубани» II ч.). Установлено повышенное содержание органических веществ в двух образцах речной воды. Объяснением этому может служить факт загрязнения речных вод отходами животноводства. Животноводческие комплексы, фермы, частные хозяйства являются мощными загрязнителями поверхностных вод. Большое отрицательное влияние оказывает также химизация сельского хозяйства, которая проявляется в расширении применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений. На долю сельского хозяйства приходится почти восьмая часть сброса загрязненных сточных вод в водоемы России. Содержание хлоридов, сульфатов и нитратов не превышает ПДК по данным СанПиН 2.1.4.1175-02.
Команда учащихся под моим руководством и преподавателя ИЗО - Ивановой Е.В. воплотили в жизнь проект по антинаркотической пропаганде, разработав уголок «Поезд №13 «Счастье – Беда». Результат – 1 место в районе и крае.

Железнова Анастасия участвовала во Всероссийском конкурсе образовательных и социальных проектов в области создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей «Свой мир мы строим сами», «Моя программа здоровья»

К 75 годовщине образования Краснодарского края создан проект «По страницам Красной книги Краснодарского края».

Результат – создание школьной Красной книги Краснодарского края.

Развиваю стремление учащихся делиться результатами своей деятельности в СМИ:

Районная газета «Трибуна»

  1. «Пейте, люди, молоко, будете здоровы!» (Крецу М., Кузнецова П.)
  2. «У нас всего десять лет, чтобы спасти планету» (Филимонова С., Васильева В.);
  3. «Йодированная соль вместо обычной!» (Мироненко Д.)
  4. «Зачем нам вторая планета? 60 час Земли» (Филимонова С., Васильева В.);
  5. «Сначала наушники, затем слуховые аппараты?» (Дарья Мироненко)
  6. «О живых кондиционерах» (Юлия Бондаренкова)
  7. «Три цвета мусора, или почему в Германии чисто?» (Мотуренко Анастасия)

Районная газета "РВС"

  1. «Спаси дерево» (Филимонова С., Васильева В.);
  2. «Опасные добавки группы «Е» (Стальникович А., Алёшина М.)
  3. «Как выжить в полимерном рае? (Иванченко М.)
  4. «Какова водица» (Иванченко М.)
  5. «Красота и жертвы» (Самойлова А.)
  6. «Личность установлена» (Евдокимова Е.)

Таким образом, использование проектно - исследовательской деятельности в преподавании биологии и экологии - средство повышения познавательной деятельности учащихся, это один из эффективных путей выявления и развития одаренных детей, исследовательская деятельность создает благоприятные условия для акцентирования внимания учащихся на местных проблемах. Работа над изучением и поисками путей решения актуальных проблем своего района, края способствует воспитанию гражданских качеств детей, формированию любви к малой родине, стремления заботиться о сохранении и приумножении национальных и природных богатств родного края.

Блаженко Светлана Александровна05.05.2014 29720 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar