РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие коммуникативной функции учащихся с ОВЗ через специальные логопедические приёмы работы.

Развитие коммуникативной функции учащихся с ОВЗ через специальные логопедические приёмы работы.

Учитель - логопед Ржиханова Е.А.
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат»

Поиск путей повышения эффективности коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью, учитывая их возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности, побудил нас к использованию новых нестандартных форм работы, для того чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Для этого нами совместно разработана система интегрированного обучения детей с ОВЗ по формированию природоведческих понятий с развитием лексико-грамматической основы устной и письменной речи обучающихся.

Организуя работу детей на интегрированных уроках, учитель-предметник обеспечивает познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений детей, которые максимально использует учитель-логопед. Во время интегрированного обучения учитель-логопед наблюдает за речевой деятельностью каждого ребёнка, проводит контроль над правильностью использования поставленных звуков и грамматических форм. Каждый урок продумывается поэтапно, выполняются все поставленные цели и задачи.

Но в отличие от обычных уроков, система интегрированных уроков вносит в привычную структуру школьного обучения новизну, оригинальность и имеет определённые преимущества:

  • повышает мотивацию, познавательный интерес;
  • формирует целостную научную картину мира;
  • позволяет систематизировать знания;
  • способствует развитию устной и письменной речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
  • способствует социализации школьников с ОВЗ;
  • воспитывает гордость и любовь к малой родине.

Структура наших уроков отличается следующими особенностями:

  • предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке;
  • сменой различных видов деятельности (слуховой, зрительной, тактильной)

Нами были разработаны и проведены интегрированные уроки на различных уровнях: городском, региональном, всероссийском.

  • «Воздух и его охрана»
  • «Учись беречь природу»
  • «Природа Хакассии»
  • «Правила здорового питания»

Интегрированные уроки мы проводим с использованием здоровьесберегающих технологий (стоя, сидя, в движении, в произвольной форме).

Применяем артикуляционную гимнастику, сочетая её с мелкой моторикой и дыханием:

  • «Горка»
  • «Хоботок»
  • «Орешки»
  • «Лягушка»
  • «Лопатка»

Сочетание стихотворного текста с движением формирует память, внимание, общую и мелкую моторику детей.
- К путешествию готовы?
- Да! (кулаки на коленях руки вверх, ладони раскрыть)
- В путь отправимся мы снова: (вращательные движения кистями)
- Сядем мы на самолёт и отправимся в полёт (руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)
- Мы теперь на корабле,
- Нас качает по волне (ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз)
- Едет поезд, не спеша,
- А колёса всё стучат (кулачки стучат по коленям или по столу).

Такие упражнения мы включаем в орг. момент, физ.минутки, чтобы дети не только расслабились , но и легко переключились на другой вид деятельности.

Если ребёнок находится на этапе закрепления изолированного звука, то речевой материал подбираем совместно с учителем, учитывая речевой потенциал ребёнка. Стараемся дать слова или слоги которые ребёнок произносит чётко, чтобы не вызвать усмешки сверстников.

Игровой метод вызывает положительные эмоции и повышает мотивацию на наших уроках. Например: в 5 классе учим детей сочинению мини- сказок. Ученикам предлагается придумать историю путешествия, например, капельки, семянки или др. Находясь в атмосфере творчества, школьник незаметно для себя усваивает сложные научные понятия, овладевает терминологией и в результате испытывает радость познания и удовлетворение достигнутым.

При повторении и закреплении пройденного материала используем мини-диалоги: «давай знакомиться», «кто важнее» (важно научить сравнивать и обобщать понятия). Конечно, детям помогает план ответа. Диалог строиться вначале учитель-ученик, затем ученик-ученик. Таким диалогам уделяется особое внимание. Составляя диалог, школьники не только запоминают материал урока, но и развивают свои коммуникативные навыки. Помогает на уроках и мобильный баночный театр. При помощи картинок и банок можно быстро организовать любых персонажей и превратить урок в сказку.
Используем ребусы, кроссворды, игры. Например, игра «Морской бой». В каждой клетке табло, с помощью чисел, зашифровано задание. Числа – это количество баллов, которые получит школьник за ответ на данный вопрос. Чем больше число, тем сложнее задание.

С интересом дети слушают экологические рассказы, в которых необходимо найти ошибки. Например, при закреплении материала по теме «Лесная зона» в 5 классе школьникам предлагается рассказ «Отдых в лесу». Находя ошибки, ребята запоминают правила поведения в лесу, у реки.

В игре дети легко овладевают знаниями, ощущают себя сильными и успешными.

С удовольствием обучающиеся размышляют по поводу происхождения некоторых природных названий. Существует немало версий, иногда это всего лишь догадки, не подкрепленные твердыми доказательствами. А в иных случаях, приходится мириться с тем, что первозначение названия безвозвратно утеряно. И все же, ребята пробуют сами разобраться, используя различные источники.

Включаем в работу все анализаторы ребёнка: мимику, жесты, пантомимику.

Развитие пантомимики:
Расцвели, как цветы, полетели, как птицы.

Развитие мимики:
Съешьте кислый лимон, рассердитесь на Снежную королеву, встретьте Доктора Айболита, испугайтесь грозы.

Обучаем жестам:
Покажите высокое дерево, куст, траву, маленького комарика, медведя.
Покажите направления: вверх, вниз, вокруг, право, лево.

Большое внимание уделяем не только устной, но и письменной речи, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний обучающимися. В чистом виде одна из дисграфий встречается редко, чаще наблюдаем сочетание. На наших совместных уроках мы проводим работу по коррекции специфических ошибок при письме, используя наглядные опоры: предметные и сюжетные картинки, схемы, памятки, занимательный материал и дидактические игры.

Для закрепления умений определять количество звуков в слове детям мы используем дидактическую игру с элементом театрально- игровой деятельности

«Волшебные шарики»

Цель игры: усвоение детьми звукового и слогового анализа.

На шарики приклеиваем (по степени усложнения) буквы, слоги, слова.
Перекидывая шарики, ребёнок ловит слог, называет его и из слогов составляет слово. Аналогичные задания даются с буквами и словами.

Перекатывая шары или ловя снежок, дети называют звуки, затем синтезируют их в слова.
(Снежная королева или Шаман перепутали звуки в словах. Предлагаем составить слово из букв).

Для развития познавательных процессов у обучающихся применяем задания на запоминание и воспроизведение слов, направленные на практическое применение усвоенных знаний.

Дидактическая игра «Самый внимательный»

Ребёнок выходит за дверь (водящий). Оставшиеся в классе дети придумывают слова на заданный учителем слог. Когда заходит водящий, ему дети перечисляют все придуманные слова. Часто повторяющийся слог и будет отгадкой. Слова выбираем по темам: «Животные Хакассии», «Растения Хакассии», «Мой Дом» (будем строить дом, придумайте слова, чтобы в них был слог НА: стена, окна, глина, машина) и др.

Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. С большим трудом дети определяют наличие заданного звука и его места в слове. Чтобы избежать многократного повторения в работе, мы попробовали традиционную игру « классики» преломить на коррекцию языкового анализа и синтеза.

Первоначально проводим действие игры на листе бумаги.

Учитель называет слова, дети ставят фишку на цифру, которая обозначает заданный звук или определяют место звука в слове. (Слово «вода» - ребёнок называет 1 звук и ставит фишку на цифру-1; называя последний звук, фишка передвигается; далее при определении количества звуков в слове, ребёнок проходит каждую клеточку и отвечает на вопрос.После систематизации применение этой игры, классики рисуются на полу. Учитель - логопед называет слово, ребёнок кидает камешек и пропрыгивает заданное количество. Или определяет места звука, и игра продолжается по аналогии)

При разработке уроков учитываем уровневую дифференциацию обучающихся. При описании природных объектов, явлений детям предлагаем опорные слова, при помощи которых школьники формируют свой ответ. Например: на интегрированном уроке «Вода-волшебница» дети описывали свойства воды в разных агрегатных состояниях

- вода – жидкое тело, она течёт, льётся. Чистая вода бесцветная, прозрачная. При замерзании превращается в лёд. Лёд - твёрдый, прозрачный. При этом предлагаем не только рассмотреть природное тело, но и пощупать, понюхать, попробовать на вкус, т. е. у школьников в работу включаются все анализаторы, что способствует быстрому и полному усвоению пройденного материала.

При обобщении и закреплении изученных тем предлагаем детям составить рассказ, например: «Пришла весна», «Летний дождь», «В зимнем лесу» и др. При этом дети используют наглядный материал, опорные слова, схемы, фотографии.
Закрепление знаний обучающихся по природным водоёмам осуществляем на примере рек и озёр республики. Рассказы о природе Хакасии сопровождаем презентацией слайдов, на которых дети видят не просто природные объекты, а уникальность, богатство и красоту родного края. Трудные названия предлагаем разобрать с помощью словаря или энциклопедии.

Для активизации познавательной деятельности школьников на уроки включаем эффект удивления, введение в урок сказочных героев.

Не зря древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления».

Так на интегрированном уроке «Вода-волшебница» Снежная королева хотела заморозить всю воду на Земле, а дети, спасая планету, выполняли все её задания. Вместе с доктором Айболитом на уроке «Воздух и его охрана» лечили больного – городской воздух. Слушали рассказы шамана на уроке «Природа Хакасии».

Для результативности коррекционной работы используем разрезные картины, панно. Например, при изучении и закреплении темы «Круговорот воды в природе» дети собирали разрезное панно и комментировали природное явление. По теме «Почвы родного края» предлагаем групповые практические работы с созданием макета слоёв земли и составлением рассказа.
Кроме этого применяем дидактические игры, особенно вербального характера. Дети с большим удовольствием не только отгадывают, но и придумывают загадки на разные темы, которые помимо разнообразных функций, ещё и помогают закрепить правописание изучаемых понятий, природных названий.

Так, при изучении темы «Сезонные изменения в природе» детям давались дифференцированные задания:

  • собери в корзинку ягоды (грибы), которые растут в наших лесах.
  • запиши перелётных (зимующих) птиц Хакасии.
  • назови растения степей и др.

Кроме знакомства с живой и неживой природой в программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят здоровью человека. Детям сообщаются сведения о том, какой вред здоровью человека наносят курение, употребление спиртных напитков. Особое значение уделяется сохранению и укреплению здоровья, необходимости занятия трудом, физкультурой и спортом. Проводится работа с детьми по формированию навыков здорового питания. Формирование здорового образа жизни осуществляется как на уроках, так и внеклассных мероприятиях.

В заключительном « аккорде» урока или занятия, проводим рефлексию в форме беседы, где уточняем, что дал детям материал урока, что нового они узнали и где эти знания смогут применить. И конечно, должна прозвучать положительная оценка работы школьников, чтобы у них возникло чувство уверенности, что завтра получится ещё лучше. Важно закончить урок так, чтобы дети с нетерпением ждали следующей встречи с педагогом.

Для проверки результативности нашей работы каждый из педагогов проводит диагностику детей по определённым критериям. По сводной таблице видна положительная динамика формирования коммуникативных навыков обучающихся с нарушениями интеллекта.

В настоящее время растет число детей с речевой патологией. 90% детей имеют ряд психических нарушений. У них особый мир, и в работе с такими детьми требуется терпение, милосердие, любовь. Может это слишком пафосно, но это так. Порой не очень важно научить – важнее дать хоть немного любви, тепла, приложить все усилия, чтобы ребенок вырос в этом жестоком мире не озлобленным, а добрым. Мы не только открывает ему неограниченные возможности общения, он - своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих отношений.

Литература:

  1. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М. :Просвещение, 1981.
  2. Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания. – М.:МГОПУ, 2001.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в школ
Ржиханова Елена Анатольевна19.05.2014 12871 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Работаю учителем малокомплектной начальной школы и уже второй год занимаюсь индивидуально на дому с ребёнком - инвалидом. Не буду перечислять все его заболевания, так как сейчас это не важно. Хочу поблагодарить Вас за статью и за огромную работу, которую делаете. В нашей маленькой школе нет ни логопедов, ни психологов, ни дефектологов, поэтому мы, учителя малокомплектных школ, стараемся быть универсальными в своей педагогической деятельности. Обязательно воспользуюсь Вашими дидактическими играми и заданиями.
avatar