РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение театральных технологий для повышения мотивации детей с ОВЗ на уроках биологии.

Применение театральных технологий для повышения мотивации детей с ОВЗ на уроках биологии.

Новикова Е.Н.,
учитель биологии,
ГБОУ «Черногорская специальная (коррекционная) школа - интернат».


Школьный урок - это труд, требующий усилий, напряжения, самоограничения. Знания никогда не давались легко! Особенно детям с ОВЗ. Против этого трудно возразить. Применение игровых технологий, делают урок намного интереснее традиционного.

Учителю часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы. Поэтому игра является одним из методов пробуждения интереса к различным видам деятельности. « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».

Включение в урок познавательных предметных сказок, игр, позволяет завоевать внимание детей, включить механизмы запоминания и творческого воображения. Необычная система подачи нового материала, подчеркнёт степень его значимости, после чего ребята с большим удовольствием анализируют услышанный текст, воспроизводят ключевые слова темы, и даже требуют дальнейшего продолжения сказки в новых те¬мах последующих уроков.

Представьте! Унылые биологические понятия «Круговорот воды», охрана воздуха, полезные ископаемые, растения, животные,- вдруг преображаются и оживают. И их обратная трансформация в прежние образы наполнится иным, личностным отношением ребят. Вопрос: «Кто сегодня будет волшебной .. капелькой, цветком»,- зажигает в глазах детей интерес.

Различные формы игровых технологий можно использовать на разных этапах урока.

При изучении нового материала я использую мини- сказки, волшебные сюжеты, живые картинки. Например: «Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Но в этой сказке вы должны принять активное участие. Итак, в некотором царстве, в растительном государстве родилась маленькая пушистая ёлочка (или белочка)». При помощи этих персонажей ребята раскрывают тайну лесных жителей. Изучение материал о растительных сообществах происходит легче и с интересом.
При повторении и закреплении пройденного материала использую экологические сказки, мини- диалоги «давай знакомиться», «кто важнее» (важно научить сравнивать и обобщать понятия). Конечно, детям помогает план ответа. Диалог строиться вначале учитель-ученик, затем ученик-ученик. Так как тема нашей экспериментальной группы – «активизация диалогической речи», диалогам уделяется особое внимание.

Помогает мне на уроках баночный театр. При помощи картинок и пластиковых банок можно организовать любых персонажей, которые помогают на всех этапах урока. Дети играя, учатся анализировать, строить диалог, постигать тайны природы.

С детьми 9 классов играем в более серьёзные игры: урок-аукцион, урок-путешествие, урок-викторина, сюжетно-ролевые игры (пункт оказания первой помощи, станция переливания крови и др.). На таких уроках происходит обогащение знаний и личностного опыта обучающихся, формируются навыки общения и взаимодействия, которые так необходимы детям в дальнейшей взрослой жизни.

Пользуясь сказками на уроках, нужно помнить:

  • все хорошо в меру;
  • объем сказки должен быть небольшим;
  • сюжетная линия обязательно подчинена главной теме урока и работает на нее;
  • перед прочтением сказки - небольшой инструктаж учителя о том, что важно в тексте заметить и воспроизвести;
  • по завершении сказки - ряд ключевых вопросов, ненавязчиво подводящих ребят к решению конкретных программных задач и целей урока;
  • хорошая иллюстрация к сказке является дополнительным объектом, влияющим на зрительную память и конкретно-образное мышление ребят.

Увидев однажды, как загорелись глаза самых отъявленных двоечников и «великих» лентяев в классе при фразе: «А сегодня на уроке сказка!» - я не откажусь от этой формы работы с детьми никогда!

Литература:

  1. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М. :Просвещение, 1981.
  2. Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания. – М.:МГОПУ, 2001.
  3. Прокофьев С. М. Природа Хакасии. – Абакан, 1993.
Новикова Елена Николаевна17.05.2014 14200 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar