РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль подвижных игр в развитии интеллектуального здоровья учащихся начальных классов.

Роль подвижных игр в развитии интеллектуального здоровья учащихся начальных классов.

В современных условиях, когда мы требуем от наших детей прочных знаний и практических умений, перед педагогом стоит задача – организовать воспитательно-образовательный процесс так, чтобы успехи в учении не ухудшали состояние здоровья ученика.

Изучение литературы и практический опыт показал, что при поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, следовательно, ведущим к нарушению здоровья, является снижение двигательной активности почти наполовину. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

На основе вышесказанного была поставлена цель: организовать работу так, чтобы процесс обучения проходил интересно, в доступной форме и без перегрузок.
В связи с этим необходимо было сосредоточить внимание на двигательной активности, как источнике физического здоровья учащихся и общего благополучия.

Двигательная активность – один из биологических законов развития человека, который особенно активно действует в младшем школьном возрасте. Привести в действие этот закон мы можем через комплекс физкультминуток и дидактических приемов.

Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит, в основном, на уроках физкультуры.

В нашей школе активно используются следующие малые формы:

  • вводная гимнастика до учебных занятий;
  • физкультминутки и динамические паузы;
  • физические упражнения или подвижные игры на удлиненной перемене;

Этого недостаточно. В связи с этим хотелось бы сказать ещё об одной форме организации двигательной активности – это подвижная дидактическая игра. Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга – это положительно сказывается на усвоении учащимися знаний и представлений и создаёт предпосылки к успешному овладению элементами учебной деятельности в будущем.

Подвижная дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, тем самым стимулирует и познавательную деятельность. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Итак, познавательно-игровая деятельность на уроках:

  • обеспечивает доступность изучения программного материала;
  • активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника;
  • развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;
  • помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.

Анализ психолого-педагогической литературы по внедрению здоровье-сберегающих технологий в начальной школе (автор Ковалько) позволил систематизировать подвижные дидактические игры, применяемые на уроках в начальной школе.

Предлагаю вашему вниманию подвижные игры с дидактической направленностью, которые можно использовать в период обучения грамоте:

  • «Кто быстрее соберет вещи»
  • «Кто внимательный?»
  • «Найди картинке ее домик»
  • «Большая буква»

Использование игровой формы при работе с математическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положительных эмоций и радости движений постепенно осознают значимость логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

В первом классе с целью закрепления последовательности чисел провожу игры:

  • «Быстро занять места»
  • «Не скажу!»
  • «Передай кубик»
  • «Сколько нас без одного?»

С интересом первоклассники участвуют в игре «С листком календаря», которую применяю с целью закрепления отношений «раньше», «позже», «было», «стало».

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения, оживляет урок, способствует снятию напряжения. С целью формирования вычислительных навыков провожу игры:

  • «Телефон»
  • «Математический бег»
  • «Сосчитай-ка»
  • «Назови соседей»
  • «Круговой мяч»

Все эти игры направлены на практическое овладение математическими знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Двигательный аспект подвижной игры с дидактической направленностью стимулирует закрепление математического материала.

На уроках окружающего мира провожу игры – путешествия, игры – экскурсии, которые способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязь в природе. Примерами таких игр могут быть: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие на родину комнатных растений”, “Путешествие по нашему организму”, “Путешествие в лиственный и хвойный лес” и т.д.

Использование разнообразных подвижных игр с дидактической направленностью способствует развитию восприятия отдельных вещей, наблюдательности, формированию обобщений, совершенствованию координации движений, быстроты, силы, меткости, выносливости и других психофизических качеств.

К подбору игр необходимо учитывать следующие требования:

  • игра должна обогащать участников новыми представлениями и понятиями;
  • дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
  • степень сложности игровых действий должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

Экспериментальное исследование позволило выявить, что уровень умственной работоспособности стал выше: на уроках мы охватываем больший учебный материал, к концу учебного дня у ребят сохраняется активность и бодрое рабочее настроение, снизилась заболеваемость ОРЗ и гриппом. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий.

Личные наблюдения показывают, что любую двигательную деятельность школьник, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим удовольствием. Также любую познавательную деятельность школьник, одухотворенный радостью движения, познает более эффективно и без ущерба для своего здоровья.

Каркавина Ольга Николаевна27.05.2014 10700 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar