РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками

Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Понятие интеграция прочно занимает место в ряду других педагогических терминов. В педагогическом процессе под «интеграцией» понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целом ранее разрозненных частей, причем процесс может развиваться как уже в сложившейся системе, так и в новой.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.

Главная особенность проектного метода в том , что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.

Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.

Почему хочется обратить ваше внимание именно на проектную деятельность?

  • Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.
  • Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности.
  • В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.
  • В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения.

В своей работе я активно применяю метод проектов. Одним из главных проектов в моей деятельности это внедрение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение». Проект долгосрочный, рассчитан на 4 года обучения.

Так же за два года работы по ФГОС мы с учащимися участвовали в различных проектах: «Улицы моего города, названные в честь знаменитых людей», «Выращивание лука», «Моя любимая книга», «Библиотеки древности, «Праздничный стол», «Деревенский двор», «Аквариум», «Классная библиотека». Все эти проекты осуществлялись в урочное и внеурочное время.

Вашему вниманию я представляю учебный проект «Классная библиотека»

Тема проекта «Классная библиотека»

Цель проекта: приобщение детей к чтению.

Задачи проекта:

  • привлечь детей к регулярному посещению библиотеки;
  • повысить интерес к чтению художественной и нехудожественной литературы, расширить список прочитанного;
  • познакомить с историей создания письменности и книги;
  • воспитать бережное отношение и любовь к книге;

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный этап.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

  • Внеклассное занятие «Моя любимая книга» (презентация любимой книги)
  • Мониторинг техники чтения (для отображения личных достижений учащихся)
  • Знакомство с работой районной библиотеки

2. Погружение в проект.

На этапе погружения в проект были объявлены тема и цель проекта. Постановка проблемного вопроса и определения путей его решения. Обсуждение примерных подтем информационного и практического блоков проекта.

3. Ход проекта.

Работа над проектом была разделена на два блока:

  • информационный
  • практический

Цель информационного блока разносторонне познакомить детей с книгой. Для этого дети создали свой проект по предложенным темам, затем мы посетили школьную и районную библиотеки с целью знакомства и популяризации.

Цель практического блока создание и организация классной библиотеки. Что для этого сделали? Для создания фонда классной библиотеки дети принесли книги из дома, часть книг я добавила сама. В школьной библиотеке классу подарили формуляры и каждый ребенок заполнил его для себя. Все книги были пронумерованы и занесены в специальный журнал. 

Библиотекарей выбрали путем открытого голосования по критериям ответственности и высокого читательского уровня.

Проект был начат во втором полугодии 2012-2013 учебного года и был рассчитан до конца учебного года.

Подводя итоги данной работы, были сделаны следующие выводы:

  1. Проектная технология позволила осуществить личностно-ориентированный подход. Ребята получили навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения.
  2. Создание игровой среды и отведение учителю функции сопровождения детей в их самостоятельном поиске знаний и работе существенно повысило мотивацию детей, т.е. готовность к деятельности.
  3. Предоставление ребенку права выбора, не ограничивая при этом его свободы, способствовало формированию внутреннего интереса в процессе выполнения.
  4. Было достигнуто обеспечение условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;
  5. Мониторинг техники чтения направил ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
  6. У каждого участника произошел индивидуальный прогресс в навыке чтения
  7. 90% детей записались в школьную или районную библиотеку и продолжили заполнять свои читательские билеты.

Вторичный мониторинг техники чтения показал, что возросло количество детей читающих выше нормы, а так же полное отсутствие детей с показателями ниже нормы. По результатам подсчета количества прочитанных книг был выявлен самый читающий ученик в классе, который был награжден почетной грамотой. Так же немаловажную роль для достижения цели проекта стала самооценка работы и результат каждого ученика.

Реализуя проект, младшие школьники смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, доказывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.

Опыт показал, что работа над проектом дает возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, способствует развитию творчества, художественных задатков, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение.

В процессе участия в данном проекте у детей повысился уровень и интерес к чтению, что благоприятно повлияло на итоговые отметки по предмету литературное чтение. Так при успеваемости 100% качество составило 88%.
Таким образом, связав с помощью метода проектов урочную и внеурочную деятельность детей, можно на практике реализовать идею интеграции процессов обучения, воспитания и развития и обеспечить в общеобразовательном учреждении единое образовательное пространство.

Минниханова Евгения Александровна30.06.2014 18990 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar