РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация промежуточного мониторинга в соответствии с ФГОС

Организация промежуточного мониторинга в соответствии с ФГОС

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад №42

Организация промежуточного мониторинга в соответствии с ФГОС


Подготовила:
зам. дир. по УВР
Кораблева Н.В
.

В настоящее время повышение качества образования является важной задачей, стоящей перед каждым образовательным учреждением. Качество образования можно рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

Одним из принципов управления качеством является, принцип принятия решений, основанных на фактах и данных мониторинга (целевые ориентиры). Диагностика в ОУ присутствовала всегда, но она не давала целостной реальной картины положения дел – исследовались отдельные области, не проводилась аналитическая работа: «Почему именно такой результат?», «От чего это зависит?», не выявлялись взаимосвязи различных видов деятельности.

Поэтому, возникла необходимость создания такой системы мониторинга, которая позволила бы не только отслеживать происходящие события, но и сориентировать ребенка к обучению в школе..

Ряд ученых (О. М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.Н. Казакова и др.) отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника на основе информации, которая стекается от всех специалистов ОУ в индивидуальную карту (дорожная карта) развития ребенка. Данная информация анализируется педагогами, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные корректирующие действия.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы и свой практический опыт, мы создали систему мониторинга на дошкольной ступени в образовательном учреждении. Приступая к работе, мы разработали Положение о мониторинге качества предоставляемых в ОУ услуг, где определили цели и задачи мониторинга. Направления мониторинга выделились в соответствии с целью и задачами ОУ, определили те методы, которые будем использовать в работе.

Мониторинг включает в себя два направления: мониторинг образовательной деятельности осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы (мониторинг организованной деятельности с дошкольниками: НОД, прогулки) и мониторинг детского развития, который осуществляется на основе оценки развития интегративных, личностных качеств ребенка. Мониторинг за образовательной деятельностью и детским развитием осуществляется в течение времени пребывания ребенка в учреждении, определённым Уставом учреждения, осуществляется через педагогические наблюдения, беседы, дидактические игры, с помощью несложных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку), тестирование организуемые воспитателями во всех возрастных группах от 3 до 7 лет - 2 раза в год (сентябрь, апрель).

Методологическая основа мониторинга образовательной деятельности и детского развития в учреждении проходит в соответствии с основной образовательной программой, которая отвечает программным требованиям следующих программ реализуемых в ОУ – «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, «Школа 2100», «Детский сад 2100» под руководством А.А. Леонтьева.

При составлении мониторинга мы опирались на ряд следующих документов:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10.2010 № 03-248);
  • основная образовательная программа МБОУ НШ-ДС № 42 и др.

Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы является составной частью образовательной программы.

Мониторинг усвоения детьми программных требований оценивается по трехуровневой системе: навыки сформированы (В)-3б., находятся в стадии формирования (С)-2б. и навыки не сформированы (Н)-1б. Результаты мониторинга предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами учреждения заместителю директора по учебно-воспитательной работе. В результате сравнительного анализа усвоения детьми программных требований определяются перспективы деятельности учреждения. Педагог-психолог оценивает уровень развития детей по балльной системе в соответствие с критериальными диагностическими методиками. Контроль за проведением мониторинга образовательной деятельности и детского развития осуществляется директором и заместителями директора по учебно-воспитательной работе.

Разрабатывая наш инструментарий, мы постарались выдержать требования ФГОС к единому инструментарию психолого-педагогического промежуточного мониторинга: комплексный подход, простота и доступность инструментария для понимания, проведения и обработки полученных данных, как педагогом-психологом, так и другими специалистами, диагностические задания в наших сборниках достаточно четкие, показательные и сопоставимые, позволяющие точно определять уровень проявления искомого качества, сравнивать индивидуальные результаты отдельных детей, группы детей одной возрастной категории.

Литература:

  1. Детская практическая психология: Учебник/под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. -М. : Гардарики, 2000.-С. 64.
  2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С.
  4. Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2–3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект).
  5. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие:в3ч. Ч1. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании - СПб. :Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена-2008.-С. 54.
  6. Педагогическая и психологическая диагностика детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. /Авт. -сост. Даниленко Н. Г., Баринкова Ю. С. -Иркутск: ИПКРО, 2010.-С. 105.
Кораблёва Наталья Владимровна11.07.2014 99051 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Очень полезная своевременная статья. Подскажите пожалуйста как отобразить мониторинг в планировании по ФГОС. По ФГТ отводилось время в комплексно-тематическом планировании.С уважением,Оксана.
avatar