РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в рамках курса Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками».

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника  в рамках курса  Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками».

С.П. Ерофеева, учитель начальных классов МБОУ Белоярская СОШ, Алтайский район.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в рамках курса Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками».

«Воспитание в труде – это, прежде всего воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому и прекрасному, развитие склонностей, укрепление коллективизма; подготовка к выбору профессии, воспитание характера, нравственности, убеждении – все педагогические цели, сколько их есть, сливаются в один узел, который называют труд».
В. А. Сухомлинский

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [2, с. 12]. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

«При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» [1, с. 5]. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обеспечения такого единения в Федеральный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность». Внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы.

Начальная школа - период, наиболее благоприятный для духовно-нравственного становления личности.

Курс Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками», реализуемый мною в рамках внеурочной деятельности, основное внимание уделяет духовно - нравственному воспитанию младшего школьника.

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
  • творческого отношения к учению, труду, жизни; формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.); • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы синструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа даёт возможность ребёнку представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

В программе «Художественное творчество» предусмотрено большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребёнка. Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники).

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Задача каждого занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приёмов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Основными формами подведения итогов реализации курса «Художественное творчество: станем волшебниками» является: составление альбома лучших работ; проведение выставок работ учащихся, участие в районной выставке детского прикладного и технического творчества.

Труд является действенным средством нравственного воспитания. Как говорит народная мудрость, у человека портятся голова и сердце, если он не знает, чем занять руки. «Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [3].

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса, что помогает - вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – С.5.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Под. ред: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. – С. 12.
  3. Макаренко А. С. «О воспитании» /Сост. и авт. вступит. статьи В. С. Хелемендик – М: Политиздат, 1990.
Ерофеева Светлана Петровна11.07.2014 15320 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar