РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обобщение педагогического опыта "Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках"

Обобщение педагогического опыта "Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках"

Задача учителя не в том, чтобы дать
ученикам максимум знаний, а в том, чтобы
привить им интерес к самостоятельному
поиску знаний, научить добывать знания и
пользоваться ими.
Константин Кушнер

В настоящее время российское образование перешло на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Введение ФГОС требует отказа от пассивного метода преподавания, во время которого учитель являлся основным, а иногда и единственным носителем информации. Структура урока сегодня должна обеспечить возможность для решения творческих задач,
развития у учащихся способности к самореализации путем сочетания различных современных педагогических технологий, то есть для творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов.

Но особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы

её применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет - источников, СМИ, электронных игр, рекламы. Задача учителя - « научить учиться», создать условия, в которых ученик не утонет в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решит свои практические задачи, научится рационально обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию. Информационная компетентность, наряду с коммуникативной - неотъемлемые составляющие модели современного школьника.

Для совершенствования образовательного процесса, создания единой образовательной среды, повышения качества образования необходимы:

  • интеграция различных предметных областей;
  • модернизация традиционной системы предметного обучения;
  • накопление образовательных ресурсов;
  • освоение учителем современных информационных технологий;
  • организация личностно-ориентированного обучения;
  • творческий взаимообмен между учителем и учеником.

Так как мы живём в информационном обществе, современный урок невозможно представить без ИКТ. Наличие технических средств ещё не обеспечивает ни высокий информационный уровень урока, ни коммуникацию между его участниками. 

Учитель, планируя свой урок, отбирая информацию, определяет формы и методы. Комбинированный урок, который по-прежнему является распространенной формой сегодня в школе, стал почти невозможен без применения ИКТ на каждом этапе урока.

Применение ИКТ на уроках физики помогает мне

  • формировать опыт творческой деятельности учащихся;
  • иллюстрировать целостность естественнонаучной картины мира;
  • организовывать интерактивные практикумы (работать с материалами Интернет, обучающими программами);
  • создавать презентации, разрабатывать дидактические материалы;
  • строить схемы и опорные конспекты к урокам;
  • проводить внеклассную работу по предмету;
  • вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность;
  • моделировать физические явления и процессы;
  • осуществлять диагностику и контроль качества знаний;

Нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, «особо организованное», требуют напряжения эмоциональных и умственных сил, но служат выходу творческой энергии учителя и ученика, обеспечивая высокую активность учащихся.

Конечно, технические средства многократно облегчают проведение урока с использованием ИКТ, предоставляя информацию в рамках мультимедиа - презентаций, способствуют формированию информационной компетентности учащихся. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ позволяет закрепить ключевые понятия, воспитывать культуру речи, обеспечить условия для проявления творческих способностей. 

Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

В связи с этим обучение физике должно быть направлено не только на формирование системы физических знаний как компонента естественнонаучной картины мира, но и на развитие учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, только тогда можно говорить о достижении целей общего образования. Физику ученики всегда считают трудным предметом, поэтому, необходимо мотивировать желание к изучению этой учебной дисциплины.

Следовательно, в условиях перехода на новые образовательные стандарты в основной, а затем и в средней школе, возникла необходимость чётко представить, что и как мы хотим дать учащимся на том или ином уроке. Другими словами, спроектировать урок таким образом, чтобы он отвечал всем требованиям ФГОС. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, указанием средств её достижения и прогнозируемым результатом.

В нашей школе кабинет физики оснащён компьютером, звуковыми колонками, локальной сетью с выходом в Интернет. Такое оборудование даёт возможность не только проводить уроки на современном уровне, но и проводить исследовательскую работу.

Теоретический анализ методической литературы показывает, что проблема использования компьютерных технологий в учебном процессе рассматривается достаточно широко. Но как сохранить устойчивый интерес учащихся к научному обоснованию естественных процессов окружающей действительности? Помощь здесь оказывает и метод проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс познания. Он более эффективно обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении.

Моделируя такие уроки, я организую взаимодействие с детьми в следующих направлениях:

  • выяснение личного опыта об интересующем явлении с целью формулирования главного вопроса;
  • обсуждение возможных источников научного обоснования конкретного явления (информации по данной теме);
  • координация работы учащихся;
  • представление результатов работы;
  • соотнесение первичного представления о явлении с приобретёнными научными знаниями.

Рабочие программы по физике 7-11 классы, кроме традиционных разделов (содержание темы, средства обучения, дозирование домашнего задания), включают ряд уроков, предполагающих применение различных компьютерных программ, анимаций, видеоопытов. В моём кабинете физики имеется медиатека ковсем разделам физики, электронные учебники, тестовые задания, подготовка к ЕГЭ, «1С репетитор», «виртуальная лаборатория», коллекция видеоопытов.

Использование компьютерных дисков, а также ресурсов сети Интернет на уроке физики позволяет учащимся увидеть те демонстрационные опыты, которые невозможно показать учащимся на уроке, а также даёт возможность узнать новую информацию, проверить свои знания и умения в составлении формул и решении задач.

Кроме того, как показывает практика, развивают интерес к изучению физики уроки-презентации. Мною разработаны презентации к различным темам уроков: «Внутреннее строение тел», «Атмосферное давление», «Архимедова сила», «Конденсаторы», «Солнечная система» и мн.др. Они позволяют интересно начать урок, например, выплывающим эпиграфом, а затем продолжить изучение материала эффектно проиллюстрированным законом или видеофрагментом с практическим использованием знаний.

Для повышения интереса и мотивации в процессе урока знакомлю ребят с современными достижениями науки, фотопортретами ученых-физиков, даю их краткие биографии в виде презентаций или Web-страниц, исторические сведения, взятые из электронных энциклопедий, приметы и пословицы, загадки и ребусы с физическим содержанием, литературные произведения, где упоминаются те или иные физические явления.

Особое значение при изучении физики имеет эксперимент. Здесь качество большинства уроков физики во многом зависит от того, насколько удачно он подобран, подготовлен и проведен. Но многие опыты в условиях школьного кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это опыты с участием веществ, опасных для здоровья, быстро протекающие процессы, опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.

Использование видеодемонстраций показывает, что они являются хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. Это дает целый ряд преимуществ. Во-первых, мелкие детали приборов очень хорошо видны на большом экране. Во-вторых, на видеозаписи можно манипулировать временем, т.е. растянуть быстротекущий процесс или сократить растянутые во времени процессы (диффузия, движение молекул, нагревание или кристаллизация тел, скорость звука и многое другое).

Применение видеофрагмента в вводной части урока (или вводном уроке к определённой теме) сокращает время на усвоение материала темы, а за счёт этого стараюсь углубить, расширить и лучше закрепить знания учащихся. Видеодемонстрация является не заменой живого эксперимента, а составной частью средств наглядности и дополнением к системе учебного эксперимента. Для проверки домашнего задания практикую показ видеоопытов, требующих объяснения учащимися на основе имеющихся знаний.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. Но использую ПК лишь в тех случаях, когда он является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки. Поэтому практические работы проводятся в классах соответственно программе в полном объёме.

Усилению межпредметных связей, расширению учащимися сферы получаемой информации способствуеттесная связь с природоведением, географией, биологией и химией («Строение атома», «Атмосферное давление», «Три состояния вещества» и др.), математикой, а также с историей, литературой и русским языком. Дети очень любят опыты физического-химического содержания: «Несгораемый платок», «Самовозгорание свечи», «Фараоновы змеи» и другие.Это особенно актуально для наших малокомплектных сельских школ с малой наполняемостью.

Для учащихся средней ступени обучения применяю элементы игры, рассчитанные на смекалку, развивающие активность, вызывающие интерес. В классах старшей ступени игровых моментов уже меньше.

Проверочные и домашние работы, экспериментальные задания стараюсь давать разного уровня сложности. Часто учащимся предоставляется право выбора выполнения упражнения в соответствии со своими знаниями и способностями, что позволяет им реально оценивать свои возможности. Учитывая индивидуальные способности детей, привлекаю их к подготовке дополнительных сообщений. Обычные задачи чередую с заданиями, включающими в себя конкретные факты или события из реальной жизни.

Для диагностики уровня знаний применяю тестовую технологию, которая позволяет формировать у учащихся специфические навыки тестирования, что актуально в связи с введением ГИА и ЕГЭ. В тесты включаются дифференцированные задания, которые позволяют выявить навыки практического использования физических знаний, владения основными понятиями школьного курса физики. При подготовке к ЕГЭ дети выполняют тестовые задания в режиме онлайн с помощью электронного дневника, открытого банка заданий ФИПИ и других Интернет-ресурсов.

Демократический стиль преподавания при организации деятельности на уроках, проявление положительных эмоций обеспечивает мне создание ситуации успеха для каждого ученика. Важную роль в создании «ситуации успеха» играет помимо традиционной оценки словесное поощрение. 

Я довожу до сведения родителей информацию об успехах детей, используя школьную образовательную сеть Дневник.ру.

Это стимулирует детей, настраивает на позитивное отношение к предмету. В результате использования ИКТ у обучающихся повысился интерес к физике, как к экспериментальной науке.

Качество обученности по физике:

2010-2011 уч.г. 2011-2012 уч.г. 2012-2013уч.г. 2013-2014уч.г.
62% 65% 69% 69%


Мой опыт показал, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. Но их применение должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Без использования ИКТ сейчас трудно представить образовательный процесс. Презентации и электронные пособия, яркие и познавательные, являются прекрасным дополнением к уроку в умелых руках профессионала-учителя.

Литература:

  1. Ильясова Т ’’Компьютерная поддержка уроков физики’’ 2008г..
  2. Гомулина Н.Н. «Открытая физика 2.0.» и «Открытая астрономия» – новый шаг. Компьютер в школе: №3/ 2000. – С. 8 – 11.
  3. Гомулина Н.Н. Обучающие интерактивные компьютерные курсы и имитационные программы по физике //Физика в школе. М.: № 8 / 2000. – С. 69 – 74.
  4. Гомулина Н.Н «Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании. Дис. Иссл. 2002г.
  5. Повзнер А.А., Сидоренко Ф.А. Графическая поддержка лекций по физике. // XIII Международная конференция «Информационные технологии в образовании, ИТО-2003» // Сборник трудов, часть IV, – Москва – Просвещение – 2003 г. – с. 72-73.
  6. Стародубцев В.А., Чернов И.П. Разработка и практическое использование мультимедийных средств на лекциях//Физическое образование в вузах – 2002. – Том 8.– № 1. с. 86-91.
  7. http//www.polymedia.ru.
  8. Оспенникова Е.В., Худякова А.В. Работа с компьютерными моделями на занятиях школьного физического практикума // Современный физический практикум: Тезисы докл. 8-й конференции стран Содружества. – М.: 2004. — с.246-247.
  9. Гомуллина Н.Н. Обзор новых мультимедийных учебных изданий по физике, Вопросы Интеренет образования, №20, 2004.
  10. Физикус, Неureka-Klett Softwareverlag GmbH- Медиахауз, 2003
  11. Физика. Основная школа 7-9 классы: часть I, YDP Interactive Publishing – Просвещение – МЕДИА, 2011
  12. Физика 7-11, Физикон, 2003
Шаповаленко Наталья Николаевна17.07.2014 17850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar