РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ценности патриотизма в соответствии с требованиями ФГОС.

Формирование ценности патриотизма в соответствии с требованиями ФГОС.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Исходя из этого, в Федеральном государственном образовательном стандарте НОО одним из направлений воспитания младших школьников названо формирование ценности патриотизма как одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО, перед преподавательским составом МБОУ «СОШ № 72» возникла необходимость внесения изменений в образовательный процесс и во внеурочную деятельность ОУ, необходимость поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию гражданско-патриотических качеств личности.

Изначально мы определили содержание понятия патриотизм, которое, по данным ученых, методистов ( Лихачева Б.Т., Сластенина В.А., Мерзляковой Г.В., Даньшиной С.А.) включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе охватывает всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность обучающихся.

При реализации содержания и направлений патриотического воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной деятельности мы формируем у обучающихся активную жизненную позицию, учим приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развиваем умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитываем уважение к народным традициям и культуре, уважительное и толерантное отношение к культуре и традициям других народов.

В рамках патриотического воспитания я, как классный руководитель 2 А класса МБОУ «СОШ № 72» считаю важным и результативным при организации внеурочной деятельности проведение следующих мероприятий:
знакомство с символикой города, района, края, РФ; цикл нравственных классных часов, бесед, диспутов, викторин, деловых игр, создание и защита медиапрезентаций ( в рамках проектной деятельности и исследовательской деятельности в группе продленного дня), инсценировки, декламации произведений авторов УР; встреча с писателями УР. Изучение фольклора, как средства духовной культуры.

Интеллектуальные конкурсы для 1-4 классов, которые я проводила в актовом зале ( например, в игре «Мозговой штурм» по русскому языку были задания, в которых активно использовались пословицы, поговорки, загадки о русском народе), конкурс «Умные шарады», «Шоколадная наука», интеллектуальная игра «Форт Боярд»; конкурсы рисунков и плакатов, которые используются в оформлении стендов на темы «День Победы», «День Конституции», «Край мой родниковый», «Знаменательные даты» и т.д.; спортивно-интеллектуальный конкурс «Юные принцессы» и к Дню Защитника Отечества спортивно-интеллектуальный конкурс «Мировой парень».

Каждое из данных мероприятий проходит для всей начальной школы и состоит из двух этапов. Первый – спортивный, второй – интеллектуальный; смотр «Песни и строя»; осенний кросс; спортивно-творческий конкурс «Здоровье-жемчужина человека»; трудовые десанты;

Я, как классный руководитель и обучающиеся класса , всегда принимаем активное участие в коллективных общественно-значимых делах, а именно: помощь больным детям ( участие в акции «Вместе теплее», за что были награждены Благодарственным письмом от Администрации г. Ижевска), сбор макулатуры ( систематическое участие в акциях «Чистый город», «Помоги дереву» ), сбор металлолома (участие в летнем фестивале города «Парковая скульптура» . По итогам фестиваля вышла статья в газете «Известия в УР» от 11.06.2014. В ней помещена фотография класса и интервью ребят, в котором они говорили, что участие приняли для того, чтобы город стал чище, а благодаря скульптурам из металла – красивее и уютнее), акция «Помоги пернатым» (изготовление кормушек), акция «Поздравь ветерана» ( изготовление сувениров и выступление на концерте);

В 2012/2013 учебном году мы участвовали в районном фотоконкурсе «Знакомьтесь, Индустриальный район», посвященном 50-летию Индустриального района, где заняли II место и в районном творческом конкурсе-выставке, посвященном 50-летию Индустриального района ( заняли III место).

В республиканском конкурсе «Любимое блюдо моей семьи» по программе «Разговор о правильном питании» также приняли участие с блюдом – удмуртские пельмени;

К мероприятиям, спортивно-интеллектуальным и спортивно-творческим праздникам, конкурсам, которые проводятся внутри школы, специально мной разработаны сценарии, положения. Особое внимание мною уделено конкурсу чтецов.
Проводить его для учителя всегда сложно, поэтому привожу свой пример проведения конкурса «Люблю Россию я…» в нашей школе.

Цели и задачи конкурса: способствовать патриотическому, гражданственному и толерантному воспитанию школьников средствами декламации любимых образцов художественной литературы, посвящённых теме Родины; содействовать читательскому становлению школьников, развитию их творческих способностей и литературного вкуса; повысить внимание школьников к художественной литературе как к неиссякаемому духовно-нравственному источнику; способствовать выявлению одарённых детей; развивать у детей ораторское и актёрское мастерство.

В нашем конкурсе принимали участие обучающиеся 1-4 классов . Осуществляли подготовку конкурсантов родители, классные руководители.

К участникам конкурса чтецов предъявлялись следующие требования: должна быть подготовлена декламация в монологической форме произведений русской литературы и народов России разных столетий – проза, поэзия, драма. Выбор произведения определялся гражданским пафосом произведений, переживанием за судьбу народов России как многонационального государства.

Мы совместно с заместителем директора по УВР Кривоноговой Т.А. и заместителем директора по УВР Ухарской Г.Г. разработали следующие критерии оценки декламации: техника чтения (чёткость и правильность произношения, темп чтения, выбор нужной тональности); искусство чтения (выбор логического ударения, соблюдение авторской строки, интонирование, темп, тембр, паузы, умение голосом передать чувства и переживания персонажей, пафос произведения); артистизм (умение создать образ мимикой, голосом, жестами); соответствие выбранного произведения тематике конкурса; понимание и знание участником исполняемого текста; внешний вид и общая культура; способность донести до слушателя собственное понимание текста.

Состав жюри определялся заместителями директора по УВР. Победители конкурса награждались грамотами. В результате проводимой нами работы, учащиеся нашей школы занимают призовые места в школьных, районных конкурсах чтецов, принимают участие в республиканских конкурсах. Следует отметить декламации Палабугина Даниила ( 2 А класс, классный руководитель Шатунова Н.Е.), Ценева Дарья ( 2 А класса, классный руководитель), Скворцова Владимира ( 3 А класс, классный руководитель Потемкина Л.Л.), Шибанова Ярослава ( ученик 4 А класса, классный руководитель Турова Г.А.), Гусева Михаила ( ученика 4 А класса, классный руководитель Турова Г.А.)

Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании». – URL: http://consultant.ru.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – URL: http://standart.edu.ru.
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.М.: Владос, 2010.
  4. Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А. Формирование гражданственности и патриотизма (из опыта работы в Удмуртской Республике). Ижевск, 2009.
  5. Педагогика. /Под ред. В.А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2002.
  6. Педагогика. /Под. ред В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 1998.
Шатунова Надежда Евгеньевна21.07.2014 21770 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar