РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация уроков повторения по курсу физической географии России в 8-м классе

Организация уроков повторения по курсу физической географии России в 8-м классе

Морозова Галина Александровна,
МБОУ Крюковская СОШ Чеховского муниципального района
Московской области

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
Г. Ладонщиков


Уроки повторения – важнейший элемент закрепления, повторения и обобщения знаний по любому курсу и любому предмету. Особенно значимо это тогда, когда знания касаются вопросов, о стране, в которой мы живем, ее географии, истории, культуры.

В географии 8-го класса повторение может быть организовано различным образом: как отдельные структурные моменты урока, как уроки повторения по определенным разделам и темам, как комплексные уроки повторения, сочетающие различные формы повторения (термины, карта, практические навыки…), зачеты, тестирование, викторины. Для проведения повторения требуется специальная предварительная подготовка – анонсирование уроков, когда будет проведено повторение, определение содержания повторения, знакомство учащихся с вопросами, по которым будет проводиться повторение, индивидуальные и дифференцированные задания, критерии оценок за работу при повторении материала.

Приведем несколько наиболее эффективных форм и методов при организации уроков повторения в курсе географии России 8-го класса.

  1. Повторение терминов (список терминов доведен до учащихся предварительно, ими получено домашнее задание) - устная работа с определением значения терминов, работа на соотнесение названия термина и его расшифровки (на доске, на интерактивной доске, на карточках и т.д.), работа со словарем терминов в учебнике, соревнование по группам по наиболее быстрому определению предложенных терминов.
  2. Тематическое повторение знаний при устной фронтальной работе. Темы «Географическое положение России», «Исследование территории России», «Геологическое строение и рельеф», «Климат России», «Моря и внутренние воды России», «Почвы», «Природные зоны». Тематическое повторение может быть организовано по вопросам к каждой теме в учебнике, по вопросам для самоконтроля в учебнике, по вопросам и практическим заданиям в типовых рабочих тетрадях на печатной основе.
  3. Повторение алгоритмов и планов описания географических объектов: географического положения, форм рельефа, климата, реки, природной зоны, крупного природного района. Повторение может проводиться по специальному приложению в учебнике, так и при проверке планов наизусть.
  4. Повторение главных особенностей крупных природных районов России может быть организовано в форме общественного смотра знаний, соревнования между группами в классе со своим вариантом природного района, в форме заполнения комплексной таблицы, в форме сравнительных характеристик.
  5. Повторение географической номенклатуры. Кроме традиционных домашних заданий по подготовке к зачету по карте, эффективным бывает набор практических заданий по карте, игровые формы повторения и проверки, викторины, конкурсы, работа с контурной картой.
  6. Комплексное повторение может быть организовано в рамках одного урока по плану: теоретические вопросы, игровые элементы по карте, повторение терминов в виде карточек, повторение особенностей какого-то определенного компонента или темы, работа с контурной картой, составление комплексной таблицы, соревнование между группами, выводы.

При организации уроков повторения можно и нужно активно использовать интерактивную доску или просто компьютер и проектор. Приведем несколько фрагментов заданий, которые нравятся детям, в тоже время географически целенаправленны.

Географическая викторина:

  1. ЧТО НЕ находится в России?(Чикаго, Кавказ, Аппалачи ...)
  2. Что лишнее и почему? (щит, складчатость, жерло, платформа)
  3. Какое географическое значение имеют объекты? (Онежское, Кавказ, Канин ...)

Интересным элементом повторения могут стать географические загадки.

Например:

  • Какой город России самый сердитый?
  • Какой город может летать?
  • Какой город состоит из одного мужского имени и ста женских?
  • К названию какой реки нужно прибавить гласную букву вначале, чтобы получилась птица?
  • С птицы начинается, зверьком кончается. Как город называется?
  • В какой сибирской реке можно варить варенье?
  • Какой полуостров жалуется на свою территорию? И т.д.

Хорошо, если повторение будет кроме географии учитывать еще и высказывания о нашей стране писателей и знаменитых личностей, стихи поэтов. Например, можно приводить четверостишия, показывать портрет поэта и задавать вопрос – кто является автором.

И сладко песнь в честь родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!» И.Никитин

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что не знаю сам? —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям... М. Лермонтов

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за косогором
На лугах веселый пляс. С.Есенин

Многое в уроках повторения зависит от мотивации учащихся к повторению, от показа необходимости прочных и глубоких знаний о своей стране. Ну и конечно, еще больше зависит это от педагогического мастерства учителя, который может сделать каждый урок интересным, ярким, содержательным, полезным. Безусловно, задачи уроков повторения кроются не в том, чтобы устроить из них парад методов или развлечь уставших ребят к концу учебного года. Эти задачи имеют четкое направление на закрепление, повторение, актуализацию для дальнейших курсов знаний и навыков, на развитие общей географической грамотности школьников. Поэтому организация уроков повторения – ответственное и серьезное дело в работе педагога.

Морозова Галина Александровна17.09.2014 11350 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar