РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность младших школьников

Исследовательская деятельность младших школьников

Л.А.Мишенцева ,
учитель начальных классов,
ГБОУ Гимназия №261

Исследовательская деятельность младших школьников.

Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практически-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль при таком подходе играют проектно-исследовательские технологии.

Начальная школа – важная ступень не только базового образования, но и является основой для формирования азов исследовательской деятельности. Любой ребенок вовлечен в исследовательскую деятельность практически постоянно. Это нормальное, естественное состояние младшего школьника: разобрать игрушку, наблюдать за рыбками, за тем как летят снежинки. А чего стоят бесконечные почему и зачем? наша с вами задача – помочь ребенку не потерять интерес к окружающему миру, развивать любознательность , сделать исследования полезными и безопасными.

На пути решения данной задачи может возникнуть ряд сложностей.

Первая сложность – понять различие между проектом, исследованием и рефератом.

Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенного результата, создание уникального продукта ( это может быть газета, книга, викторина, сценарий и т.д). Проект всегда делается по плану и конечный результат известен.

Пример: выпуск книги «Лесная газета. Продолжение»

Исследование – творческая работа, направленная на поиск истины, она не предполагает создание какого-либо продукта, конечный результат не известен заранее.

Пример: « Исследование происхождение русских фамилий», «Определение витамина С в овощах и фруктах»

Реферат – творческая работа, написанная на основе нескольких источников, результат заранее известен.

Пример: «Развитие письменности: от папируса до компьютера»

Экспериментальные работы – работы, суть которых воспроизведение известного, описанного в литературе опыта.

Пример: «Выращивание кристаллов в домашних условиях»

Остановимся на исследовательских работах.

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями под руководством учителя, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность школьников не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе.

Что надо сделать, чтобы дети не теряли дара исследователя и творца? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И, главное, как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования подрастающего поколения, приводящая к обретению самостоятельного мышления? Один из путей решения этих проблем я вижу в организации исследовательской деятельности.

Сразу хочу уточнить, что в начальной школе речь может идти только об учебно-исследовательских работах (а не о научных). Малый жизненный опыт, небольшие знания в области естественных наук не позволяют выполнять детям 1-4 классов полноценные исследования.

Рассмотрим структуру исследования.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  1. Найти проблему – что надо изучать.
  2. Тема – как это назвать.
  3. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  4. Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  5. Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  6. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  7. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  8. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  9. Методика исследования – как и что исследовать.
  10. Результаты исследования – собственные данные.
  11. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  12. Значимость – как влияют результаты на практику.
  13. Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную [1. c. 49]. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана [2. c. 79]. Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Гипотеза в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

И завершается работа выводами. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
Пример исследовательской работы ученицы 2-а класса Гимназии №261 Барановой Ксении ( « место в городской НПК «Знайка»)

Тема: «Содержание витамина С в овощах и фруктах»

Цель: «Проверить в каких овощах и фруктах находится наибольшее количество витамина С»

Гипотеза: «Предположим, что общее мнение о самых богатых витамином С овощах и фруктах ошибочно»

Задачи:

  • познакомиться с научными данными о пользе витамина С и его содержании в исследуемых овощах и фруктах;
  • выяснить мнение окружающих о проблеме (опрос одноклассников);
  • ознакомиться с научным способом обнаружения витамина С в овощах и фруктах;
  • проверить опытным путем содержание витамина С в исследуемых фруктах и овощах.

Методы:

  • обзор литературы;
  • социологический опрос;
  • эксперимент.

Как видно полностью провести самостоятельно исследование детям начальных классов невозможно. Очень велика роль учителя и родителей. Для того, чтобы дети могли участвовать в исследовательской деятельности их необходимо обучать. Поэтому начиная с первого класса, мы проводим мини- исследования, сначала коллективные, затем в небольших группах и уже потом они выполняют индивидуальные исследования.

Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.

Список литературы:

  1. Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
  2. Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003
Мишенцева Людмила Анатольевна08.08.2014 34200 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar