РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Оценивание и регистрация достижений учащихся.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся.

Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. В настоящее время во многих школах сохраняется система оценивания из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»). И сама оценка, выставленная в дневник, имеет огромное значение в последующей учебной деятельности учащихся. Каждый родитель по – разному реагирует на оценку: на положительную – похвалой, поощрением; на отрицательную – неодобрением и т. д. Но еще я поняла, что если по-старому оценивать учеников, прогресса в обучении не получается. Поэтому, учитывая эти особенности, я начала использовать разнообразные методы оценивания. Но каждый раз я ловила себя на мысли «А не будет ли это простым зарабатыванием оценок, с целью получения от родителей материальных благ?». В дальнейшем на уроках я использовала разные методы, что было всегда необычно и интересно.

«Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной и в устной форме» [1]. Оценивание делится на формативное и суммативное [1]. «Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок… это суммативное оценивание, а оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения … - это формативное оценивание» [1].

Во время курсов по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан я, работая в группе, получила практические навыки самооценивания. Это очень повлияло на мою педагогическую деятельность.

Поэтому, после окончания курсов я начала экспериментировать, применяя идеи модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». В дальнейшем я поняла, что выбрала правильный путь решения некоторых проблем по улучшению качества знаний в своем классе. Сначала мы разработали критерии оценивания, написали на большой лист и повесили на стене. И при каждом комментировании оценок мы обращали внимание на этот плакат. Постепенно у меня, как учителя отпала необходимость все время объяснять, почему выставлена та или иная оценка. Дети научились самооценивать свои работы по установленным ими самими критериям и престали «дуться», «обижаться» на непонравившуюся оценку. В следующий раз мы разработали листы оценивания, причем по каждому предмету были разные критерии. Например, при оценивании письменных работ большое внимание уделялось на грамматические ошибки и каллиграфию. А на уроках рисования другие: положение на листе, использование 2 и более цветов, равновесие в рисунке и т.д.

«Оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом» потому что один внимательно наблюдает за тем, что делает и говорит другой. А если это самоценивание, то размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении [1]. Но чтобы объективно проводить оценивание, я на каждом уроке провожу небольшое исследование: усвоена ли тема урока. По результатам своих наблюдений я делаю свои выводы для дальнейшего планирования уроков.

Раньше при проведении оценивания я замечала, что у учеников перед выставлением оценки сразу падает настроение, становятся какими-то нервозными. Но, как только я стала в своей работе использовать критериальное оценивание, у моих второклашек появилось спокойствие. Они начали рассуждать о своих достижениях. Стали самокритичными. Слез и обиженных взглядов уже не было. Даже можно сказать, что критериальное оценивание сохраняет здоровье учеников и учителей. С каждым новым заданием дети спрашивали «А будем мы сами себе ставить оценки?» Например, некоторые дети не любят читать рассказы, а тем более пересказывать. Но стихи учат с удовольствием. И всегда при оценивании я была в тупике: как оценивать? Критериальное оценивание решило эту проблему. Мы в классе разработали такую таблицу:

  • «5» - если читаем свободно 75 слов в 1 минуту.
  • «4» - если читаем 50 слов, допускается 1 ошибка.
  • «3»- если читаем по слогам, 35 слов.

После постоянного использования «наших» критерий техника чтения существенно улучшилась. Поэтому, я воодушевилась этими результатами и стала применять разные виды оценивания.

Например, кроме стандартной 5-бальной системы при взаимооценивании интересным оказался прием «Кулак-ладонь».

При использовании этого метода формируются навыки самоуправления.

Сущность метода направлена на формирование навыков самооценивания:

  • раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли целей и ожидаемых результатов;
  • три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении целей, но следует еще поработать;
  • кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели.

Также этот метод можно использовать в ситуации ответа на конкретный вопрос учителя на уроке:

  • раскрытая ладонь, если они уверены, что знают ответ;
  • три пальца вверх, если они знают, лишь часть ответа, либо не достаточно уверены в точности своего ответа;
  • кулак, если они не знают ответа.

Можно проводить оценивание в виде психологического настроя:

  • Мне понравилось на уроке …
  • Мне удалось на уроке…
  • Я порадовался на уроке за …
  • Я могу похвалить себя за …
  • Мне надо еще поработать над …
  • А теперь, ребята, давайте поблагодарим, друг друга за плодотворную работу и пожелаем друг другу успехов…

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по- другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист» отпадают сами собой.

Можно использовать жесты – «Хорошо» - , «Не очень хорошо» - , оценивать жестами очень нравится детям, они восторженно говорят: «Это, супер!»

Некоторые мониторинговые исследования показывает, что модуль «Оценивание для обучения, оценивание обучения» вызывает трудности у учителей в применении на уроках. Например, 12% учителей сих пор нацелены на традиционную оценку знаний, а 24% учителей отметили, что для применения модуля оценивания используют отдельные журналы.

Мониторинг показывает, что в среднем качество знаний учащихся, оцененное по методике критериального оценивания, повысилось на 5-10 %.

На практике мы должны не меньше пяти оценок выставить в классный журнал, но мы не задумываемся над тем, что в течение одного урока мы могли бы оценить большее количество учеников, на сколько, они усвоили данный материал, сделать рефлексию и наметить планы на следующий урок. Даже оценки за четверть и за год ученикам мы выставляем по тестовым или проверочным работам. Поэтому, чтобы добиться успехов в повышении качества знаний учащихся учитель должен опираться не на суммативное оценивание, а проводить определенную работу по установлению обратной связи, т.е., до начала письменных, тестовых и контрольных работ.

В исследовательской работе педагога-гуманиста Ш.А.Амонашвили встретишь стратегии позитивного оценивания:

  • «- Положительная оценка - «Я знаю, ты очень старался…»;
  • - Указания на ошибки - «Но сегодня …. у тебя не получилось»;
  • - Анализ причин - «Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»;
  • - Обсуждение. Выражение уверенности - «Но в следующий раз я уверена, ты поступишь …».

Для успешного проведения формативного оценивания учитель, должен определить для себя две цели: каком этапе обучения находится ученик [1], и какие эффективнее методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. А ученики, в свою очередь, должны понимать, зачем они учатся, чему учатся. Для этого можно проводить упражнение «Дорожка успеха» на уроке при закреплении темы. В начале урока во время минутки чистописания, до начала выполнения основных заданий можно попросить каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с заданием, и свое предположение зафиксировать на "дорожке успеха".

Ученики должны научиться самооцениванию, а учитель, который всегда единолично оценивал, должен раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Вот, например, я на стадии рефлексии использую такой вид оценивания:
«У каждого на парте лежит незаконченный смайлик.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему;
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы;

Теперь дорисуем рот:

+ - Урок понравился и вы довольны своей работой;
= - Урок не понравился, я не очень доволен своей работой».

Ассоциация преподавателей естественных наук разработали и представили рефлексивные оценочные техники, такие как «недельные отчеты. Применение подобной техники помогут учителю исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала, дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными. Применение подобной техники осуществляет быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю или курса и какие трудности у них возникли.

В конце рабочей недели учащимся раздаются листы, в которых они отвечают на вопросы: «Чему я научился за эту неделю?», «Какие вопросы остались для меня неясными?», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?» Такие задания-вопросники можно задавать домой. Ученики осмыслив все пройденное за неделю могут в спокойной обстановке написать свои отчеты, и это существенно экономит время на уроке. Конечно, в этом случае учитель должен будет все проанализировать и быть готовым к различным ответам.

«Учитель должен тщательно проводить рефлексию иметь в виду, что ученики должны видеть, что выполнение недельного отчета помогают им в учёбе, в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно. Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом»[2] («Разработки Ассоциации преподавателей естественных наук»)

За время своей педагогической деятельности учитель должен проводить анализ своей работы: «Как я могу выяснить, научились ли всему, что я преподаю?» и «Как я могу помочь своим ученикам лучше учиться?»

В начальных классах нами проводится определенная работа по овладению учениками красивого каллиграфического почерка. И я стала использовать критериальное оценивание после каждого письменного задания. Так как минуты чистописания были малоэффективны.

После завершения работы дети стали меняться тетрадями и ставили простым карандашом оценки согласно критериям оценок:

  • «5» - все безупречно: правильно и красиво;
  • «4» - одна - две ошибки, одно исправление;
  • «3» - три ошибки, одно исправление.

И тут я заметила, что при оценивании друг друга и при самооценивании, дети отнеслись очень серьезно, справедливо выставляли оценки в свои листы оценивания. Оценки не завышались, аргументировались выводы. И в дальнейшем при использовании этого метода, я заметила, что сразу изменился почерк у детей. Я не могла долгое время мальчика С. убедить, в том, что все буквы в словах нужно писать, соединяя между собой. Ни мои просьбы об исправлении почерка, ни мои убеждения не могли его исправить. Но как только в классе ввели самооценивание и взаимооценивание, желание получить «Отлично» было сильнее каких-либо его капризов. С каждым разом его почерк только улучшался. Даже родители заметили в нем сильные изменения. Это говорит о том, что он благодаря критериальному оцениванию стал относиться к своему обучению с большой ответственностью. Таким образом, у детей развивается саморегуляция. Потому что при взаимооценивании обнаружить ошибки в работе одноклассника легче, чем в своей собственной. А также облегчается работа учителя, потому что взаимопроверка помогает ему осуществить проверку знаний учащихся.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт. В уже названной выше работе «Черный ящик: что там внутри?

Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям выделяют следующие компоненты формативного оценивания:

  1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи учащимся.
  2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
  3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
  4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
  5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

Таким образом, ученые, педагоги-исследователи и современные учителя всегда задаемся вопросами: «Как учить? Чему учить?»

Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать нынешние школьники, и какие технологии они будут использовать через 10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку. Проведение уроков с использованием разнообразных видов оценивания вызвали большой интерес, как среди учащихся, так и среди родителей. Я увидела, что проведение таких уроков, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества положительно влияют на образовательную, эмоциональную и социальную сферы учащихся.

Сейчас оканчивая курсы, я твердо уверена, что продолжу работу по внедрению идей модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

Использованная литература:
1. Руководство для учителя. WWW.CPM.KZ
2. Активные методы преподавания и обучения, 2012 WWW.CPM.KZ
3. Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!» М., 1983
4. Пинская. М.А. «Формирующее оценивание: оценивание для обучения» Практическое руководство для учителей.
5. «Оценивание учебных достижений» Методическое руководство. г. Бишкек
6. Сборник материалов онлайн семинаров по теме «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся», 2012

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены