РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Оценивание и регистрация достижений учащихся.

Оценивание и регистрация достижений учащихся.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся.

Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. В настоящее время во многих школах сохраняется система оценивания из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»), 3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»). И сама оценка, выставленная в дневник, имеет огромное значение в последующей учебной деятельности учащихся. Каждый родитель по – разному реагирует на оценку: на положительную – похвалой, поощрением; на отрицательную – неодобрением и т. д. Но еще я поняла, что если по-старому оценивать учеников, прогресса в обучении не получается. Поэтому, учитывая эти особенности, я начала использовать разнообразные методы оценивания. Но каждый раз я ловила себя на мысли «А не будет ли это простым зарабатыванием оценок, с целью получения от родителей материальных благ?». В дальнейшем на уроках я использовала разные методы, что было всегда необычно и интересно.

«Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной и в устной форме» [1]. Оценивание делится на формативное и суммативное [1]. «Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок… это суммативное оценивание, а оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения … - это формативное оценивание» [1].

Во время курсов по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан я, работая в группе, получила практические навыки самооценивания. Это очень повлияло на мою педагогическую деятельность.

Поэтому, после окончания курсов я начала экспериментировать, применяя идеи модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения». В дальнейшем я поняла, что выбрала правильный путь решения некоторых проблем по улучшению качества знаний в своем классе. Сначала мы разработали критерии оценивания, написали на большой лист и повесили на стене. И при каждом комментировании оценок мы обращали внимание на этот плакат. Постепенно у меня, как учителя отпала необходимость все время объяснять, почему выставлена та или иная оценка. Дети научились самооценивать свои работы по установленным ими самими критериям и престали «дуться», «обижаться» на непонравившуюся оценку. В следующий раз мы разработали листы оценивания, причем по каждому предмету были разные критерии. Например, при оценивании письменных работ большое внимание уделялось на грамматические ошибки и каллиграфию. А на уроках рисования другие: положение на листе, использование 2 и более цветов, равновесие в рисунке и т.д.

«Оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом» потому что один внимательно наблюдает за тем, что делает и говорит другой. А если это самоценивание, то размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении [1]. Но чтобы объективно проводить оценивание, я на каждом уроке провожу небольшое исследование: усвоена ли тема урока. По результатам своих наблюдений я делаю свои выводы для дальнейшего планирования уроков.

Раньше при проведении оценивания я замечала, что у учеников перед выставлением оценки сразу падает настроение, становятся какими-то нервозными. Но, как только я стала в своей работе использовать критериальное оценивание, у моих второклашек появилось спокойствие. Они начали рассуждать о своих достижениях. Стали самокритичными. Слез и обиженных взглядов уже не было. Даже можно сказать, что критериальное оценивание сохраняет здоровье учеников и учителей. С каждым новым заданием дети спрашивали «А будем мы сами себе ставить оценки?» Например, некоторые дети не любят читать рассказы, а тем более пересказывать. Но стихи учат с удовольствием. И всегда при оценивании я была в тупике: как оценивать? Критериальное оценивание решило эту проблему. Мы в классе разработали такую таблицу:

  • «5» - если читаем свободно 75 слов в 1 минуту.
  • «4» - если читаем 50 слов, допускается 1 ошибка.
  • «3»- если читаем по слогам, 35 слов.

После постоянного использования «наших» критерий техника чтения существенно улучшилась. Поэтому, я воодушевилась этими результатами и стала применять разные виды оценивания.

Например, кроме стандартной 5-бальной системы при взаимооценивании интересным оказался прием «Кулак-ладонь».

При использовании этого метода формируются навыки самоуправления.

Сущность метода направлена на формирование навыков самооценивания:

  • раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли целей и ожидаемых результатов;
  • три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении целей, но следует еще поработать;
  • кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели.

Также этот метод можно использовать в ситуации ответа на конкретный вопрос учителя на уроке:

  • раскрытая ладонь, если они уверены, что знают ответ;
  • три пальца вверх, если они знают, лишь часть ответа, либо не достаточно уверены в точности своего ответа;
  • кулак, если они не знают ответа.

Можно проводить оценивание в виде психологического настроя:

  • Мне понравилось на уроке …
  • Мне удалось на уроке…
  • Я порадовался на уроке за …
  • Я могу похвалить себя за …
  • Мне надо еще поработать над …
  • А теперь, ребята, давайте поблагодарим, друг друга за плодотворную работу и пожелаем друг другу успехов…

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по- другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист» отпадают сами собой.

Можно использовать жесты – «Хорошо» - , «Не очень хорошо» - , оценивать жестами очень нравится детям, они восторженно говорят: «Это, супер!»

Некоторые мониторинговые исследования показывает, что модуль «Оценивание для обучения, оценивание обучения» вызывает трудности у учителей в применении на уроках. Например, 12% учителей сих пор нацелены на традиционную оценку знаний, а 24% учителей отметили, что для применения модуля оценивания используют отдельные журналы.

Мониторинг показывает, что в среднем качество знаний учащихся, оцененное по методике критериального оценивания, повысилось на 5-10 %.

На практике мы должны не меньше пяти оценок выставить в классный журнал, но мы не задумываемся над тем, что в течение одного урока мы могли бы оценить большее количество учеников, на сколько, они усвоили данный материал, сделать рефлексию и наметить планы на следующий урок. Даже оценки за четверть и за год ученикам мы выставляем по тестовым или проверочным работам. Поэтому, чтобы добиться успехов в повышении качества знаний учащихся учитель должен опираться не на суммативное оценивание, а проводить определенную работу по установлению обратной связи, т.е., до начала письменных, тестовых и контрольных работ.

В исследовательской работе педагога-гуманиста Ш.А.Амонашвили встретишь стратегии позитивного оценивания:

  • «- Положительная оценка - «Я знаю, ты очень старался…»;
  • - Указания на ошибки - «Но сегодня …. у тебя не получилось»;
  • - Анализ причин - «Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»;
  • - Обсуждение. Выражение уверенности - «Но в следующий раз я уверена, ты поступишь …».

Для успешного проведения формативного оценивания учитель, должен определить для себя две цели: каком этапе обучения находится ученик [1], и какие эффективнее методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. А ученики, в свою очередь, должны понимать, зачем они учатся, чему учатся. Для этого можно проводить упражнение «Дорожка успеха» на уроке при закреплении темы. В начале урока во время минутки чистописания, до начала выполнения основных заданий можно попросить каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с заданием, и свое предположение зафиксировать на "дорожке успеха".

Ученики должны научиться самооцениванию, а учитель, который всегда единолично оценивал, должен раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Вот, например, я на стадии рефлексии использую такой вид оценивания:
«У каждого на парте лежит незаконченный смайлик.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему;
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы;

Теперь дорисуем рот:

+ - Урок понравился и вы довольны своей работой;
= - Урок не понравился, я не очень доволен своей работой».

Ассоциация преподавателей естественных наук разработали и представили рефлексивные оценочные техники, такие как «недельные отчеты. Применение подобной техники помогут учителю исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала, дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными. Применение подобной техники осуществляет быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю или курса и какие трудности у них возникли.

В конце рабочей недели учащимся раздаются листы, в которых они отвечают на вопросы: «Чему я научился за эту неделю?», «Какие вопросы остались для меня неясными?», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?» Такие задания-вопросники можно задавать домой. Ученики осмыслив все пройденное за неделю могут в спокойной обстановке написать свои отчеты, и это существенно экономит время на уроке. Конечно, в этом случае учитель должен будет все проанализировать и быть готовым к различным ответам.

«Учитель должен тщательно проводить рефлексию иметь в виду, что ученики должны видеть, что выполнение недельного отчета помогают им в учёбе, в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно. Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом»[2] («Разработки Ассоциации преподавателей естественных наук»)

За время своей педагогической деятельности учитель должен проводить анализ своей работы: «Как я могу выяснить, научились ли всему, что я преподаю?» и «Как я могу помочь своим ученикам лучше учиться?»

В начальных классах нами проводится определенная работа по овладению учениками красивого каллиграфического почерка. И я стала использовать критериальное оценивание после каждого письменного задания. Так как минуты чистописания были малоэффективны.

После завершения работы дети стали меняться тетрадями и ставили простым карандашом оценки согласно критериям оценок:

  • «5» - все безупречно: правильно и красиво;
  • «4» - одна - две ошибки, одно исправление;
  • «3» - три ошибки, одно исправление.

И тут я заметила, что при оценивании друг друга и при самооценивании, дети отнеслись очень серьезно, справедливо выставляли оценки в свои листы оценивания. Оценки не завышались, аргументировались выводы. И в дальнейшем при использовании этого метода, я заметила, что сразу изменился почерк у детей. Я не могла долгое время мальчика С. убедить, в том, что все буквы в словах нужно писать, соединяя между собой. Ни мои просьбы об исправлении почерка, ни мои убеждения не могли его исправить. Но как только в классе ввели самооценивание и взаимооценивание, желание получить «Отлично» было сильнее каких-либо его капризов. С каждым разом его почерк только улучшался. Даже родители заметили в нем сильные изменения. Это говорит о том, что он благодаря критериальному оцениванию стал относиться к своему обучению с большой ответственностью. Таким образом, у детей развивается саморегуляция. Потому что при взаимооценивании обнаружить ошибки в работе одноклассника легче, чем в своей собственной. А также облегчается работа учителя, потому что взаимопроверка помогает ему осуществить проверку знаний учащихся.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт. В уже названной выше работе «Черный ящик: что там внутри?

Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям выделяют следующие компоненты формативного оценивания:

  1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи учащимся.
  2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
  3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
  4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
  5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.

Таким образом, ученые, педагоги-исследователи и современные учителя всегда задаемся вопросами: «Как учить? Чему учить?»

Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать нынешние школьники, и какие технологии они будут использовать через 10 лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку. Проведение уроков с использованием разнообразных видов оценивания вызвали большой интерес, как среди учащихся, так и среди родителей. Я увидела, что проведение таких уроков, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества положительно влияют на образовательную, эмоциональную и социальную сферы учащихся.

Сейчас оканчивая курсы, я твердо уверена, что продолжу работу по внедрению идей модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения».

Использованная литература:
1. Руководство для учителя. WWW.CPM.KZ
2. Активные методы преподавания и обучения, 2012 WWW.CPM.KZ
3. Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!» М., 1983
4. Пинская. М.А. «Формирующее оценивание: оценивание для обучения» Практическое руководство для учителей.
5. «Оценивание учебных достижений» Методическое руководство. г. Бишкек
6. Сборник материалов онлайн семинаров по теме «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся», 2012

Рамазанова Альфия Камильевна06.09.2014 72220 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar